Зисис, Стив
- 1 year ago
- 0
- 0
Фео́дор Зи́сис ( греч. Θεόδωρος Ζήσης ; род. 20 января 1941, деревня Панайа, остров Тасос , Греция ) — бывший священнослужитель Фессалоникийской митрополии и профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля .
Специалист по поздневизантийским Отцам Церкви, автор монографий о митрополите Евстратии Никейском и патриархе Геннадии Схоларии . Известен также своими консервативными и антиэкуменическими взглядами .
5 марта 2017 года заявил с амвона о прекращении поминовения своего правящего архиерея митрополита Анфима (Руссаса) и выходе из юрисдикции Элладской православной церкви .
Родился в 1941 году на острове Tacoc в селении Панагия, в семье священника.
В 1965 году окончил богословский факультет Фессалоникского университета и, как лучший выпускник, был зачислен на юридический факультет этого же университета, но прервал своё обучение в связи с началом преподавательской деятельности на богословском факультете ФУА.
Аспирантуру окончил также в Салониках , на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу . В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительства Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докторская степень , а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета ФУИ.
С 1972 по 1973 и с 1979 по 1980 годы находился на повышении квалификации в Западной Германии ( Бонне ), представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию « Геннадий II Схоларий . Житие — Писания — Учение» за которую в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году, после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия, где преподавал до настоящего времени. Дважды был деканом этого отделения.
Сразу после основания патриаршего Института патристических исследований при монастыре Влатадон , стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977—1980), а также редактора и учёного секретаря (1968—1970) журнала «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом.
В 1970 году стал научным сотрудником Центра византийских исследований ФУА, затем заведующим отделом богословия (1988—1998), а впоследствии — директором самого Центра (1991—1995). Являлся членом редакционной коллегии журнала «Византийское наследие» и других изданий Центра. В течение ряда лет был председателем Союза богословов Северной Греции и издавал журнал Союза «Богослов». Неоднократно был организатором и активным участником различных международных научных конференций.
В декабре 1990 года был рукоположен во диакона , а в марте 1991 года в монастыре святой Анастасии Узорешительницы хиротонисан в сан пресвитера ) и проходил в монастыре пастырское служение до начала 1993 года. С апреля 1993 года по март 2017 года служил в храме преподобного Антония Великого в Салониках, оставаясь в юрисдикции Константинопольской церкви.
Неоднократно представлял Вселенскую патриархию и Элладскую церковь на межхристианских встречах, принимая участие в диалогах православных как со старо-католиками , так и с католиками ; также участвовал в межправославных встречах по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. За суровую критику оправдания унии и церковно неприемлемых документов , подписанных в 1993 году в местечке Баламанд , Константинопольская патриархия запретила ему участвовать в диалогах с католиками.
В 1998 году вместе с единомышленниками основал Общество православного просвещения. В настоящее время он руководит изданием богословского альманаха Общества «Жизнь по заповедям», который, несмотря на все проблемы и трудности, выходит каждые три месяца.
Поддерживая поначалу хорошие отношения с архиепископом Афинским Христодулом (Параскеваидисом) (в его бытность митрополитом Димитриадским), Феодор Зисис пришёл к острому противостоянию с ним, в особенности с 2001 года — со времени подготовки и осуществления визита покойного папы Иоанна-Павла II в Афины. С точки зрения протоиерея Феодора Зисиса, руководимая блаженнейшим Христодулом Элладская церковь , вследствие продолжающихся тесных контактов со Всемирным советом церквей и с представителями других религий, сбилась с верной стези, указанной апостолами и святыми отцами, и идёт по пути межрелигиозного и межхристианского синкретизма , по пути всеереси экуменизма .
В связи с непримиримой позицией протоиерея Феодора по этому вопросу, а также из-за его открытой критики экуменических контактов и вообще нравственного упадка и обмирщения епископата, в июне 2005 года на него было наложено прещение — запрет в священнослужении . Однако возмущение по этому поводу церковной общественности и горячая поддержка многих клириков способствовали тому, что в сентябре 2005 года прещение было снято.
Награждён Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2005 г.). В номинации «Богословие» - за книгу «Благотворное и очистительное цунами».
Отрицательно воспринял состоявшийся в июне 2016 года на Крите Всеправославный собор и принятие им документы. Его поддержал другой священник из Салоник Николай Манолис. В конце 2016 года митрополитом Фессалоникийским Анфимом (Руссасом) обоим священникам было отправлено «последнее предупреждение», предписывающее «прекратить призывы верующих к расколу и разделению Церкви» .
5 марта 2017 года, в Неделю торжества православия, официально объявил с амвона храма, в котором служил многие годы, сообщив, что перестаёт поминать своего правящего архиерея — Фессалоникийского митрополита Анфима (Руссаса) .
В конце 2018 года выступил с резкой критикой политики Константинопольского патриархата и поддержал УПЦ МП
Владеет немецким и французским языками. Он автор многих монографий, а также статей и исследований.