Гармония
- 1 year ago
- 0
- 0
Рахманиновская гармония (часто именуется также «рахманиновской субдоминантой») — диссонирующий аккорд , характерный для стиля С. В. Рахманинова . В научной литературе термин впервые использован советским музыковедом В. О. Берковым . Подобно « Шубертовой шестой» и « прокофьевской доминанте », относится к числу «именных» гармоний.
Рахманиновская гармония встречается только в миноре (классифицируется как характерный аккорд в системе
миноро-мажора
). По структуре представляет собой малый
септаккорд
с уменьшённой квинтой. Функциональные трактовки этого созвучия различны:
Наиболее характерный оборот с участием этой гармонии — «рахманиновская гармония — тоника». Зачастую он связан с мелодическим ходом на уменьшённую кварту (тем самым подчеркивается наличие характерного интервала в составе рахманиновской гармонии): примеры — фортепианное трио № 2, ч. I, романс «О нет, молю, не уходи». Не всякое созвучие, совпадающее по звуковому составу с рахманиновской субдоминантой, воспринимается как «знак» стиля композитора (см., например, коду I части Второго фортепианного концерта ). И наоборот, будучи выделена фактурно (Прелюдия gis-moll, ор. 32), ритмически или благодаря заметному положению в форме (например, в каденционных оборотах — см. пьесу «Мелодия» ор. 10, заключительный каданс), эта гармония мгновенно опознаётся именно как «рахманиновская».