Ульянов, Александр Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Ильич Гутман ( 29 января 1945 — 17 февраля 2016 ) — российский кинорежиссёр и оператор , сын Ильи Семёновича Гутмана . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 2005 ).
Александр Гутман окончил Ленинградский Политехнический институт .
В 1969 году пришёл на Ленинградскую студию документальных фильмов в качестве ассистента кинооператора . За время работы на студии, а это более тридцати лет, он окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии (1978, мастерская П. Ногина) и стал зрелым мастером со своим оригинальным почерком и необычным взглядом.
Его документальные фильмы Ленинградской студии документальных фильмов с 1976 по 1993 год выходят за рамки восприятия
документалистики
. Уже первый фильм, снятый А. И. Гутманом — кинооператором, — «Знакомьтесь, королева» — получил широкую известность как у нас в стране, так и за рубежом. Он получил Гран-при на самом престижном европейском кинофестивале спортивных фильмов в Сан-Венсане в Италии. Документальные фильмы, снятые А. И. Гутманом, всегда отличает особый, нестандартный творческий взгляд. Его интересуют не только факты и реалии наших дней. Он фокусирует своё внимание на внутреннем мире героя. А. И. Гутману удается создать яркий образ нашего современника, а выразительный зрительный ряд его фильмов выгодно отличает его работы от многих других. Оригинальные режиссёрские решения и нестандартный подход к разработке фильмов на различные темы всегда отличались гуманизмом, человечностью и патриотизмом. Кинофильм «Снежная фантазия» признан лучшей операторской работой на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в
1977 году
.
После нескольких блестящих работ на спортивную тему А. И. Гутман избирается председателем Федерации спортивного кино Ленинграда и становится членом Всесоюзной федерации спортивного кино. Яркие и выразительные работы А. И. Гутмана «Бокс» и «Прощай и здравствуй, волейбол» были отмечены соответственно призами на Всесоюзных фестивалях спортивного кино в 1981 и 1983 годах. Событием в документальном кинематографе был фильм «Пирамида», рассказавший об артисте цирка
В. И. Дикуле
, который бескорыстно помогал людям после тяжелейших травм позвоночника и ставил их на ноги. Этот фильм кинооператора Гутмана получил Главный приз
Московского Международного кинофестиваля
за документальное кино в 1985 году. Первая режиссёрская работа А. И. Гутмана — кинофильм «Круг», снятая в 1989 году, была замечена публикой и критикой. Следующий фильм — «Русские ушли», снятый в 1991 году, получил сразу несколько призов на Международных кинофестивалях в Финляндии, Бельгии и Египте. Этим фильмом открывался тогда ещё новый телевизионный канал
РТР
. В этом же году А. И. Гутман был рекомендован режиссёром на один из первых российско-американских проектов. Фильм, под названием «Познавая друг друга», рассказал о том, как молодые люди
США
и
России
вместе разрушали «образ врага». Эта работа мастера получил широкие отклики в российской и американской прессе.
В центре внимания всех следующих фильмов режиссёра-оператора А. И. Гутмана — внутренний мир героев, атмосфера жизни эпохи перестройки. В своих фильмах он тщательно отбирает и использует поэтические метафоры, виртуозно выстраивает изобразительный ряд, находит неординарные монтажные решения, успешно экспериментирует со звуком. Фильм А. И. Гутмана «1244, 1245, 1246» получил в 1993 году Главный приз кинофестиваля «Фотограмма де Оро» в Италии и Серебряный приз на Открытом российском фестивале неигрового кино в Екатеринбурге . Фильм А. И. Гутмана «Тело без головы, или Бодибилдинг» принес ему большую известность. Этот фильм рассказывает о человеке, который был моделью для огромного количества памятников советской эпохи, включая знаменитый монумент Веры Мухиной « Рабочий и Колхозница ». Фильм получил в 1996 году Главные призы на кинофестивалях в Испании, Португалии и Приз жюри на кинофестивале в Канаде.
Следующий фильм А. И. Гутмана «Три дня и больше никогда», снятый в 1998 году, вызвал огромный интерес в стране . В нём с помощью художественных средств документального кинематографа была поднята тема смертной казни в России . Председатель комиссии по помилованию при Президенте России А. И. Приставкин в одном из своих интервью сказал, что фильм режиссёра А. И. Гутмана «Три дня и больше никогда» — это самое сильное его впечатление за последние годы. После показа этого фильма на Комиссии по помилованию и в Верховном Суде России герою фильма Александру Бирюкову заменили пожизненное заключение на пятнадцатилетний срок . На Всероссийском кинофестивале « Сталкер » этот фильм получил Главный приз. Он также получил в 1999 году призы на кинофестивалях в Эстонии и США. После показа о фильма в Линкольн-центре в Нью-Йорке полный зал стоя аплодировал в течение пятнадцати минут. Эта работа режиссёра была шесть раз показана на каналах РТР и «Культура».
В 2000 году был снят фильм «Путешествие в Юность», рассказывающий о насилии советских солдат над мирным населением Германии (а именно о насилии над немками) . В 2001 году он получил Платиновый приз на Международном кинофестивале в Хьюстоне (США) и Приз «Золотая камера» на US International Film and Video Festival.
В 2003 году режиссёр-оператор А. И. Гутман закончил полнометражный документальный фильм «Фрески». Фильм снят в Армении и рассказывает о жизни в городе Гюмри спустя почти тринадцать лет после страшного землетрясения. Кинолента приняла участие в 28 российских и международных кинофестивалях и получила двенадцать призов. Положительные отзывы российских и зарубежных кинокритиков на фильм «Фрески» были опубликованы в известных кинематографических международных изданиях.
В 2005 году Александр Гутман снял фильм «Еврейское счастье». Фильм был приглашен для участия в конкурсных программах престижных кинофестивалей мира, таких как Московский кинофестиваль, Карловы Вары, «Cinema du Reel» в Париже, а также получил приз как лучший неигровой фильм на российском кинофестивале « Окно в Европу » и приз «Special Mention» на Парижском кинофестивале.
Фильм «Солнечная сторона трассы» (2005) был показан в конкурсных программах 19 международных кинофестивалей, включая STALKER (Москва), Tampere Film Festival, Kasseler Dokfest ( Кассель ), One World ( Прага ), 21. Internationales Kurz Film Festival ( Гамбург ), Shadow Festival ( Амстердам ), European Media Art Festival ( Оснабрюк ), Trieste film festival.
Возвращаясь к теме искусства, в 2006 году Гутман снял две картины «Борис Эйфман. Репетиция балета» и «Отражение фантазий».
Режиссёр регулярно читал лекции и показывал свои фильмы студентам ВГИКа и в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, где он преподавал в качестве доцента кафедры режиссуры. Он также неоднократно приглашался для чтения лекций и показа своих фильмов в Нью-Йоркскую, Финскую, Лодзинскую, Иерусалимскую и Балтийскую киношколы. Читал лекции в Сорбонне.
Гутман являлся членом жюри многих кинофестивалей, таких как Международный кинофестиваль в Карловых Варах, «Окно в Европу», варшавского «Planete Doc Review», Московского кинофестиваля, кинофестиваля «Еврейские мотивы», Международного кинофестиваля документальных и короткометражных фильмов Ismailia в Египте, «Сталкер», Krakow Film Festival, Кинофестиваля Европейского фильма в Севилье.
За время своей работы в кинематографе режиссёр-оператор А. И. Гутман как кинооператор снял более ста кинофильмов и киножурналов, а как режиссёр — более сорока короткометражных и полнометражных фильмов.
Скончался 17 февраля 2016 года в Петербурге . Похоронен на Калитниковском кладбище .