С 1947 года занимался в хореографическом кружке Кировского Дома пионеров, а с 1948 в ансамбле имени В. С. Локтева в Городском Доме пионеров в переулке Стопани.
В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых ―
Базиль
(«
Дон Кихот
»
Л. Минкуса
, 1961),
Паганини
(одноименный балет на музыку С. С. Рахманинова, 1962),
Фрондозо («Лауренсия» А.Крейна, 1963), Петрушка
(
одноимённый балет
И. Ф. Стравинского
, 1964),
Граф Альберт («Жизель» А.Адана, 1964),
Щелкунчик-принц
(
одноимённый балет
П. И. Чайковского
, 1966) и
Спартак
(
одноимённый балет
А. И. Хачатуряна
, 1968),
Ромео
(«
Ромео и Джульетта
» С. С. Прокофьева, 1973),
принц Дезире
(«
Спящая красавица
» П. И. Чайковского, 1973),
Иван IV
(Иван Грозный С.Прокофьева, 1975) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков ―
Р. Пети
(балет «Голубой ангел»),
М. Бежара (балет Петрушка, поставленный на Васильева)
,
Л. Ф. Мясина
. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, координацией движений, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.
С
1971 года
выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, в числе которых «Икар» С.Слонимского (1971), «Макбет» (1980), «Анюта» на музыку В.Гаврилина (1986), «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева и «Дон Кихот» Л.Минкуса (1990), "Золушка С.Прокофьева (1991), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1996), «Жизель» А.Адана (1997), «Красный мак» Р.Глиэра (2010). Поставил оперу «Травиата» (1996) и хореографию в операх режиссера Ф.Дзеффирелли «Аида» (1990, 2002, 2006), «Хованщина» (1996), «Травиата» (2009). Поставил в Татарском театре оперы и балета Мессу Си минор И. С. Баха «Даруй нам мир» (2015) и Реквием В. А. Моцарта «И воссияет вечный свет» (2020) для солистов, хора, балета и оркестра. Снимал в качестве режиссера и хореографа и снимался в телебалетах «
Анюта
» и «
» на музыку
В. А. Гаврилина
и других. Снял художественный фильм «Фуэте» (Ленфильм, 1986) и снялся в нем.
В 1982 году окончил балетмейстерское отделение
ГИТИСа
, в 1982—1995 годах преподавал там же хореографию, в 1985—1995 — заведующий кафедрой хореографии (с 1990 года — профессор).
В 1995—2000 годах работал
Художественным руководителем
-директором
Большого театра
. Был инициатором строительства Новой сцены Большого театра, при его руководстве и под его контролем это здание было построено в 2000 году.
В 2008, 2014, 2016 и 2018 годах Председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Варне, Болгария
В 2003 году был в составе жюри конкурса «
» в
Амстердаме
.
В 2014 году выступил в партии
Ильи Андреевича Ростова
в хореографической миниатюре «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография
Р. Поклитару
), показанном на открытии
Зимних Олимпийских игр 2014
в
Сочи
.
Почетный профессор
МГУ
(с 1995), действительный член Международной академии творчества (с 1989) и Академии российского искусства (с 1990), секретарь
Союза театральных деятелей России
, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при
ЮНЕСКО
(с 1990), профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС), почетный доктор гуманитарных наук Центр-колледжа (США), Почетный член Российской Академии художеств, член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников, Союза художников Татарстана,
член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «
Триумф
» (с 1992), член Попечительского Совета российской Премии Людвига Нобеля (с 2007), Президент Фонда
Галины Улановой
(с 1998).
В 1990—1995 годах — председатель жюри, с 1996 — художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «
Арабеск
» (Пермь), с 2004 года — председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» (Берлин)
.
Конкурс Арабеск
Вместе с женой
Е. С. Максимовой
приложил много усилий к проведению
Открытого конкурса артистов балета «Арабеск»
. В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им. Следующий, одиннадцатый, конкурс, посвящённый памяти Е. С. Максимовой, совпал с 70-летием Владимира Васильева. Вместе с Д. Хохловой он станцевал и выступил в роли хореографа-постановщика в хореографической миниатюре «Баллада» на музыку
Ф. Шопена
.
О В. В. Васильеве
«Уже в процессе работы над спектаклем („Каменный цветок“ — ред.) я полюбил дарование Васильева, его, я бы сказал, демократическую природу, раскрывшуюся в образе Данилы так неожиданно после „Вальпургиевой ночи“ и „Шопенианы“. Я ещё не знал, какой стороной повернётся его талант в диаметрально противоположном — героическом характере Спартака или наилиричнейшем Щелкунчике. Всё это было ещё впереди, но после премьеры „Каменного цветка“ Васильев уже стал Васильевым — танцовщиком редчайшего таланта. (…) Его Щелкунчик — идеальный сказочный герой. Трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, он, как и подобает истинному сказочному принцу, по-настоящему элегантен. В труднейшей вариации второго акта Васильев показал, как он умеет, если это необходимо, укрощать свой темперамент, организуя его в рамках чисто классического танца. Следующая моя личная встреча с Владимиром Васильевым — это Спартак. Не скрою, выбор исполнителя на главную роль сделан был не без колебаний, но я поверил, что Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение».
«Васильев ― не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета. Он настоящий гений танца. К нимбу этого огромного художника надо добавить ещё чудесный характер, наблюдательность, пытливость и балетмейстерское дарование».
«Говоря слово „Бог“ применительно к Васильеву, я имею в виду чудо в искусстве, совершенство. Такого диапазона возможностей у предшественников не было. По разноликости он не идёт в сравнение ни с кем. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия ― всё подвластно Васильеву».
«Спартак Владимира Васильева… В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. Та же в ней высота постигнуть мир и танцем, пластикой выразить это постижение. Васильев и на репетициях прекрасен и неистов. Он заражает, электризует окружающих своей духовной энергией, своей неистовой волей».
«Танец Васильева — как бы хореографическая мелодия — певучие движения, пластическая кантилена. Он, этот танец, может быть и страстно-зажигательным, и строгим, мужественно-героическим, и элегически-задумчивым. И всегда он несёт в себе глубину мысли, силу чувства».
«Вот когда „летит“ Владимир Васильев — это поэзия, ибо здесь порыв духа. Артист, обладающий совершенной техникой и ощущением музыки, подчиняет себе сценическое пространство, живописуя его своим свободным штрихом, как художник кистью. Умение вот так „разговаривать“ и есть смысл артиста».
«Обладая редким даром пластического перевоплощения, Васильев подчиняет танец стилистике образа. Носитель лучших традиций русского балета, Васильев постиг все тонкости и современной хореографии. Большая удача Васильева — партия Щелкунчика-принца. Вначале механические, резкие и отрывистые движения становятся по мере развития темы одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танцевального рисунка отражает чистоту души героя. Выдающаяся работа артиста — партия Спартака. Танец Спартака-Васильева кажется пластическим символом героических, светлых порывов и стремлений».
1959
— «Танцевальная сюита» на музыку
Д. Д. Шостаковича
, балетмейстер-постановщик А. А. Варламов —
Солист
— первый исполнитель
1960
— хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку
Н. Н. Черепнина
, хореография
К. Я. Голейзовского
—
Нарцисс
— номер поставлен балетмейстером специально на В. В. Васильева («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского», вечер артистов Большого театра в Государственном концертном зале им. П. И. Чайковского)
1960
— хореографическая миниатюра «Фантазия» на музыку
романса С.Н.
Василенко «Лети, мой сон», хореография
К. Я. Голейзовского
— номер поставлен балетмейстером специально на В. В. Васильева и Е. С. Максимову («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского», вечер артистов Большого театра в Государственном концертном зале им. П. И. Чайковского)
1962
— «
Дон Кихот
»
Л. Ф. Минкуса
, хореография А. А. Горского, Р. В. Захарова, К. Я. Голейзовского; возобновление И.Вас. Смольцова —
Базиль
1963
— «Класс-концерт» на музыку А. К. Глазунова, К. Н. Лядова, С. М. Ляпунова, А. Г. Рубинштейна, Д. Д. Шостаковича
,
балетмейстер-постановщик
А.М Мессерер
—
Солист
— участник премьеры
1964
— «
Петрушка
»
И. Ф. Стравинского
, постановка М. М. Фокина, возобновление К. Ф. Боярского —
Петрушка — первый исполнитель в данной редакции
1964
— «
Лейли и Меджнун
»
С. А. Баласаняна
, балетмейстер-постановщик К. Я. Голейзовский — Кайс (
Меджнун)
— первый исполнитель, партия создавалась специально на В. В. Васильева
1966
— «
Щелкунчик
» П. И. Чайковского, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович —
Щелкунчик-принц
— первый исполнитель
1968
— «Спартак» А. И. Хачатуряна, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович —
Спартак
— первый исполнитель
1986
— «
Анюта
» на музыку
В. А. Гаврилина,
автор либретто (совместно с А. А. Белинским) и балетмейстер-постановщик —
Пётр Леонтьевич
— первый исполнитель
На сценах других театров
1977
— «
Петрушка
» (
Petrushka)
И. Ф. Стравинского
, балетмейстер-постановщик
М. Бежар
(труппа «Балет ХХ века», Бельгия) —
Юноша
— первый исполнитель, партия создавалась специально на В. В. Васильева
1987
— «Голубой ангел» (
L’Ange Bleu
) на музыку
М. Констана
, балетмейстер-постановщик
Р. Пети
(труппа «Марсельский балет»,
Франция
) —
профессор Унрат
1988
— «Пульчинелла» (
Pulcinella
) на музыку И. Ф. Стравинского, постановка
Леонида Ф. Мясина
, возобновление Лорки Мясина (
Театр «Сан-Карло»
,
Неаполь
, Италия) —
Пульчинелла
— первый исполнитель возобновленного спектакля
1989
— «Нижинский. Воспоминания юности
»
(
Nijinsky. Memoria di Giovinezza
) — спектакль на музыку разных композиторов, режиссёр Б. Менегатти; хореографы: В. В. Васильев, В. Эглинг, М. Ходсон, Э. Хатчинсон, Р. Нуньес, Г. Уайтинхем (
Театр «Сан-Карло»
,
Неаполь
, Италия) —
Нижинский
— первый исполнитель
2000
— «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» (
Lungo Viaggio nella Notte di Natale
) — спектакль на музыку
П. И. Чайковского
и И. Ф. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти (
Римская опера
) — первый исполнитель роли
Маэстро
2009
— «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» (
Diaghilev Musaget. Venezia, agosto 1929
) — синтетический лирико-драматический и балетный спектакль на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти (Римская опера на сцене Театро Национале) — первый исполнитель главных ролей
Дягилева
и
Нижинского
.
1988 — «Элегия», концертный номер на музыку
С. Рахманинова
(Большой театр)
1988 — «
», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «
Сан-Карло
»; 1995 — Большой театр)
1989 — «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (
Концертный зал им. П. И. Чайковского
, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли
Балды
)
Кроме этого, поставил свыше 20 хореографических номеров и композиций на разных сценах мира («Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы» на музыку
одноимённого сочинения
С. С. Прокофьева
(1992)
, «Синкопы» и др.), а также хореографические композиции в многочисленных художественных кинофильмах.
1978
— «Щелкунчик» —
Щелкунчик-принц
(спектакль ГАБТа СССР, композитор
П. И. Чайковский
, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр
А. Копылов
)
1978
— «Каменный цветок» —
Данила
(спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
Орден «За заслуги перед Отечеством»
III степени (
2008
) —
за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность
Премия имени
В. Нижинского
— «Лучший танцовщик мира» (
1964
, Парижская академия танца)
Специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964,
Болгария
)
Премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е. С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца)
Премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (
Италия
)
Приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «
Злата Прага
» (
Прага
, 1982, за телебалет «Анюта»)
Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (
Алма-Ата
, 1983, за телебалет «Анюта»)
Премия Академии Симба (1984, Италия)
Приз «Интервидения» и приз за лучшее исполнение мужской роли на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (
Прага
, 1985, за телебалет «Дом у дороги»)
Приз за лучший спектакль сезона — балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (
Неаполь
, 1986)
Приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (
Таганрог
, 1986)
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия)
Премии имени Дж. Тани — «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е. С. Максимовой, 1989, Италия)