Новый взгляд
- 1 year ago
- 0
- 0
«Но́вый взгляд» — частная российская газета, выходит с 8 июня 1992 года (объём в разные годы — от 2 до 32 полос). Изначально учреждена в 1991 году телекомпанией « ВИD » под названием «Взгляд». После конфликта с «ВИDом», который отказался финансировать газету из-за разногласий с её главным редактором Евгением Додолевым , последний перерегистрировал издание на себя как «Новый взгляд» и привлёк к его финансированию Кирсана Илюмжинова . Часть тиража распространяется в виде приложения к ежедневной газете « Московская правда » (в 1992 по средам, начиная с 1993 года по субботам). С 2005 года издание выходит ежемесячно (ранее выпускалось еженедельно) .
Идея создания газеты принадлежала журналисту, генеральному продюсеру телекомпании «ВИD» Владу Листьеву . Осенью 1991 года она была зарегистрирована как печатный орган «ВИDа» . Еженедельное издание, которое получило название «Взгляд», позиционировалась как газетная версия одноимённой телепрограммы . По рекомендации сооснователя «ВИDа» Ивана Демидова новый еженедельник возглавил экс-ведущий программы «Взгляд» Евгений Додолев , который имел опыт работы в печатной прессе — в газете « Московский комсомолец » и бюллетене « Совершенно секретно ». Первый номер газеты «Взгляд» вышел 15 января 1992 года. В одноимённой программе телеведущий Игорь Кириллов анонсировал появление нового СМИ .
Вскоре в еженедельнике возникла рубрика «Наш бульвар», что вызвало недовольство учредителей газеты. Как указывал « Коммерсантъ », руководители «ВИDа» сочли, что в данной рубрике «преобладал оскорбительный тон по отношению к известным людям и друзьям компании». Публикация в февральском номере «Взгляда» заметки «Макар словил стрижа», посвящённой радиоведущей Ксении Стриж и рок-музыканту Андрею Макаревичу , привела к тому, что, по словам Листьева, «Додолев словил от Макаревича пощёчину», а «ВИD» перестал финансировать издание и сосредоточился исключительно на телевизионной деятельности. Комментируя «Коммерсанту» развитие событий вокруг «Взгляда», главный редактор «Совершенно секретно» Артём Боровик напомнил, что в 1991 году Додолев был уволен из «Совершенно секретно», потому что его деятельность привела к «многомиллионным убыткам и грозила самому существованию газеты» .
Название «Новый взгляд» газета получила в мае 1992 года . Её издателем стал Евгений Додолев, который перерегистрировал «Новый взгляд» как свою частную газету, а учредителем — Кирсан Илюмжинов , который на тот момент являлся народным депутатом России от Калмыкии , он же и предоставил источники финансирования газеты. После недельной задержки 8 июня увидел свет первый номер обновлённого еженедельника . Как пишет сайт «Нового взгляда», «в оформлении использовались элементы советской символики, что для начала 1990-х было необычно» . Своим кредо газета объявила «тотальный плюрализм», «на одной и той же странице соседствовали Виталий Коротич и Александр Проханов » .
В 1995 году сотрудник газеты «Новый взгляд» Отар Кушанашвили представил читателям новую полосу «Тусовка» , которая привнесла в политизированное до этого издание светский элемент. Позднее, отзываясь о «Новом взгляде», где началась его карьера, Кушанашвили назвал газету «архиреволюционной» по меркам своего времени . По оценке « Парламентской газеты », в первой половине 1990-х «Новый взгляд» имел «культовый» статус .
Рубрику газеты «Новый взгляд» «Колонка главного редактора» Додолев отдал коллегам: в период 1992—1995 сотни главредов выступили на страницах издания со своими программными текстами. Владислав Старков писал концептуальные статьи, некоторые редактора просто рекламировали свои издания в модной на тот момент газете. Случались и казусы. В начале 1993 года рубрику курировал Отар Кушанашвили. В его задачу входило договориться о колонке и затем адаптировать материал под «нововзглядовский» формат. Однажды Додолеву позвонил главный редактор «Литературной газеты» и поблагодарил за публикацию, отметив между тем, что текст не писал. Оказалось, что куратор рубрики просто смастерил адекватную компиляцию из опубликованных ранее интервью. После этого Кушанашвили от данной работы был отстранён, а вскоре была упразднена и сама рубрика, поскольку за три года на страницах «Нового взгляда» высказались главы всех значимых российских изданий.
В «Новом взгляде» начинал свою профессиональную деятельность Отар Кушанашвили. Газета стала для него хорошей стартовой площадкой: журналиста заметил Иван Демидов и пригласил на телевидение — в программу «Акулы пера», где тот быстро добился общенациональной известности . В новом для себя качестве журналиста и публициста дебютировал на страницах еженедельника рок-музыкант Александр Градский , а такие авторы, как писатель Ярослав Могутин и диссидент Валерия Новодворская , стали известны широкой публике благодаря своим публикациям в «Новом взгляде» . В течение 1994 года постоянным автором газеты был писатель Эдуард Лимонов . На её страницах он, в частности, полемизировал с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским , которого считал «политическим шарлатаном» . В книге «В плену у мертвецов» Лимонов вспоминал о своём опыте сотрудничества с изданием :
Через посредничество моего тогдашнего издателя Шаталова я приземлился в «Новом взгляде», во вкладке в «Московскую правду», «Взгляд» редактировал тогда Евгений Додолев. Весь 1994 год, до того как я стал в ноябре выпускать газету «Лимонка», я печатал свои статьи у Додолева. В «Новом взгляде» собралась тогда сверхпёстрая компания экстремистов всех сортов: от Ярослава Могутина и Валерии Новодворской до автора Жириновского. Я опубликовал в «Новом взгляде» с полдюжины отличных вещей, среди них очерк «Псы войны», так что вспоминаю газету с удовольствием. В ту эпоху в ней присутствовала жизнь. В венах газеты текла кровь. Позднее Додолев стал издателем никому не нужных газет.
В «Новом взгляде» также публиковался философ Александр Дугин .
В газете «Новый взгляд» заявили о себе известные журналисты России: интервьюер Андрей Ванденко , ведущий Игорь Воеводин , репортёр и редактор Валерий Яков . Большинство журналистов, начинавших работать в редакции «Нового взгляда» в 1992 году, впоследствии ушли на телевидение или в другие печатные СМИ. Андрей Ванденко , руководивший газетой во время стажировки Додолева в США (1993—1994), сотрудничал с журналами «Итоги» и «Караван истории». Валерий Яков вместе с Игорем Голембиовским стоял у истоков « Новых Известий » и затем возглавил это издание. Андрей Вульф попробовал свои силы в шоу-бизнесе и в политике. Игорь Воеводин после работы на телевидении занялся литературой, но продолжил публиковаться в «Новом взгляде» .
Среди других заметных авторов газеты «Новый взгляд» — киновед Кирилл Разлогов , публикующий статьи о кинематографе, писатель Дмитрий Быков , выступающий по темам массовой культуры, «медиа-идеолог» Марина Леско , готовящая для издания «концептуальные материалы», общественный деятель Гейдар Джемаль , освещающий проблемы геополитики .
Публикации газеты часто оборачивались скандалами.
Публикации В. Новодворской последней привели к делу Новодворской по ст. 71 и 74 УК РФ (« » и « Разжигание межнациональной розни ») .
В соответствии с правовыми нормами (ст. 207 ) материалы «Дела Новодворской» были направлены прокурору города Москвы. Однако 8 августа 1995 года прокуратурой Центрального округа Москвы дело было прекращено. Редакция прекратила сотрудничество с радикальной журналисткой, поскольку её чрезмерно экстравагантные заявления и позиция по т. н. «чеченскому вопросу» не вызывали взаимопонимания у членов редколлегии, хотя сама Новодворская (на страницах «Собеседника») намекала на вмешательства спецслужб. В интервью британскому телеканалу «BBC One» главный редактор газеты Додолев прокомментировал аннулирование контракта с экстремальным колумнистом лаконично: «Это больше не смешно» ( англ. It’s not funny anymore. Not at all ). И добавил, что публикации Лимонова и Проханова в «Новом Взгляде» не могут сбалансировать «радикально-либеральный элемент». Адвокат лидера ДС Генри Резник считал :
…что в действиях Новодворской «нет прямого умысла на совершение преступления». По мнению адвоката, Новодворская в своих статьях лишь высказывала своё мнение по поводу тех отрицательных качеств русского человека, о которых до неё заявляли Пётр Чаадаев , Николай Гоголь , Александр Пушкин и Владимир Ульянов (Ленин)… В самом же постановлении о возбуждении уголовного дела не содержится конкретных высказываний Новодворской, а лишь выводы экспертов и общие фразы.
Обратив внимание на указанные огрехи, адвокат заявил ходатайство о прекращении дела.
Из заявления Русского ПЕН-центра :
Считаем необходимым напомнить слова Виссариона Белинского о том, что « тот, кто любит свою Родину, тот особенно ненавидит её недостатки ». Мы не будем вдаваться в подробности тех литературных форм и приёмов, которыми так блистательно владеет Валерия Новодворская, но мы хотим сказать о том, что процесс над Новодворской из процесса над художественным словом в мгновение ока превратился в политический процесс.
Из обращения, направленного координационным совещанием правозащитных организаций в честь 20-летия Московской Хельсинкской группы в адрес Председателя Верховного Совета Республики Беларусь :
Обвинение поражает своей абсурдностью: в качестве пропагандистских материалов, преследующих цель посеять межнациональную вражду, фигурируют не листовки или плакаты ДСР, а статьи Новодворской, написанные в жанре художественно-публицистического эссе. Уголовно наказуемой становится литературная форма: сарказм, гротеск, стилистические фигуры, образность.
Обвиняемая выпустила книгу «Прощание славянки» куда и вошли публикации из газеты «Новый Взгляд», материалы дела и речи .
В своих интервью Новодворская отмечала :
Вы процитировали статью 93-го года, написанную для додолевского «Нового взгляда» — эта газета имела очень большой тираж и состояла из розыгрышей. Там все журналисты были обозначены в ироническом ключе: меня представили как главного экстремиста во взглядах, Лимонова — как главного гранатомётчика, и писать нужно было только в парадоксальной форме.
Новодворская на страницах «Нового времени» утверждала :
Самая «отвязанная» газета «Новый взгляд» 12 декабря 1994 года уволила (хозяин – Евгений Додолев) всех журналистов, выступивших против войны в Чечне
Тем не менее, отказа в публикациях опальные писатели не знали. С госпожой Новодворской редакция рассталась по идеологическим мотивам, а вовсе не из-за прессинга властей. И тогдашние аутсайдеры — как и раньше — имели возможность высказываться по любому поводу.
В том же году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации , обратила внимание на экстравагантное издание, популярное среди тогдашней молодёжи:
Рассмотрев содержание публикаций в еженедельнике «Новый Взгляд»: «Сиськи в тесте» (№ 49), «Любовник-людоед» (№ 7), «Серийные убийства» (№ 125), «Женоубийцы» (№ 4), «Феномен Сильвестра Сталлоне» (№ 4) и некоторых других, выслушав заключение экспертов установила: «Во многих случаях номера еженедельника попадают в руки подростков, приносятся последними в школу, где подобные указанным выше публикации становятся предметом широкого обсуждения среди сверстников»
Единственной реакцией главного редактора была реплика, брошенная с трибуны: «Ибо безмерно слабоумие человеческое» . Как результат :
Судебная палата решила: 1. Признать что, указанные публикации в еженедельнике «Новый Взгляд» являются основанием для предупреждения главному редактору о прекращении судом деятельности «Нового Взгляда». 2. Направить все материалы в Комитет Российской Федерации по печати — как регистрирующий орган — для принятия в отношении «Нового Взгляда» предусмотренных законом мер.
Поскольку заявление палаты от 17 марта 1994 года было проигнорировано редакцией, последовали более радикальные решения. Судебная палата «руководствуясь пунктами 4, 9, 29 Положения о Судебной палате», рассмотрела содержание публикации « » в газете «Новый Взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела . Автор злополучной статьи Слава Могутин был вынужден эмигрировать в США после чего публиковался и , и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова . Именно «нововзглядовскую» площадку писатель использовал для полемики с властью, публикуя открытые письма в Генпрокуратуру РФ .
Правоохранительные органы проявляли интерес к Могутину и Лимонову (в контексте их сотрудничества с «Новым Взглядом») продолжительное время. Об этом вспоминал журналист-эмигрант в своей работе «Америка в моих штанах»:
Недавно звонил Додолев, сказал, что в редакцию «Нового Взгляда» приходили менты с автоматами (хорошо хоть не с овчарками!) — искать меня. У них, якобы, появилась информация о том, что я тайком приехал в Москву. Они, видимо, решили, что раз я продолжаю публиковаться в НВ, то целыми днями сижу в редакции и жду, когда они меня наконец повяжут. Лимонова тоже начали теребить. В нашу квартиру на Арбате, где он сейчас живёт, недавно приходил участковый
Во второй половине 1990-х на базе еженедельника «Новый взгляд» был выстроен одноимённый издательский дом. В разные годы им выпускались политические издания «Моя газета» (1995—1997) и «Социалистическая Россия» (1997—2005), таблоид «Секрет&Тайна» (1996—1997), газета о ночной жизни « Ночное рандеву » (1995—1997) и другие СМИ. После запуска издательским домом «Музыкальной правды» и линейки светских ежемесячных журналов, газета «Новый взгляд» стала меньше внимания уделять музыкальному аспекту отечественного шоу-бизнеса. Большинство проектов не пережили экономический кризис 1998 года и прекратили своё существование в силу нерентабельности. Сейчас помимо «Нового взгляда» в издательский дом входит только одно периодическое издание — еженедельник « Музыкальная правда », посвящённый поп-музыке и российскому шоу-бизнесу.
«Секрет&Тайна» — российский таблоид , первое российское издание с номинальными главными редакторами , в качестве которых выступали социально-значимые персоны. Первое в России , в котором было две обложки, подчёркивающую амбивалентность позиционирования и тот факт , что у журнала два главных редактора : журнал состоял из двух условных тетрадей, одну из которых («Секрет») номинально редактировал редактор-мужчина, а вторую («Тайна») вела редактор-женщина. Журнал был формата A3 с матовой бумагой. Копродукция ИД «Новый Взгляд» и бельгийского концерна Post Shop . Журнал был официально зарегистрирован под названием «Секрет», но в дистрибуцию поступал под развёрнутым названием «Секрет&Тайна». Обычный таблоид , стандартный образец бульварной журналистики . При этом — первое российское в котором опробован распространённый в мировой медиаиндустрии маркетинговый приём, когда на должность главного редактора приглашаются социально-значимые персоны с тем, чтобы заинтересовать корреспондирующую аудиторию (в настоящем случае — поклонников известного музыкального коллектива с одной стороны, и именитой актрисы — с другой). С самого начала у журнала была два главных редактора — известные в ту пору деятели российского шоу-бизнеса : продюсер Бари Алибасов и актриса Лидия Федосеева-Шукшина для привлечения максимального числа подписчиков. Акцентировалось различие между двумя частями журнала («Секрет» и «Тайна»). И на уровне слогана, и на уровне оформления: «алибасовская» фронтальная обложка всегда была чёрной, а последняя обложка Шукшиной — белой, хотя столь же игривой.
Журнал был создан в рамках маркетингового продвижения популярной в то время группы « На-на » , его подавали :
как рекламную акцию группы «На-на», а именно как презентацию Международного музыкального клуба. Члены клуба имеют право раз в три месяца бесплатно получать иллюстрированный журнал «Секрет», а раз в два месяца — серию других журналов.
С 1995 года партнёры («Новый Взгляд» и Post Shop) выпускали линейку ежемесячных журналов: женский глянец «Молодая и привлекательная» , журнал фотокомиксов «Страна любви» , издание для поклонников эзотерики «Сила духа» . С 1997 года — журнал «Альянс» .
Хотя издатель использовал ту же команду, что и в других своих проектах, журнал «Секрет» не отличала характерная для «Нового Взгляда» идеология: это было исключительно коммерческое начинание (и по изначальному позиционированию, и по оперативному исполнению).
Среди авторов журнала:
Издание просуществовало всего полтора года и было закрыто после трагической смерти главы концерна Post Shop Джо Стамбули. При этом бельгийский концерн продолжал выпускать другие издания, но без участия российского партнёра.
«Моя газе́та» — еженедельная газета, одно из периодических изданий России. Позиционировалась как оппозиционная аналитическая трибуна социалистической ориентации. Когда в конце мая 1995 года «Независимая газета» приостановила свой выход, Андраник Мигранян решил заполнить возникший вакуум новым проектом. Название придумал академик Шаталин. С газетой сотрудничали академики и политологи, среди авторов — Леонид Абалкин и другие учёные. «Независимая газета» возобновила выход осенью того же года, но перестала быть независимой — её контролировал Борис Березовский[3]. Поэтому многие авторы «НГ» продолжали сотрудничать с «Моей газетой» даже в контексте возобновления выхода газеты Третьякова. Издание активно участвовало в президентской гонке Мартина Шаккума (1996).
Накануне дефолта 1998 года Издательский дом «Новый Взгляд» стал испытывать трудности экономического характера и проект был закрыт. На его базе позднее выпускался аналитический еженедельник «Социалистическая Россия». В определённой степени «Моя газета» являлась рупором избирательного объединения «Моё Отечество» и Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа», которое Шаккум возглавил после смерти Шаталина в 1997 году.