Interested Article - Монк, Телониус

Тело́ниус Сфир Монк ( англ. Thelonious Sphere Monk , 1917—1982) — джазовый пианист и композитор, наиболее известен как один из родоначальников бибопа . В своём творчестве придерживался оригинального стиля, был авангардистом и примитивистом.

Его манера игры была не совсем характерна для джаза: музыка была «рваной», изобиловала большим количеством скачков. Тем не менее такие его композиции, как «Round Midnight», «Ruby My Dear», «52nd Street Theme» и многие другие стали классикой джаза и позднее исполнялись многими музыкантами.

Биография

Детство и юность

Родился Телониус Монк 10 октября 1917 года ; в семье Барбары Монк (в девичестве Бэттс) и Телониуса Монка он был вторым ребёнком (сестра Мэрион была старше него на два года, младшего брата звали Томас).

Сам музыкант в разное время называл разные даты своего рождения, точные данные стали известны только в 1968 году , когда критик Леонард Фэзер обнаружил оригинал свидетельства о рождении. В этом документе его имя записано как «Телониус Монк — младший». Второе имя, Сфир, он, по-видимому, присвоил себе в честь деда по материнской линии, которого звали Сфир Бэттс (Sphere Batts).

В возрасте трёх лет будущий музыкант вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк , на Манхэттен . В квартире по адресу 243 West 63rd St , где они поселились, он прожил почти всю оставшуюся жизнь — сначала с матерью, сестрой и братом (отец оставил семью вскоре после переезда и вернулся в Роки-Маунт ), а затем с женой и детьми. Барбара Монк была вынуждена работать на нескольких работах сразу, чтобы прокормить детей; но помимо финансовых затруднений ничто не усложняло детства мальчика: моральная обстановка в семье была хорошей, в школе он учился хорошо (хотя и имел проблемы в общении со сверстниками), особенно любил физику и математику.

Впервые за фортепиано Телониус сел в возрасте шести лет. Периодически он брал уроки, но академического музыкального образования так и не получил, будучи невысокого мнения о высшем образовании в целом. Своими кумирами считал Дюка Эллингтона , Джеймса П. Джонсона и других страйд -пианистов того времени.

В 1940 году получил должность пианиста в легендарном манхэттенском клубе « », где зарабатывал всего 17 долларов в неделю, но получал большое удовольствие от импровизаций с барабанщиком Кенни : они выработали свою собственную манеру игры, усложняя композиции, чтобы отсеивать посредственных исполнителей, желавших выступать с ними вместе. В 1942 году в клубе стали появляться Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер , которые позаимствовали систему аккордов и стиль Монка и стали общепризнанными родоначальниками бибопа , обретшего популярность и коммерческую успешность в 1944 году . В том же 1944-м Монк покинул «Minton’s Playhouse», не добившись признания широкой публики.

Ранние записи (1944—1954)

В 1944 году Монк сделал свою первую студийную запись совместно с квартетом Коулмена Хокинса . Хокинс был первым известным музыкантом, поверившим в талант молодого Телониуса Монка, и тот впоследствии отплатил ему за доверие приглашением поучаствовать в записях 1957 года с Джоном Колтрейном .

В 1947 году произошло два очень важных для Монка события.

Наступил переломный момент в его карьере: в августе он подписал контракт на пять лет со студией звукозаписи « Blue Note » и сделал первую самостоятельную студийную запись.

Произошли изменения и в его личной жизни: в этом году он вступил в брак с Нелли Смит, которую знал с 15-летнего возраста; это очень сильно повлияло на жизнь музыканта: жена постоянно заботилась о нём и оказывала ему поддержку. Через два года у них родился сын Телониус Сфир — младший (в детстве носил прозвище Toot в честь кораблика из мультфильмов Уолта Диснея , и отец посвятил ему пьесу «Little Rootie Tootie»). Как и отец, сын посвятил свою жизнь джазу; как ударник и композитор , выступает под именем Т. С. Монк. В 1953 году появилась на свет дочь Барбара (семейное прозвище — «Бу-бу»).

Работы Монка всё ещё не имели широкого успеха у публики: его оригинальную манеру исполнения многие считали дилетантской . Он много пил, курил марихуану и принимал наркотики (это началось ещё во время его работы в «Minton’s Playhouse», где такой стиль жизни считался нормой).

В 1948 году Монк впервые был обвинён в преступлении: у него обнаружили марихуану. На год конфисковали его кабаре-кард (удостоверение, позволяющее выступать в заведениях, где подают спиртное), так что он фактически лишился основного источника дохода. В 1951 -м разразился новый скандал: в машине, где находились сам Монк, его друг пианист Бад Пауэлл и двое неизвестных, был обнаружен героин . Музыканта арестовали, и он лишился кабаре-кард на шесть лет, а значит, не мог выступать ни в одном клубе Нью-Йорка . Это стало для Монка настоящей трагедией: ему приходилось довольствоваться выступлениями в театрах и на концертах за городом. Кроме того, « Blue Note » заморозила контракт с музыкантом, а когда он был возобновлён, коммерческий успех так и не появился.

В 1952 -м году срок контракта истёк, и Монк стал работать на студии « Prestige Records ». В этот период было создано много значительных записей: совместные работы с саксофонистом Сонни Роллинзом , барабанщиком Артом Блэйки и великим трубачом Майлзом Дэвисом .

В 1953 -м Монк познакомился с баронессой Панноникой де Кёнигсвартер, дочерью банкира Натаниэла Чарльза Ротшильда, покровительствовавшей джаз-музыкантам. Она оказала значительную помощь ему и Чарли Паркеру , когда у них обоих не было возможности выступать в кабаре . Баронесса осталась близкой подругой Монка до конца его жизни. Ей посвящена тема Монка «Панноника».

Фильм «Баронесса джаза» — Телониус и Панноника

В 2009 году правнучка Панноники Ханна Ротшильд выступила режиссёром документального фильма о непростой истории любви Телониуса Монка и Панноники Ротшильд «Баронесса джаза». С одной стороны, девушка, родившаяся среди роскоши европейских фамильных особняков, которые часто посещали королевские особы и деятели. И с другой, скромный, но очень талантливый афроамериканский музыкант, выросший на ферме на юге. Кинокартина охватывает и подробно описывает историю их отношений, включая самую первую встречу — тяжелое время после Второй Мировой войны, время расцвета бибопа. Многие из друзей и близких людей обоих замечали, что их отношения были глубоко платоническими и очень тонкими. Личная жизнь героини так же не была в порядке, что заставило её испытать немалые эмоциональные потрясения. Муж Ротшильд очень любил военную музыку и просто ненавидел джаз. Панноника же боготворила эту музыку, находя в ней постоянный источник радости и вдохновения.

В фильме появляются архивные кадры и интервью с членами их семей, друзьями, джазовыми критиками и коллегами. Из известных личностей в кадре встречаются Сонни Роллинз, Куинси Джонс, Телониус Монк младший, Рой Хейнс, Кертис Фуллер, а также герцогиня Девоншир и голливудский режиссёр Клинт Иствуд.

Известный саксофонист Арчи Шепп однажды сказал, что герцогиня Ротшильд была женщиной, которая во многом опередила свое время.

В студиях «Riverside» и «Columbia Records»

В 1955 году коллега и друг Монка Чарли Паркер скончался. Это печальное событие привлекло внимание широкой публики к миру джаза, и пластинки Телониуса Монка стали продаваться лучше.

Он заключил контракт со студией « Riverside », владелец которой, Оррин Кипньюс, убедил амбициозного музыканта записать классические джазовые мелодии в своей интерпретации. Так был создан альбом «Thelonious Monk Plays Duke Ellington», который высоко был оценён Дюком Эллингтоном и смог пробудить интерес публики к Телониусу Монку, тем не менее этот альбом не очень высоко ценится критиками, которые считают его одной из слабейших записей музыканта.

В 1956 году телеканал СBS пригласил Монка принять участие в шоу «Звёзды джаза», где он привлёк всеобщее внимание своей удивительной манерой никогда не сгибать пальцев, нажимая на клавиши. В этом же году был записан, пожалуй, самый знаменитый альбом музыканта — «Brilliant Corners» (при участии тенор-саксофониста Сонни Роллинза ). Заглавная композиция альбома была так сложна, что ни один из записанных вариантов не был идеальным, и в итоге в альбом вошла версия, склеенная из нескольких неудачных записей. В 1957 году усилиями баронессы де Кёнигсвартер и Харри Коломби, нового менеджера Монка, музыканту удалось вернуть кабаре-кард. Вскоре он начал работать в джаз-клубе «Five Spot» во главе созданного им квартета. Изначально с ним играл Джон Колтрейн , но в конце 1958 -го его место занял , а затем (англ.) , который продержался в коллективе целых 12 лет. В этом же году случился очередной скандал, музыкант снова попал под суд за хранение наркотиков и был лишён возможности выступать в клубах на 2 года. В 1959 году он едва не попал в психиатрическую больницу из-за своего асоциального и странного поведения, но постепенно с помощью своей жены ему удалось прийти в нормальное состояние. Его музыка (совместно с Артом Блэйки ) вошла в саундтрек фильма «Исчезающие женщины» («Des Femmes Disparaissent») режиссёра Эдуара Молинаро , Монк всё-таки добился широкой известности. В 1963 -м году он был включён читателями журнала « Down Beat » в Зал Славы джаза (любопытно, что он так никогда и не вошёл в этот список по версии критиков), 1964 -м журнал «Time» посвятил ему целый номер, портрет Монка для обложки сделал Борис Шаляпин (сын знаменитого певца ). Журнал должен был выйти 29 ноября 1963 года , но вместо Монка на обложке появился Линдон Джонсон , избранный президентом США после убийства Кеннеди , и выпуск был отложен. В журнале был упомянут тот факт, что музыкант злоупотребляет алкоголем и наркотиками.

В этот период Монк заключил контракт с « Columbia Records », но его новые произведения утратили былую оригинальность: все они строились по одному плану и были похожи друг на друга. Исключение составляет его последний альбом, записанный в этой студии — « Underground ».

Концерн CBS предложил музыканту выпустить альбом с песнями группы « The Beatles » в собственной интерпретации, чтобы внести новизну в его творчество, но Монк отказался. В 1971 году он принял участие во всемирном турне «Гиганты джаза», в это же время записал свой последний альбом в трёх частях на небольшой студии «Black Lion».

Дальнейшая жизнь и смерть

После 1971 -го музыкант почти не выступал, исчезнув со сцены в середине 70-х годов. Его последние студийные записи в качестве бэндлидера были выпущены в ноябре 1971 года на английском лейбле Black Lion Records, ближе к окончанию мирового турне с Giants Of Jazz, группой, в которую входили Диззи Гиллеспи, Кай Уиндинг, Сонни Ститт, Эл МакКиббон и Арт Блэйки. Басист Маккиббон, который знал Монка более 20 лет и играл с ним во время последнего турне 1971 года, вспоминал: «Монк произнёс всего около двух слов. Я имею в виду, буквально пару слов. Он не говорил „Доброе утро“, „Спокойной ночи“, „Который час?“ — ничего. Почему? Я не знаю».

Другая сторона Монка открывается в биографии Колтрейна, написанной Льюисом Портером (John Coltrane: His Life and Music). Колтрейн утверждает: «Монк — это полная противоположность Майлза (Дэвиса). Он говорит о музыке постоянно, и так хочет, чтобы вы поняли её, что если случайно вы спросите его о чём-то, он потратит целые часы на объяснения, если это необходимо». А Блэйки рассказывает, что Монк одинаково блестяще владел шашками и шахматами.

Свой последний концерт Монк дал летом 1976 года. По мере ухудшения здоровья он до минимума сократил свои контакты с внешним миром. Он поселился в Уихокене , штат Нью-Джерси , в доме Панноники де Кёнигсвартер, где та ранее ухаживала за уже неизлечимо больным Чарли Паркером. Монк доживал свой век, не проявляя видимого интереса ни к музыке, ни к жизни вообще. Панноника, как и жена Монка Нелли, была с ним до последнего дня. Телониус Монк умер 17 февраля 1982 года от инсульта ; похоронен на кладбище Фернклифф в селении Хартсдейл в окрестностях Гринберга ( округ Уэстчестер , штат Нью-Йорк ). Посмертно он получил две значительные награды: в 1993 году был отмечен премией « Грэмми » за вклад в музыкальное искусство, а в 2006 году удостоен Пулитцеровской премии в области музыки.

В 1986 году благодаря семье Монка при участии Марии Фишер был основан Институт джаза имени Телониуса Монка — некоммерческая образовательная организация, призванная дать возможность молодым джаз-музыкантам со всего мира учиться у признанных мастеров. Институт также помог, через партнёрство с ЮНЕСКО , учредить Международный день джаза, который был впервые отмечен 30 апреля 2012 года, а теперь празднуется ежегодно.

В 1988 году был выпущен документальный фильм «Thelonious Monk: Straight, No Chaser» (в роли продюсера выступил Клинт Иствуд ), в котором члены семьи и коллеги Монка рассказывают о его жизни и творчестве. В этом фильме странное поведение Монка приписывается его душевному заболеванию. Его сын рассказывает, что отец иногда не узнавал его. Он также сообщает, что Монка несколько раз госпитализировали в связи с неопределенным ментальным заболеванием, которое обострилось в самом конце 1960-х. Не было никаких публичных заявлений или диагнозов, но известно, что Монк часто впадал в состояние перевозбуждения на два-три дня, потом целыми днями безостановочно шагал, а затем останавливался и переставал разговаривать. Врачи рекомендовали электроконвульсивную терапию, но семья не согласилась на это. Тогда ему выписали антипсихотические препараты и препараты лития. Один из врачей утверждает, что Монку поставили ошибочный диагноз во время госпитализации, и выписанные ему лекарственные препараты могли повредить его мозг.

Дискография

  • After Hours at Minton’s (1943)
  • Genius Of Modern Music: Volume 1 (1947—1948)
  • Genius Of Modern Music: Volume 2 (1947—1952)
  • Thelonious Monk Trio (1952)
  • Monk (1953)
  • Thelonious Monk and Sonny Rollins (1953)
  • Thelonious Monk Plays Duke Ellington (1955)
  • The Unique Thelonious Monk (1956)
  • Brilliant Corners (1957)
  • Thelonious Himself (1957)
  • Thelonious Monk with John Coltrane (1957)
  • Art Blakey’s Jazz Messengers with Thelonious Monk (1957)
  • Monk’s Music (1957)
  • Mulligan Meets Monk (1957)
  • Thelonious Monk Quartet with John Coltrane at Carnegie Hall (1957)
  • Blues Five Spot (1958)
  • Thelonious in Action (1958)
  • Misterioso (1958)
  • The Thelonious Monk Orchestra at Town Hall (1959)
  • 5 by Monk by 5 (1958)
  • Thelonious Alone in San Francisco (1958)
  • Thelonious Monk And The Jazz Giants (1959)
  • Thelonious Monk at the Blackhawk (1960)
  • Monk in France (1961)
  • Monk’s Dream (1962)
  • Criss Cross (1962)
  • April in Paris (1963)
  • Monk in Tokyo (1963)
  • Miles & Monk at Newport (1963)
  • Big Band and Quartet in Concert (1963)
  • It’s Monk’s Time (1964)
  • Monk (album) (1964)
  • Solo Monk (1964)
  • Live at the It Club (1964)
  • Live at the Jazz Workshop (1964)
  • Straight, No Chaser (1966)
  • Underground (1967)
  • Monk’s Blues (1968)
  • The London Collection (1971)
  • Monk’s Classic Recordings (1983)

Упоминание имени музыканта в различных сферах

Телониус — довольно редкое имя, кроме музыканта, его отца и сына, никто из исторических личностей его не носит. Это имя упомянуто в качестве альтернативного варианта передачи имени Филонуса, сына Меркурия , в «Метаморфозах» Овидия .

Сфера (Sphere) — второе имя, которое в некоторых источниках объясняют (вопреки версии, возводящей его к имени деда по материнской линии — Sphere Batts) как выдуманное самим Телониусом прозвище, антонимичное термину Квадрат (Square) — так в дни его молодости называли людей консервативного склада ума [ источник не указан 1300 дней ] .

В честь Телониуса Монка названы:

  • Астероид .
  • Эпизодический персонаж мультсериала « Симпсоны » — ученик начальной школы Вест-Спрингфилда, нелюдимый интеллектуал, понравившийся Лизе Симпсон .
  • Бельгийский крепкий эль «Brother Thelonious» пивоварни «North Coast Brewing Company» (Форт Брэгг, Калифорния ) . По два доллара с каждой проданной коробки идёт в пользу Института джаза имени Телониуса Монка.
  • Фаррелл Уильямс некоторое время использовал псевдоним Thelonius P в знак уважения к Монку.
  • Тринадцатый крупный релиз блог-платформы WordPress версии 3.0, вышедший 17 июня 2010 г.
  • Магазин музыкальных записей «Thelonious» в Вильнюсе , столице Литвы .

Имя Телониуса Монка и название его композиций неоднократно упоминаются в поэме Андрея Полякова «Америка».

В английском фильме The Knack …and How to Get It (1965) один из персонажей несколько раз упоминает, что в своей коллекции музыкальных записей больше всего любит Телониуса Монка.

Монк постоянно носил разные головные уборы, которые собирал по всему свету: лыжные шапочки, ковбойские шляпы, шапки из шкуры кенгуру, баварские охотничьи шляпы, бутафорские короны и кипы. Но в историю вошёл в любимой чёрной шёлковой шапочке с красным помпоном из Индонезии . [ источник не указан 975 дней ]

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 марта 2007. 12 февраля 2007 года.
  2. 28 сентября 2007 года.
  3. . 23 сентября 2016 года.
  4. . Дата обращения: 8 марта 2007. 3 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 8 марта 2007. Архивировано из 20 мая 2007 года.
  6. . Дата обращения: 8 марта 2007. 12 июля 2007 года.
  7. Серия CABF14 « Trilogy of Error »
  8. . Дата обращения: 8 марта 2007. Архивировано из 21 февраля 2007 года.

Литература

  • Thomas Fitterling: Thelonious Monk: His Life and Music . Berkeley Hills Books, Berkeley 1997, ISBN 0-9653774-1-5
  • Arthur Taylor: Notes and Tones. Musician-to-Musician Interviews. Da Capo Press, New York 1993, ISBN 0-306-80526-X

Ссылки

  • — Институт джаза им. Телониуса Монка
  • в джазовой энциклопедии
Источник —

Same as Монк, Телониус