Interested Article - Ураты (монголы)

Урáты ( монг. Урад, Урадууд ) — южно-монгольский этнос, проживающий на территории Внутренней Монголии . Также входят в состав некоторых других монгольских народов.

Этноним

Этноним урад и урадууд с монгольского языка переводится как умельцы-мастера. Основой названия является ур ( среднемонг. ur-a ), с присоединением к нему аффикса -d образован термин urad .

История

Происхождение названия урад связано с хозяйственной деятельностью определенной группы в XIII—XVIII вв. В указанный период существовала группа людей-ремесленников, которые специально занимались изготовлением необходимых монгольским ханам и нойонам предметов, строительством и ремонтом их ставок и дворцов, производством оружия. Их называли урад и урадууд , что означало урчууд (умельцы-мастера). Так, ураты принимали участие в строительстве монастыря, воздвигнутого в период правления Угэдэй-хана в Каракоруме . В середине XVIII в. среди 24 отоков, подвластных джунгарскому хану, был род урад . Представители рода отвечали за ремонт ханских дворцов и ставок, занимались кузнечным делом. Уратский оток среди ойратов включал в себя около 3000 семей, которыми ведал зайсан. В Восточной Монголии также были мастера, которые работали на правителей, изготовляя необходимые им предметы .

С распадом Монгольского государства Юань большинство из них вошли в состав хорчинов и управлялись представителями рода Хабуту Хасара . Во времена реставрации династии Северная Юань после восшествия на престол Даян-хана ураты вошли в состав чахарского тумэна . В состав чахарского тумэна входили авга , авганары , аоханы , дауры , дурбэн-хухэты ( дурбэты ), хэшигтэны , му-мянганы , найманы , оннигуты , хучиты , суниты , узумчины , а также ураты . Также ураты упоминаются в составе ордосских тумэнов .

В цинский период ураты, разделившись на три хошуна, жили в Уланцабском сейме Внутренней Монголии , включавшем в свой состав земли Баян-Нура , Хух-Хото и Баотоу . Хотя в массе своей урчууд (мастера-ремесленники) именовались уратами , но внутри разделялись в зависимости от специализации на алтчин (мастеров золотых дел), будагчин (маляров), модчин (плотников), буучин (оружейники), төмөрчин (кузнецов) и др. Это свидетельствует о том, что род урад возник среди тех, кто в период с начала XIII в. и вплоть до завоевания маньчжурами занимались ремесленными делами. Так как ремесленников собирали из разных родов и племен, то по происхождению они не могут принадлежать к какому-либо одному роду. Однако, находясь вместе под единым управлением в течение длительного исторического периода, занимаясь одинаковой трудовой деятельностью, они постепенно образовали этническую группу урад .

Расселение

Городской округ Баян-Нур .

В настоящее время ураты проживают на территории хошунов: Урад-Цяньци , Урад-Чжунци , Урад-Хоуци городского округа Баян-Нур , а также на территории районов: Цзююань , Хундлун , Циншань городского округа Баотоу Внутренней Монголии . Упоминаются роды: урад, умдутэй урад, бага урад, цаган урад, чубатан урад, ехэ урад . Ураты также упоминаются в составе ордосцев , дауров .

На территории Монголии ураты проживают в сомоне Алдархаан Завханского аймака; сомонах Улаан-Уул и Жаргалант Хубсгульского аймака . Ураты отмечены в составе халха-монголов , дархатов , хотогойтов и цаатанов (род урат , уруд ). В Монголии среди родовых имён известны следующие фамилии: Урад, Ургат, Урхад, Урчууд, Уруд, Урууд, Ургуд . Часть носителей данных фамилий, возможно, являются представителями другого монгольского рода Урут .

Кроме этого ураты входят в состав селенгинских бурят . В устных преданиях бурятского рода хордуд (хурдуд) в качестве предков упоминаются урат-монголы . Упоминаются ветви: хара хурдуд, саган хурдуд . Род хордуд (хурдуд) отмечен в составе следующих этнических групп бурят: булагатов , ашибагатов , нижнеудинских , аларских и идинских бурят .

См. также

Примечания

  1. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  2. Bold, B.-O. Mongolian nomadic society, p.170
  3. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  4. . Дата обращения: 4 января 2019. 17 октября 2021 года.
  5. Цыбенов Б. Д. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — С. 238-246 .
  6. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  7. Нанзатов Б.З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  8. Чулуун С. История социально-экономического и этнокультурного развития котогоитов Монголии. — Москва, 2004.
  9. . docplayer.ru. Дата обращения: 15 ноября 2018. 16 ноября 2018 года.
  10. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2021. 12 декабря 2020 года.
  11. Балдаев С.П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
  12. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. — Улан-Удэ: Буряад унэн, 1999. — 280 с.
  13. Нанзатов Б.З. . КиберЛенинка. Дата обращения: 4 июля 2018. 5 июня 2019 года.
  14. Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
  15. Нанзатов Б.З. . ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 16 июня 2018. 22 января 2021 года.
  16. Нанзатов Б.З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
Источник —

Same as Ураты (монголы)