Interested Article - Ваджрапани

Тибетская танка Ваджрапани в музее Лхасы, Китай

Ваджрапани ( санскр. वज्रपाणि , IAST : Vajrapāṇi , от санскр. वज्र , IAST : vajra — «удар молнии» или «алмаз», и पाणि , IAST : pāṇi — «в руке»; то есть «держащий ваджру ») — в буддизме махаяны и ваджраяны бодхисаттва . Является защитником Будды и символом его могущества.

Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри — проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд.

Учение

Гаутама Будда и его защитник Ваджрапани. Гандхара , 2 век н. э.
Картина Ваджрапани в Тайной Библиотеке Пещер Могао , Китай. Олицетворение силы и гнева. Конец 9-го века, Династия Тан

На санскрите Ваджрапани называют также «Ваджрасаттва» ( वज्रसत्त्व , IAST : vajra-sattva ), а на тибетском — Чана Дордже ( ཕྱག་ན་རྡོ་རྗེ་ ; Вайли : phyag na rdo rje ).

В Аштасахасрика Ваджрапани как "великий Якша " выступает как защитник бодхисаттв.

В «Сутре золотого блеска » ( санскр. सुवर्णप्रभासोत्तमसूत्रेन्द्रराज IAST : suvarṇaprabhāsottamasūtrendrarājaḥ ) он называется «Великим генералом якшей».

В текстах Ваджраяны о Ваджрапани говорится как о бодхисаттве, который «проявляет могущество всех Будд», подобно тому как Авалокитешвара проявляет их великое сострадание, Манджушри — их мудрость, а Тара — их чудотворные деяния. Для йогов Ваджраяны Ваджрапани представляет способ преисполнения твёрдой решимости и символизирует неослабевающую эффективность в покорении невежества.

Иконографически его напряжённая поза — это поза воина-лучника (санскр. pratayalidha). Она напоминает позицию «к бою» в фехтовании . В своей вытянутой правой руке он держит ваджру , а в левой — лассо, которым он связывает демонов. Он носит корону из пяти дхьяни-будд, из под которой видны его волосы. У него гневное выражение лица. У него обозначен третий глаз . У него змеиное ожерелье и набедренная повязка из шкуры тигра, чья голова видна у его правого колена.

В Амбаттха Сутте Палийского канона рассказывается об одном примере как Ваджрапани защищал честь Будды. Молодой брамин по имени Амбаттха посетил Будду и оскорбил его, говоря, что клан Шакья , из которого был родом Будда, является жалким и низким и должен преклоняться перед браминами. В ответ Будда спросил брамина, не ведёт ли его семья происхождение от «рабыни Шакья». Амбата продолжил оскорблять Будду, не отвечая на его вопрос. Когда Будда не получил ответа и во второй раз, он предупредил Амбату, что его голова будет разбита на кусочки, если он не ответит и в третий раз. Амбата испугался, увидев Ваджрапани, проявляющегося над головой Будды и готового ударить брамина своей ваджрой, и быстро объяснился .

Каждый бодхисаттва на пути к тому, чтобы стать Буддой, имеет право на защиту Ваджрапани, что делает его непобедимым для любых атак со стороны «как людей, так и призраков».

Мантра

С Ваджрапани связана мантра IAST : oṃ vajrapāṇi hūṃ phaṭ . Его семенной слог IAST : hūṃ .

Покровитель монастыря Шаолинь

В своей книге Монастырь Шаолинь (2008) профессор Меир Шахар упоминает Ваджрапани как святого покровителя монастыря Шаолинь . Короткая история в антологии Тан автора Чжан Чжо (660—741) показывает, насколько Ваджрапани почитался в монастыре как минимум с восьмого столетия. В этой истории рассказывается о монахе Шаолинь Сэнчоу (480—560), который обрёл сверхъестественную силу и стал мастером боевых искусств, молясь Ваджрапани и питаясь сырым мясом . Настоятель монастыря Цзудуань (1115—1167) воздвиг в его честь колонну во время династии Сун .

В Шаолине также считают Ваджрапани проявлением бодхисаттвы Гуаньинь . Китайский учёный А Дэ считает, что причина этого в том, что в Лотосовой сутре сказано, что Гуаньинь (санскр. Авалокитешвара) может принимать вид любого существа, чтобы наилучшим образом способствовать распространению дхармы .

Иконография

Изображение Ваджрапани, защитника Будды, в образе Геракла (справа), 2 век н. э. Гандхара , Британский музей .
Ступа Ваджрапани в Гандане ( Улан-Батор )

Буддхагхоша связал Ваджрапани с богом Индрой , поэтому его первые изображения в Индии были отождествлены с богом грома. Когда буддизм распространился в Центральную Азию и смешался с эллинистическими влияниями, образовав греко-буддизм , то греческий герой Геракл был принят для изображения Ваджрапани .. В дальнейшем он обычно изображался мускулистым атлетом с короткой «алмазной» дубинкой в руках.

С VI века буддизм Махаяны распространялся в Корею и Японию (в Китае он известен с первого века). В Японии Ваджрапани известен как Сюконгосин ( яп. 執金剛神 сюконго:син , Бог, держащий алмазный жезл) и был вдохновением для нио ( яп. 仁王 ни о: , букв. великодушные короли) гневного и мощного божества-охранителя Будды, стоящего сегодня у входа многих буддийских храмов в виде пугающей статуи, похожей на борца.

Некоторые предполагают, что божество Картикея , которое носит титул Сканда, — это тоже проявление Ваджрапани, поскольку они оба держат ваджру как оружие и изображаются в огненном сиянии.

В бурят-монгольском буддизме

У монгольских народов Ваджрапани известен как Очирвани ("жезлоносец"). В Бурятии он считался покровителем военных. Как гневное воплощение Будды он устраняет препятствие на пути к просветлению. Он обыкновенно изображался синим с ваджрой в одной руке и арканом с крюком в другой. У него три глаза, четыре клыка во рту, змея на шее и корона из пяти черепов. На нем накидка из слоновьей кожи и тигриная шкура на бедрах

Воплощением Очирвани считался Чингисхан

Очирвани упоминается в калмыцком эпосе Джангар (2 и 11 песнь), где он служит мерилом сравнения силы богатыря Хонгора.

См. также

Примечания

  1. Vessantara. Meeting the Buddhas: A Guide to Buddhas, Bodhisattvas, and Tantric Deities. Birmingham [England]: Windhorse Publications, 1998 ( ISBN 0-904766-53-5 ), p. 162
  2. DeCaroli, Robert. Haunting the Buddha: Indian Popular Religions and the Formation of Buddhism. New York: Oxford University Press , 2004 ( ISBN 0-19-516838-0 ), p. 182
  3. . Дата обращения: 13 апреля 2019. Архивировано из 13 декабря 2016 года.
  4. Meir Shahar, The Shaolin Monastery: History, Religion, and the Chinese Martial Arts. Honolulu: , 2008 ( ISBN 0-8248-3110-1 ), стр. 35-36
  5. Там же стр.40
  6. Там же, стр. 85
  7. , p. 4.
  8. Katsumi Tanabe, «Alexander the Great, East-West cultural contacts from Greece to Japan», стр.23

Литература

Источник —

Same as Ваджрапани