Interested Article - Лашелл, Джозеф
- 2021-02-16
- 2
Джозеф Лашелл ( англ. Joseph LaShelle ; 9 июля 1900 , Лос-Анджелес , Калифорния — 20 августа 1989 , Ла-Холья , Калифорния ) — американский кинооператор, известный своими работами 1940-60-х годов.
«Лашелл превосходно снимал фильмы нуар» , а позднее «отличался умением работать как в чёрно-белом, так и цветном кинематографе» .
«Большинство из своих лучших работ Лашелл сделал по контракту со студией „ Двадцатый век Фокс “ (1943—1954)» . В этот период оператор «делал выдающуюся работу» с такими режиссёрами как Отто Премингер и Генри Костер . К числу лучших картин Лашелла на студии «Двадцатый век Фокс» относятся фильмы в жанре "нуар" « Лора » (1944), « Площадь похмелья » (1945), « Придорожное заведение » (1948) и « Там, где кончается тротуар » (1950), а также романтическая комедия « Клуни Браун » (1946) .
После ухода со студии «Двадцатый век Фокс» Лашелл со середины 1950-х годов и в 1960-е годы «успешно работал с такими высококлассными режиссёрами как Делберт Манн , Мартин Ритт и особенно Билли Уайлдер » . В этот период лучшими работами оператора были мелодрама « Марти » (1955), драмы « Долгое жаркое лето » (1958) и « » (1961), романтические комедии « Квартира » (1960), « Нежная Ирма » (1963) и « Азарт удачи » (1966), а также криминальный триллер « Погоня » (1966) .
В 1945 году Лашелл завоевал « Оскар » за операторскую работу фильма «Лора» (1944) , кроме того ещё восемь раз он был номинирован на «Оскар» .
Ранние годы
Лашелл родился 9 июля 1900 года в Лос-Анджелесе , Калифорния .
Получив образование инженера-электрика, в 1920 году Лашелл пошёл работать на студию « Парамаунт » в качестве лаборанта, намереваясь заработать деньги на учёбу в Станфордском университете . Три года спустя, дослужившись до управляющего лабораторией печати, он решил остаться на студии .
К 1925 году под покровительством своего наставника, опытного оператора Лашелл приобрёл бесценный опыт работы за камерой .
В 1930-е годы Лашелл работал в составе операторской группы на студиях «Метрополитан», « Пате » и « Фокс », часто под руководством авторитетного оператора-постановщика , вместе с которым в период с 1932 по 1943 год участвовал в съёмках 18 картин . При Миллере, который выступал как оператор-постановщик, Лашелл был оператором таких признанных фильмов студии «Фокс», как « Как зелена была моя долина » (1941) и « Табачная дорога » (1941) Джона Форда и « » (1943) Генри Кинга .
Работа на студии «Двадцатый век Фокс» (1943—1954)
В 1943 году на студии «Фокс» Лашелл был повышен до оператора-постановщика , и «с этого момента стал наращивать свой авторитет как один из самых передовых стилистов Голливуда » . «Его главный талант заключался в умении использовать освещение, декорации, крупные планы и умные ракурсы для создания сурово-реалистичного, натурального визуального ряда, особенно важного для атмосферы фильмов нуар » .
Сотрудничество в Отто Премингером (1944—1954)
Особенно удачное сотрудничество у Лашелла сложилось с режиссёром и продюсером Отто Премингером . Первой и наиболее успешной их совместной работой стал фильм нуар « Лора » (1944) с Джин Тирни и Дэной Эндрюсом в главных ролях. При съёмках этого фильма Лашелл проявил ещё одно своё операторское достоинство — умение придавать фильму дорогой вид при сравнительно скромном бюджете. Практически все сцены фильма снимались в интерьерах, без натурных съёмок с добавлением лишь нескольких небольших эпизодов, снятых в студии. Несмотря на отсутствие динамичных сцен на улицах города Лашеллу удалось создать убедительную картину богатых кварталов Парк-авеню с элегантными апартаментами и шикарными ресторанами . Фильм принёс Лашеллу его единственный Оскар за операторскую работу, дав старт многолетней успешной работе в качестве оператора.
Вместе с Отто Премингером Лашелл работал ещё над тремя удачными фильмами нуар — « Падший ангел » (1945) с Эндрюсом и Линдой Дарнелл , « Там, где кончается тротуар » (1951) с Эндрюсом и Тирни и « Тринадцатое письмо » (1951) с Дарнелл и Шарлем Буайе . Другими совместными работами Премингера и Лашелла стали романтическая комедия по Оскару Уайлду « » (1949) с Джорджем Сэндерсом и Джинн Крейн , а также вестерн « Река, не текущая вспять » (1954) с Робертом Митчемом и Мерилин Монро .
Сотрудничество с Генри Костером (1948—1952)
В этот период Лашелл снял пять фильмов с режиссёром Генри Костером — романтическую комедию « » (1948) с Тайроном Пауэром и Энн Бакстер , мелодраму « » (1949) о двух монахинях, решивших открыть детскую больницу (за эту картину Лашелл был удостоен номинации на Оскар ), две комедии с Клифтоном Уэббом — « » (1951) и « » (1951), а также лучшую их совместную работу, готическую мелодраму « Моя кузина Рэйчел » (1952) с Оливией де Хэвилленд и Ричардом Бартоном , которая принесла Лашеллу ещё одну номинацию на Оскар .
Другие фильмы 1945—1954 годов
На студии « Двадцатый век Фокс » Лашелл снял ещё два значимых фильма нуар — викторианский хоррор « Площадь похмелья » (1945) режиссёра Джона Брама с Лейрдом Крегаром , Дарнелл и Сэндерсом , а также « Придорожное заведение » (1948) Жана Негулеско с Айдой Лупино , Ричардом Уидмарком и Корнелом Уайлдом , а чуть позднее — нуар Джозефа Ньюмана « Опасный круиз » (1953) с Джинн Крейн .
Лашелл был также оператором нескольких памятных комедий: романтической комедии Эрнста Любича « Клуни Браун » (1946) с Шарлем Буайе и Дженнифер Джонс и двух картин Эдмунда Гулдинга — комедии « » (1949) с Дарнелл и криминальной комедии « Мистер 880 » (1950) с Бертом Ланкастером .
Лашелл также поработал с такими признанными режиссёрами как Джозеф Л. Манкевич (комедия « Покойный Джордж Эпли » (1947)), Льюис Майлстоун (историческая драма « » (1952)), Роберт Уайз (комедия « » (1952)). Уже после ухода со студии «Фокс» он работал с Раулем Уолшем над военной драмой « Нагие и мёртвые » (1958) и с Джоном Фордом над его последним фильмом, исторической драмой « 7 женщин » (1966) о группе христианских монахинь во время Гражданской войны в Китае в 1935 году.
Работа во второй половине 1950-х и 1960-е годы
Уйдя со студии « Двадцатый век Фокс », Лашелл в качестве независимого оператора продолжал снимать вплоть до конца 1960-х годов .
В качестве независимого оператора Лашелл снял три картины режиссёра Делберта Манна . Первая из них — романтическая мелодрама « Марти » (1955) с Эрнестом Боргнайном принесла ему очередную номинацию на Оскар , за ней последовала офисная драма « Мальчишник » (1957) и военная драма с Тони Кёртисом « » (1961) .
Две удачные картины Лашелл снял с режиссёром Мартином Риттом — мелодраму о семейных отношениях « » (1957) и высоко оцененную сельскую драму с Полом Ньюманом « Долгое жаркое лето » (1958) .
Он также снял два фильма нуар — « Страх бури » (1955) Корнела Уайлда с Уайлдом и Джин Уоллес в главных ролях, и « Преступление страсти » (1957) Герда Освальда с Барбарой Стэнвик и Стерлингом Хэйденом . Ещё одна памятная работа этого периода — драма из актёрской жизни « » (1959) с Дином Мартином и Ширли Маклейн принесла Лашеллу очередную номинацию на Оскар .
Сотрудничество с Билли Уайлдером (1960—1966)
1960-е годы ознаменовались для Лашелла чрезвычайно успешным сотрудничеством с режиссёром Билли Уайлдером , вместе с которым он снял четыре фильма. Первым и самым удачным среди них была романтическая комедийная драма « Квартира » (1960) с Джеком Леммоном и Ширли Маклейн . За ней последовали романические комедии « Нежная Ирма » (1963) с теми же артистами в главных ролях, « Поцелуй меня, глупенький » (1964) с Дином Мартином и Ким Новак , а также « Азарт удачи » (1966) с Леммоном и Уолтером Маттау . Три из этих четырёх картин — «Квартира» (1960), «Нежная Ирма» (1963) и «Азарт удачи» (1966) — принесли Лашеллу номинации на Оскар за лучшую операторскую работу .
Другие фильмы 1960-х годов
Памятной картиной Лашелла 1960-х годов стал эпический вестерн студии « Метро-Голдвин-Майер » « Как был завоёван Запад » (1962) со звёздным актёрским составом, включавшим Джеймса Стюарта , Джона Уэйна , Грегори Пека и Генри Фонду (за этот фильм в составе группы из четырёх операторов Лашелл получил номинацию на Оскар ) .
В 1960-е годы Лашелл стал работать с режиссёрами нового поколения, сняв такие фильмы, как драма Джона Кассаветиса « Ребёнок ждёт » (1963) с Бертом Ланкастером и Джуди Гарланд , криминальный триллер Артура Пенна « Погоня » (1966) с Марлоном Брандо , Робертом Редфордом и Джейн Фондой , а также романтическую комедию с Редфордом и Джейн Фондой « Босиком по парку » (1967).
Работа на телевидении
Лашелл сравнительно мало работал на телевидении, сняв два эпизода мистического сериала « Альфред Хичкок представляет » (1957), один эпизод мистического сериала « Сумеречная зона » (1959), а также один эпизод медицинской драмы « » (1969) .
Личная жизнь
В 1969 году Лашелл вышел на пенсию. Умер двадцать лет спустя в возрасте 89 лет .
Фильмография
Кинооператор
|
|
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France Joseph La Shelle // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ TCM. от 8 сентября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Sandra Brennan. от 2 октября 2015 на Wayback Machine
- ↑ I.S.Mowis.
- ↑ IMDB.
- ↑ IMDB. от 16 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB.
- IMDB. от 23 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB. от 22 марта 2016 на Wayback Machine
- IMDB.
- IMDB.
- IMDB.
- IMDB. от 18 декабря 2014 на Wayback Machine
Ссылки
- (англ.)
- на сайте Turner Classic Movies
- 2021-02-16
- 2