Абу Яхья Абу Бакр
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу-Юсуф Якуб Киркасани ( араб. أبو يوسف يعقوب القرقسانی ) — караимский философ , богослов и экзегет X века .
Киркисани получил свое прозвище по местности Каркасан, близ Багдада . Писал он в 20-х и 30-х годах X века; таким образом, он был младшим современником Саадии Гаона . Из обстоятельств его жизни известно лишь то, что он много путешествовал не только по Ираку (Вавилонии), но бывал также в Персии и Индии и везде наблюдал обычаи стран, после чего воспользовался своими наблюдениями для объяснения Священного Писания . Так, например, для объяснения, почему Мордехай не хотел кланяться Аману , Киркисани приводил обычай индийцев изображать на своих верхних платьях богов-идолов и свои святыни, как он это видел в Индии. «Вероятно, — говорит Киркисани, — Гаман также носил платье с такими изображениями» .
Главной целью путешествий Киркисани являлось ознакомление на местах с религиозным состоянием своих единоверцев-караимов, которые в то время раздробились на множество мелких сект и толков. Он сообщил, как очевидец, о караимах в Джебале (древней Мидии), Багдаде , Басре, Исфагани, Тустере (Шустере), Хорасане и т. д. Относясь с великим почтением к личности Анана и признавая его заслуги как основателя караимского вероученя, Киркисани, однако, весьма часто критиковал толкование Святого Писания и религиозные постановления, заключающиеся в анановской «Книге законов» (или иначе «Книге предписаний»), равно как и мнения ананитов .
Киркисани считают автором следующих трудов, написанных по-арабски: «Китаб аль-Анвар вал-Маракиб» (כתאנ אלאנואר ואלמראקנ, «Книга светил и наблюдательных пунктов»), «Китаб аль-Риад вал-Хадаик» (כתאנ אלריאץ ואלחדאיק, «Книга садов и цветов», толкования мест Пятикнижия , не касающихся законов), «Тафсир Аюб» (תפסיר איונ, комментарий на Книгу Иова ), «Тафсир Когелет» (תפסיר קהלת, комментарий на книгу Экклезиаста ), «Китаб аль-Таухид» (כתאנ אלתוחיד, Книга о единобожии), «Китаб фи аль-Каул ала аль-Тарджама» (כתאנ פי אלקול עלי אלתרגמה, «Книга о переводе Священного Писания с еврейского на другие языки») .
Первое и самое главное сочинение автора «Книга светил» разделяется на следующие 13 отделов: первый отдел — введение, состоящее из 19 глав (этот отдел, включающий обзор всех еврейских сект, известных автору, издан в «Записках восточного Отдела Археологического общества», том VIII); второй отдел состоит из 28 глав и трактует необходимость исследования и критики в религиозных делах; третий отдел включает в себя 25 глав и содержит возражения против разных иноверческих сект; четвертый — 68 глав, где говорится о способах для достижения знания законов (о номоканонических правилах); пятый — 40 глав, о законах обрезания и субботы; шестой — 104 главы, об остальных (кроме заповеди о субботе) девяти заповедях; седьмой — 21 глава, о законах, относящихся к новолунию и времени созревания хлебных растений (абиб, אנינ); восьмой — 15 глав, о празднике Шавуот и об определении времени междувечерия; девятый — 24 главы, обо всех остальных праздниках; десятый — 66 глав, о левитской нечистоте животных и людей; одиннадцатый — о запрещенных браках и о левиратном браке (женитьбе на вдове бездетного брата); двенадцатый — 42 главы, о запрещениях, относящихся к пище, одежде и посеву, и о циците (кистях на краях одежды); тринадцатый, и последний, — 14 глав, о законах наследования .
При каждом законе Киркисани приводит мнение раббанитов, своих предшественников из караимов, начиная с Анана, и мнение разных апологетов и беспристрастно, насколько это возможно для караима, дебатирует о них; благодаря этому легко увидеть, что обозначенное произведение представляет большую ценность для истории законодательства, экзегетики и догматического богословия не только караимов, но и других древних и средневековых религиозных течений. Вот почему некоторые еврейские ученые, которым было известно про Киркисани, говоря о караимских авторитетах, ставят его на первый план после Анана. Так, историк Авраам ибн-Дауд в «Сефер ха-Каббала» говорит: « Ни Анану, ни Каркасани, главам ереси » , а также египетский раввин, младший современник р. Иосифа Каро, р. Яков Кастро, в своих респонсах: « Из двух авторитетных поским (децизоров), на которых караимы полагаются, Анана и Каркасани » .
Киркисани часто полемизировал с древними раввинами, особенно напирая на агадические изречения и мистические произведения, и с современниками, Саадией Гаоном и Яковом бен-Эфраим из Палестины, составителем комментария на иерусалимский Талмуд . Некоторые возражения Саадии безымянным караимским писателям направлены, по-видимому, и против Киркисани. По той причине, что византийские, а за ними позднейшие египетские караимские авторы ошибочно называли Киркисани Иосифом вместо Якова, его часто смешивали с жившим столетием позже Иосифом аль-Басиром (Гароэ). Существует в рукописях Императорской публичной библиотеки извлечение из двух названных сочинений Киркисани, составленное неким Моисеем бен-Соломон Гасикни .