Interested Article - Саратан II
- 2021-04-04
- 2
Малик Саратан , также Саратан II и Сиртан II — сын и наследник Амир-Султана .
После 24-летней борьбы, с Кайтагским уцмийством и Казикумухским шамхальством , под давлением экономической необходимости аварцы вынуждены были постепенно вернуться к Исламу . В годы правления Малик Саратана, Аварцы вмешались в борьбу Кумуха с претендентами на кайтагский престол, окончившуюся их победой.
События изложенные в «Тарих-Дагестан» упоминают Саратана: «Зеркало согласия между князьями Кумуха и Хайдака было разбито усилиями сатаны… Те из потомков князя — мучеников (Хамза), которые в продолжении этих беспокойств были живы из числа владетелей хайдакских, а именно Мухаммед-Хан, Амир-Хан и Амир Хамза нашли убежище у повелителей Аварии и обязались клятвой быть их союзниками… Тут произошли между ними и князьями кумухскими страшные войны и адские распри. Царь Аварский послал письмо и посланников, избранных из числа мудрых и красноречивых людей, к Султану Каутар-Шаху в страну турок, жители которой приняли ислам еще во время Омара , сына Хаттаба, и предложили союз и дружбу, согласно законам соседства и на условиях взаимной помощи в войнах со своими врагами и недоброжелателями. Такой союз был основан с обеих сторон на дружбе, согласии и братстве. Каутар-Шах взял прекрасную дочь царя аварского в жены своему сыну Султану Кай-Каду, а прелестную сестру последнего выдал за Саратана — сына царя аварского… Каутар-Шах тогда повел своих турок с востока, а Саратан с князьями хайдакскими направил войска аварские с запада против Кумуха, куда они прибыли во вторник первого рамазана в дни Наджмуддина». Далее: «Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». .
После этих событий Каутар-шах и Саратан вернулись [каждый] в свои земли и вилаяты. Дела потомков Хамзы и Аббаса стали такими, как было [уже] упомянуто, а дата этих [событий] — 718 по хиджре, то есть (1318—1319 годов). Они (эти потомки) имели на руках старые тексты и древние исторические записи. Так обстояло дело. [Таким образом], все правители горных районов происходят из рода детей Хамзы и детей Аббаса, исключая только султанов Авара, которые из рода султанов урус. И нет в их стране (Авар) ни одного коренного мусульманина. В других дагестанских вилаятах население представляет собой смесь коренных мусульман и тех, среди которых распространен ислам . Дагестанский ученый Б.Г.Малачиханов показал, что под этим годом следует понимать не время похода объединенных сил на Кумух, а время составления самой хроники.
На самом деле произошло это в 637 году по хиджре (около 1240 года) . Запись на полях одного из списков «Дербенд-наме» сообщает об этом с некоторыми подробностями: «Разрушение Гумика произошло в понедельник месяца рамадан, во времена Наджм ад-Дина, и погибло смертью воителей за веру все войско Гумика, кроме тысячи тридцати трех воинов, [в] шестьсот тридцать седьмом году» . Описанные в «Тарих Дагестан» события представляется, таким образом, возможным датировать месяцем рамадан 637 г. хиджры, т. е. мартом 1240 г. Учитывая упоминание в хронике в связи с указанными событиями термина «тюрк», а также наличие надписей на камне о приходе монгольских войск осенью 1239 г. в аул Рича , что в километрах 60 к югу от Кумуха, можно говорить, что разгром Кумуха, описанный в «Тарих Дагестан», был учинен монгольским отрядом, поддержанным войсками соседних с Кумухом областей - Аварии и Кайтака . Лавров также считая дату 1240 год, предлагает взятие Кумуха началом апреля.
В Хронике Ирхана, в связи с вторжением Тамерлана , упоминается править Ирхана — Ариф-хан, утверждается, что он старший брат харкана(хакана?) Хакан-шаха, и приводится его родословная, в которой упоминается некий Каутаршах: «Ариф-хан, (сын Султан-хана, сына Хаджар-хана, сына Аббас-хана, сына Зафир-хана,) сын Амир-хана, сына Турарав-бека, сына Сарисанфаш-шаха, сына Кадирфаш-хана, сына Каутар-шаха, сына Адах-шаха (Адил-шаха)».
Очевидно в это время в руки нуцала попали земли, примыкающие к Левашинскому плато. Здесь были основаны населенные пункты Огли, Чогли, Хахита , Кутиша , Урма , Кулецма и др. К этому времени следует отнести и сообщение о ярлыке одного из Золотоордынских царевичей, выданном нуцалу. С ним связана легенда о народном восстании против нуцала. Изгнанный нуцал обратился за помощью к монголам и, получив от них ярлык и военное подкрепление против своих земляков, вернул себе власть.
Примечания
- ↑ Хапизов Ш.М. "Нуцалы Аварии. Историко-генеалогическое исследование."стр.74.
- 15 июля 2014 года.
- Шихсаидов А. Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафи // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. 1972. — М., 1977. — С. 111.
- . Дата обращения: 20 февраля 2019. 17 ноября 2020 года.
- Б. Малачиханов, К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане, стр. 192-193.
- Али Каяев, Материалы по истории лаков, л. 255.
- Государственный Матенадаран при Совете Министров Армянской ССР. Арабско-персидский фонд, д. 240, л. 4.
- Л. И. Лавров, Эпиграфические памятники..., ч. 1, стр. 81, 83.
- . Дата обращения: 15 ноября 2020. 15 апреля 2021 года.
- Лавров. Эпиграфические памятники, ч.1, с. 179, 187-188, 194
- . Дата обращения: 20 февраля 2019. 2 декабря 2020 года.
Литература
- История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. 112 страница.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- 2021-04-04
- 2