Interested Article - Дурбэн

Дурбэ́н, дорбе́н, дурбáн, дербе́н ( монг. Дөрвөн ) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов . В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских народов.

История

Согласно « Сокровенному сказанию монголов », основатель рода дурбэн — Дува-Сохор . Он происходил по мужской линии в 11 поколении от легендарного предка монголов Бортэ-Чино (Серый волк) . Отцом Дува-Сохора был Тороколджин Баян, имевший двух боевых коней Дайр и Боро, матерью — Борокчин Гоа. Женой его младшего брата — Добун-Мэргэна была Алан Гоа , «прародительница нирун-монголов » и «золотого рода» Чингисхана .

После смерти Дува-Сохора четыре его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали «дорбен-иргэн» — племя дорбен . Четырёх сыновей Дува-Сохора звали Доной, Докшин, Эмнек и Эркэг . Сказанное относится к событиям X в. В XI—XII вв. подданные четырёх сыновей Дува-Сохора обитали на реке Халх гол . Позже они перекочевали на запад, на Алтай , где вошли в состав ойратов . Став более могущественными с XV в., в начале XVI в. дербеты (дөрвөд) уже стали одним из четырёх главных аймаков ойратского союза Дурбэн Ойрат .

Согласно «Сокровенному сказанию», когда Тэмуджин решил основать собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи , одним из первых присоединившихся к Тэмуджину был Мочи-Бедуун из племени дорбен . При этом среди монгольских предводителей, которые возвели Джамуху в Гур-ханы, упоминается Дорбенский Хачжиул-беки . В свою очередь среди племён, поддержавших Джамуху, упоминаются дорбен- татары (известно, что татары были в союзе с племенем дурбан) . Дорбены выказали покорность Чингисхану после разгрома своих союзников найманов .

Из племени дорбен происходил один из военачальников Чингисхана по имени Дорбо-Докшин . Он руководил военным походом против хори-туматов , которые незадолго до этого оказали сопротивление и смогли убить Борохула , военачальника и сподвижника Чингисхана. Дорбо отрядил часть войска к той самой, охранявшейся хори-туматским караулом тропе, по которой хотел пройти перед тем отряд Борохула, и, обманув неприятеля ложным движением, сам направил войска по тропе, проложенной дикими буйволами. «Вооружив ратников топорами, тесаками, пилами и долотами и всяким потребным инструментом, он приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья». Поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на хори-туматов и полонил их . Из хори-туматского плена были освобождены Хорчи-нойон , сподвижник Чингисхана из рода баарин , и Худуха-беки , предводитель ойратов. Сотню хори-туматов Дорбо отдал семейству Борохула в возмещение за его смерть .

Дорбо в дальнейшем руководил военным походом «на город Абту, принадлежащий народу Ару-Мару-Мадасари , в земле, лежащей между двумя народами: Хиндус и Багдад » .

Упоминания о племени дурбан в «Сборнике летописей»

« Сокровенное сказание монголов » появление дурбэнов связывает с сыновьями Дува-Сохора . « Сборник летописей » же появление дурбэнов относил к более раннему времени. В списке предков Чингисхана этот источник называет Тамача, имевшего 5 сыновей, из которых старший по имени Хоричар стал преемником отца. Оставшиеся 4 сына Тамача отделились, «пожелали уйти… в другие области», для чего, связав плоты, переправились через реку и составили впоследствии группу дурбэн .

Согласно «Сборнику летописей», дурбан — одно из племён нирун-монголов и имеет общее происхождение с племенем баарин . «В эпоху Чингиз-хана они объединились с племенами тайджиутов и оказали ему большое сопротивление» . По сведениям Рашид ад-Дина , Худуха-беки (Кутука-беки), предводитель союза ойратских племён, происходил из племени дурбан . Согласно «Сокровенному сказанию монголов», за выражение покорности предводителя ойратов Чингисхан соблаговолил пожаловать сыну Худуха-беки, Иналчи, свою дочь Чечейген , а старшему брату его, Турулчи — дочь своего сына Джучи , Олуйхан . Однако Рашид ад-Дин указывает, что за Торельчи (Торэлчи-гургэна) была выдана Чечейген (Чичиган) .

Из племени дурбан происходила Деречин (Дурбачин-хатун), жена хана Хубилая . Дурбачин-хатун родила Хубилаю двоих сыновей Хукджи (Хукачи) и Агрукчи. Хукачи был шестым сыном Хубилая, Агрукчи — седьмым. Своему шестому сыну, Хукачи, Хубилай пожаловал область Караджан (современная китайская провинция Юньнань ) . Сыном и преемником Хукачи в Караджане был Есун-Тимур. У Есун-Тимура было три сына: Тус-Бука, Тоглук и Пулад. Седьмому сыну, Агрукчи, Хубилай пожаловал Тибет . У Агрукчи было два сына: Тимур-Бука и Иджиль-Бука. Тимур-Бука в дальнейшем получит Тибет в наследство как старший сын. У него также было два сына. Старшего сына звали Саскиэ .

Представителями племени дурбан в государстве Хулагу ( государстве Хулагуидов ) были Пулад-ака и Мазук-кушчи. Пулад-ака «был на службе у каана министром [чин-сан] и стольником [баурчи]» и прибыл в Ильханат в качестве посла. Пулад-ака почитался как «великий, уважаемый и известный» эмир. Отец Пулада, «Юраки, был стольником Чингиз-хана, принадлежал к орде старшей жены Бортэ-фуджин и начальствовал одной сотней, из личной [чингиз-хановой] тысячи». Дети Пулада также были на «службе у каана». Эмир Мазук-кушчи был старшим начальником сокольничих [кушчиан] .

Племя дурбэн и ойраты

Из « Сокровенного сказания монголов » известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн . В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов , батутов , хойтов и кэргудов . О древних родственных связях племени дурбэн с ойратами также говорит сообщение Рашид ад-Дина о том, что Худуха-беки , предводитель союза ойратских племён, происходил из племени дурбан .

Г. О. Авляев первым обратил внимание на то, что имена 4-х мифических родоначальников ойратов, сыновей Дуву-Сохора, имеют явно тотемическое происхождение и легко переводятся с ойратского и калмыцкого языков. Доной — буквально означает бешеный, яростный. Докшин — свирепый, неукротимый. Эмнек — дикий, неукротимый, а также синоним слова конь-неук, то есть дикий, необъезженный конь (эмнег-морин). Эркег — властный, главный, могущественный .

Согласно Д. В. Цыбикдоржиеву, поход дурбэнского Дорбо на хори-туматов , итогом которого стало освобождение из плена Худуха-беки и отдача тому хори-туматской наследницы Ботохой, стал одним из начальных этапов возрождения и упрочения былых связей между ойратами и дурбэнами. Д. В. Цыбикдоржиев также поддержал гипотезу, согласно которой выражение «дурбэн ойрад» изначально переводилось не как союз «четырёх ойратов», а означало этническое родство двух племён — дурбэнов и ойратов .

В поздней истории, когда понятие «ойрат» стало включать в себя множество племён самого разного происхождения, дурбэны, или дэрбэты , безусловно стали считаться одним из основных компонентов ойратской общности . При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора .

Этимология

В переводе с монгольского языка слово « дурбэн (дорбен, дөрвөн)» означает « четыре » .

Современность

Дербеты в настоящее время проживают на западе Монголии ( Убсунурский аймак : сомоны Бухмурэн, Тургэн, Сагил, Давст, Улгий, Умнэговь, Ховд, Наранбулаг, Завхан, Хартолгой, город Улангом ; Кобдоский аймак : сомоны Дургэн, Мянгад; аймак Баян-Улгий : сомон Ногооннуур, посёлок Цагааннуур) .

Дербеты , перекочевавшие в XVII в. на Волгу , в настоящее время являются этнической группой в составе калмыков и проживают на территории Калмыкии .

На территории Внутренней Монголии в составе южных (өвөр) монголов проживают дурбэты , дурбэн-хухэты . В состав ордосцев Внутренней Монголии входит род дурбэн хороо (дөрвөн хороо) . В состав басигитов , субэтноса мянгатов Монголии, входит род дучин дурэв .

В составе бурят проживают представители следующих родов: род дурбэн среди китойских бурят , род дурбэнгуд (дурбэнгууд) среди закаменских бурят , род дурбэд среди селенгинских бурят , в частности в составе харанутов .

В Монголии зарегистрированы носители следующих родовых фамилий: Дөрв, Дөрвө, Дөрвөд, Дөрвөн, Дөрвөнгүүд, Дөрвөнүүд, Дөрвөн Ойрад, Дөрвөт, Дөрөв, Дүрвэд .

Потомками племени дурбэн также являются роды дуван , дуваней и дурмен .

См. также

Примечания

  1. Word and Suffix-Index to The Secret History of the Mongols, based on the Romanized transcription of L. Ligeti. Compiled by H. Kuribayashi and Choijinjab // The Center for Northeast Asian Studies. Tho Ho Ku University. Sendai, 2001. 954 p.
  2. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (Золотое сказание). — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
  3. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
  4. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  5. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  6. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  7. Нанзатов Б. З. // Чингисхан и судьбы народов Евразии — Улан-Удэ, 2003. — С. 99—102 . 20 апреля 2019 года.
  8. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  9. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  10. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  11. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  12. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  13. Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
  14. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 19 октября 2019 года.
  15. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 28 марта 2014 года.
  16. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 4 марта 2016 года.
  17. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  18. . — Litres, 2019-01-26. — 881 с. — ISBN 9785457760332 . 27 июля 2021 года.
  19. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 8 апреля 2019 года.
  20. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 1 мая 2019 года.
  21. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 25 апреля 2019 года.
  22. Буяндэлгэр Д. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — С. 183—205 . 20 апреля 2019 года.
  23. Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
  24. Кручкин Ю. Н. Монголия. Географическая энциклопедия. — Улан-Батор, 2009.
  25. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  26. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
  27. Вяткина К. В. . — Наука, 1969. — С. 38. — 218 с. 26 января 2021 года.
  28. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 января 2019. 12 декабря 2020 года.
  29. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 204—205, 312. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  30. Уразманова Р. К., Чешко С. В. . — Наука, 2001. — С. 121—123. — 582 с. 7 апреля 2022 года.
  31. . — Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 1969. — С. 6, 20. 7 апреля 2022 года.
Источник —

Same as Дурбэн