Interested Article - Олёты

Монгольские государства в XIV-XVII веке: Монгольский каганат , Ойратское ханство , и Могулистан

Олёты ( монг. Өөлд ; транслит. ISO 9 ölöt, ööld, öölöd, ögölöt ):

  1. Этногруппа ойратов , проживающая в Монголии в Кобдоском ( сомон Эрдэнэбурэн) и Арахангайском (сомоны Улзийт, Хотонт, Угий-Нур) аймаках ; часть проживает в Китае . Кобдоские олёты сохранили больше ойратских черт, чем арахангайские, которые практически слились с халха-монголами . Вероятно современные олёты являются потомками средневековых олётов, и в местах сегодняшнего расселения оказались после разгрома Джунгарского ханства в 1757 1758 годах .
  2. Название одного из крупных ойратских племён периода средневековья . Некоторые исследователи предполагают, что олёты составляли наибольшую часть ойратов с начала 2-го тысячелетия , и от их имени было дано название всем западным монголам — «ойраты». Согласно другой точке зрения, племя сформировалось в результате смешения в XVII веке части дербетов , хошутов , хойтов , торгутов и урянхайцев (что видно из названий олётских родов) .
  3. В китайских источниках это искаженная китайская форма термина ойраты — то есть западные монголы.

Этимология названия

По одной из версий э тноним олёт является искажённым (китайским) произношением термина «ойрат».

Есть несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:

  • Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
  • Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн ард — лесной народ. (Банзаров Д.)
  • Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огізан либо огіз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад).
  • Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака), то есть табуизированным (запрещающим вслух употреблять имя предка, заменяя его родственным словом) названием волка. У калмыков считающих своим предком чонэ (волка) ранее часто волк, помимо своего основного имени — чонэ, назывался "тенгрин ноха" — небесная (божественная) собака. Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины.

Общие сведения об этногруппе ( XIX - XX века )

В 19 веке олёты кочевали в основном на западе Кобдоского округа, тогда входившего в Китайскую империю , и занимавшего весь северо-западный угол Монголии (45° и 50° северной широты и 57° и 65° восточной долготы). Кобдоский округ имел бо́льшую площадь, чем современное место расселения олётов — Кобдоский аймак . В период цинского владычества главным начальником округа был китайский чиновник- мандарин (монг. хебей-амбань, с резиденцией в городе Кобдо ), а для решения непосредственно монгольских дел, при нём состоял специальный чиновник из монголов — монгол-дзурган .

Верующие олёты исповедуют тибетский буддизм . В XIX веке самым богатым и людным монастырём в Кобдоском округе считался монастырь племени дюрбютов , он находился при ставке их князя в местности Улангом (современный город Улангом , монастырь Дечинравджаа).

Главным занятием олётов, как и почти всех монголов , в XIX веке являлось скотоводство . Помимо него они занимались охотой — для добывания шкур (в основном куниц) и мяса (сурков) . Исследователь Эрдэнэболд Лхагвасурэн пишет о зачатках земледелия у олётов в долине реки Ховд, начало которому они положили переселившись сюда после распада Джунгарского ханства (кон. XVII века ) . Упоминается также о повинности олётов, наложенной цинским правительством — доставка дров для казённых зданий в городе Кобдо .

Торговля в местах проживания олётов была сосредоточена в руках китайцев и русских. Предметы вывоза в Китай из Кобдоского округа — бараны (выгонялось до миллиона голов), овчины, шерсть овечья и верблюжья, а импорт из Китая — бязь , кирпичный чай и разные произведения китайских кустарей, так как среди монголов не было ремесленников (кроме кузнецов и мастеров серебряного дела). Импорт из России — юфть , плис, бумажные товары, железные и медные изделия, подносы, тазы, сундуки и прочее; экспорт — рогатый скот (для выгона в город Иркутск), сурочьи шкуры, овечья и верблюжья шерсть .

В XX веке помимо скотоводства , часть олётов занята в промышленности .

Язык

  • Семья алтайская ;
    • Группа монгольская (северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков);
      • Язык ойрат-калмыцкий (другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский).

Примечания

  1. Другие названия языка — калмыцкий, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
  2. . Дата обращения: 11 января 2022. 25 октября 2013 года.
  3. . web.archive.org (6 декабря 2016). Дата обращения: 4 августа 2023. Архивировано 6 декабря 2016 года.
  4. Использована система транслитерации монгольского алфавита посредством символов латинского алфавита по международному стандарту ISO 9 .
  5. Западные монголы — это условно называемые «ойрат-монголы», в противопоставление северным ( халха-монголам ) и южным (ордос-монголам). Помимо этих групп существуют также буряты и различные малочисленные маргинальные группы. В ранних мусульманских, и следующих им старых русских источниках, западные монголы назывались калмыками , сейчас это называние закрепилось за ойратами, обосновавшимися в XVII веке в низовьях Волги . (Монголы // [bse.sci-lib.com/article077785.html Большая советская энциклопедия] / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3 издание. — Москва: «Советская Энциклопедия», 1973. — 629 тыс. экз.)
  6. Олеты // Советская Историческая Энциклопедия / Гл. ред. Е. М. Жуков.. — М. : Советская энциклопедия, 1961-1976. .
  7. Жуковская Н. Л. Олеты // / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6 . (недоступная ссылка) .
  8. Эрдэнэболд Лхагвасурэн . от 5 марта 2016 на Wayback Machine : Дис. канд. ист. наук : Улан-Удэ, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-7/1082
  9. Потанин Г. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Потанин Г. Н. Очерки Северо-западной Монголии. — СПб., 1881. — Вып. 2. c. 39-40.

Литература

  • Хойт С.К. Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII-XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. с. 220-243.
  • Хойт С.К. Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. с. 215-245.
Источник —

Same as Олёты