Interested Article - МАПАЙ

МАПАЙ ( «Партия рабочих Земли Израильской» , ивр. מפלגת פועלי ארץ ישראל, מפא"י ‎) — израильская левая политическая партия , относившаяся к рабочему сионистскому движению . Сформировавшись в 1930-е годы в подмандатной Палестине , после основания государства составляла основу правящих коалиций в Израиле с 1-го по 6-й созыв кнессета , а затем прекратила своё существование, объединившись с партиями « Ахдут ха-Авода » и РАФИ в партию Труда («Авода») .

История

Партия МАПАЙ была создана в 1930 году при объединении движений « Ахдут ха-Авода » и « Ха-Поэль ха-Цаир ». Во главе новой партии стояли Давид Бен-Гурион и Берл Каценельсон . В момент создания в партии было только 5000 членов , но благодаря достаточной идеологической гибкости, позволявшей вступать в её ряды представителям мелкой буржуазии и интеллигенции (единственным условием для принятия в партию было членство в Гистадруте — объединении профсоюзов Палестины ), МАПАЙ к середине 1930-х годов стала основной политической силой в ишуве , чему способствовал выход её идеологических конкурентов, сионистов-ревизионистов , из управляющих структур еврейских организаций, как палестинских, так и всемирных. В 1935 году Бен-Гурион был избран руководителем Еврейского агентства и оставался на этом посту до 1948 года , являясь в глазах евреев за границей главным представителем ишува .

Начиная с первого созыва кнессета фракция МАПАЙ была крупнейшей в его составе, получая по итогам выборов от 40 до 47 мандатов из 120, и именно лидерам МАПАЙ поручалось формирование правительственной коалиции. Бен-Гурион, а за ним Моше Шарет и Леви Эшколь отдавали предпочтение при создании коалиции центристским либеральным фракциям (в частности, Прогрессивной партии ), религиозным сионистским партиям (таким, как Национальный религиозный фронт, а впоследствии Национальная религиозная партия ), с которыми было заключено соглашение о сохранении статус-кво в отношениях между государством и религией, и мелким арабским партиям-сателлитам (Демократический список Назарета , Демократический список в пользу израильских арабов, «Прогресс и труд»). Из формирования коалиций последовательно исключались как националистические фракции ревизионистского толка (« Херут »), так и коммунисты , а на раннем этапе и просоветски настроенный МАПАМ , представлявшие в политическом спектре Израиля крайне левый фланг.

В начале 1960-х годов популярность МАПАЙ упала вследствие скандального « дела Лавона ». В самой партии произошёл раскол, восемь депутатов от МАПАЙ в пятом составе кнессета во главе с Бен-Гурионом сформировали отдельную фракцию РАФИ («Израильский список рабочих»), в результате чего представительство МАПАЙ в кнессете упало с 42 до 34 мест. Одновременно две крупные оппозиционные партии, «Херут» и Либеральная партия , объединились в блок ГАХАЛ , представленный в кнессете пятого созыва 27 депутатами . Угроза потери лидирующего положения в политической жизни страны заставила МАПАЙ к сентябрю 1965 года сформировать избирательный блок с партией « Ахдут ха-Авода », получивший название Объединения рабочих Израиля или просто Объединения ( ивр. המערך ‎, « Ха-Маарах »). На выборах в Гистадрут 1965 года «Маарах» получил 51 процент голосов, а к 1967 году в его рядах насчитывалось 160 тысяч членов . По ходу работы шестого состава кнессета партии, входившие в состав «Маараха», объединились с РАФИ в партию Труда («Авода») и официально перестали существовать как самостоятельные политические структуры .

Представительство МАПАЙ в кнессете по созывам

Созыв Процент голосов Мандаты в начале Мандаты перед роспуском
I 35,7 46 46
II 37,3 45 47
III 32,2 40 40
IV 38,2 47 47
V 34,7 42 34

Идеология

Относясь к числу социалистических сионистских движений, и «Ахдут ха-Авода» Бен-Гуриона, и в особенности «Ха-Поэль ха-Цаир», позиции которого восходили к идеям утописта А. Д. Гордона (развитым Хаимом Арлозоровым ), большое значение придавали синтезу социалистической и национальной составляющей в своей идеологии. В целом, по сравнению с другими социалистическими партиями ишува и первых десятилетий существования Государства Израиль, МАПАЙ придерживалась в экономике скорее социал-демократических, нежели чисто марксистских позиций, и тема классовой борьбы не занимала в её программе значительного места . МАПАЙ с самого начала последовательно выражала готовность к сотрудничеству с сионистскими движениями, не разделявшими социалистическую платформу, а после создания Израиля способствовала развитию в стране смешанной экономики с сильным частным сектором наряду с предприятиями, управляемыми государством и Гистадрутом .

В начале 1940-х годов в кибуцном движении произошёл раскол, связанный с позицией представителей движения «Ха-Кибуц ха-Меухад», требовавших для себя фракционной независимости в составе партии и права вето на решения большинства (так называемая «Фракция Б»). Взгляды членов этого движения, крупнейшего среди кибуцев, были более просоветскими и ортодоксально-марксистскими, чем в целом в партии; при этом члены движения не рассматривали скорейшее создание еврейского государства как первоочередную задачу и противились идее раздела Палестины. Жёсткие меры партийного руководства по подавлению внутренней фракционной борьбы привели к выходу членов «Ха-Кибуц ха-Меухад» из МАПАЙ и созданию новой партии под старым названием «Ахдут ха-Авода» . Во главе отколовшейся партии стояли Исраэль Бар-Йехуда , Исраэль Галили и Ицхак Табенкин .

Различия между МАПАЙ и другими левыми сионистами во внешней политике диктовались различиями в их отношении к марксистской доктрине. Если МАПАМ и «Ахдут ха-Авода» до 1956 года занимали просоветские, сталинистские позиции, то МАПАЙ достаточно рано сменила ориентацию на прозападную .

В территориальных вопросах МАПАЙ была более прагматична, чем «Ахдут ха-Авода», поддерживавшая идею единой и неделимой Земли Израиля, но не столь настроена на компромисс с арабами, как МАПАМ, настаивавшая на активном поиске путей урегулирования со стороны Израиля . Внутри МАПАЙ не было единства в вопросах оборонной политики и территориального компромисса, и сторонники единого Израиля и превентивной войны (Бен-Гурион, Голда Меир , Моше Даян , Шимон Перес ) уживались в ней со сторонниками поиска мирного решения (Шарет, Эшколь) . Ещё до основания Израиля, в последние годы британского мандата в Палестине , эти разногласия носили характер спора между активистами, поддерживавшими идею вооружённой борьбы против британских властей и усиления нелегальной иммиграции (Бен-Гурион, Голда Меир, Леви Эшколь, Шауль Авигур , Элиэзер Ливнэ ), и умеренными, считавшими возможным отложить создание еврейского государства ( Йосеф Шпринцак , Элиэзер Каплан , Кадиш Луз и Пинхас Лавон ) .

Если МАПАМ начала принимать в свои ряды израильских арабов в середине 50-х годов, то МАПАЙ ещё десять лет удерживала в районах, заселённых национальными меньшинствами, режим военной администрации. Только в 1970 году, уже после объединения МАПАЙ с другими левыми партиями в партию Труда, в неё стали допускаться арабы .

Опора в обществе

В начале своего существования МАПАЙ в значительной степени формировалась выходцами из кибуцев . В 1930-е годы представители сельскохозяйственных поселений (члены кибуцев и мошавов ), а также сельскохозяйственные работники мошавот и частных плантаций составляли до 60 процентов от общего числа членов партии; в свою очередь представители кибуцного движения составляли более половины этого сектора и представляли собой наиболее спаянную и идеологически однородную группу. В результате представительство членов кибуцного движения было непропорционально высоким — так, в 1942 году пять из семи членов Внутреннего Секретариата, высшего постоянно действующего органа партии, были выходцами из кибуцев . Последующее падение влияния представителей кибуцев в партии было, в частности, связано с расколом середины 40-х годов, сопровождавшимся выходом из МАПАЙ членов «Фракции Б».

После Второй мировой войны и образования Государства Израиль произошли значительные изменения в демографическом балансе, которые лидерам МАПАЙ пришлось учитывать. Так, если в 1944 году число членов профсоюза сельскохозяйственных работников, входившего в Гистадрут , было в четыре раза больше числа членов профсоюза строителей, к 1953 году это соотношение было уже меньше, чем 2:1, а к 1963 году они были представлены в равных пропорциях. Для членов профсоюза металлистов это соотношение изменилось с 5:1 до менее чем 2:1. Если в 1947 году сельскохозяйственные работники составляли почти 29 процентов от общего числа членов Гистадрута, то в 1961 году — только 18,5 процента. Таким образом, перед МАПАЙ встала задача большей интеграции рабочих и служащих в партии. Эта задача была решена успешно: уже к середине 50-х годов более половины членов МАПАЙ составляли промышленные и транспортные рабочие и ремесленники и ещё 14 процентов — служащие различных уровней .

В то же время МАПАЙ, желая сохранить имидж партии трудящихся и равный подход к оплате труда, неохотно шла в качестве правящей партии на уступки требованиям работников умственного труда, стремящихся к повышению своего социального статуса. Фактически в первые десятилетия существования Израиля интеллектуалы зарабатывали меньше, чем представители элитных профессий, связанных с ручным трудом (в частности, портовые рабочие и члены транспортных кооперативов). Интеллигенция не была равноправно представлена в руководящих органах партии и её фракциях в кнессете. В результате поддержка МАПАЙ среди интеллигенции неуклонно падала со временем .

См. также

Примечания

  1. от 21 января 2012 на Wayback Machine на сайте Tnuathaavoda.info, посвящённом рабочему движению в Израиле (иврит)
  2. , p. 17.
  3. . Дата обращения: 5 апреля 2011. 9 марта 2012 года.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Составы фракций кнессета: от 9 марта 2012 на Wayback Machine , от 8 марта 2012 на Wayback Machine , от 9 марта 2012 на Wayback Machine , от 9 марта 2012 на Wayback Machine ,
  6. , с. 53.
  7. , с. 58—59.
  8. , pp. 22—23.
  9. , с. 62.
  10. , pp. 47—48.
  11. , pp. 61—64.

Ссылки

Источник —

Same as МАПАЙ