Interested Article - Vanitas
- 2020-12-31
- 1
Ва́нитас ( лат. vanitas — суета, тщеславие, бренность) — жанр живописи эпохи барокко , аллегорический натюрморт или иная композиция , центром которой традиционно является человеческий череп , песочные часы, глобус, горящая свеча, старинный фолиант либо другие атрибуты смерти и бренности человеческой жизни. Подобные картины стали появляться в западноевропейском искусстве в XVI и XVII веках , вначале во фламандской живописи в тяжёлые годы Нидерландской революции , или Восьмидесятилетней войны Семнадцати провинций за независимость от испанского владычества. Затем распространились в искусстве Голландии , Италии , Франции и Испании .
«Натюрморты-ребусы», или « кончетто » в стиле ванитас, характерны для искусства интернационального маньеризма , в частности в живописи и графике художников «рудольфинцев» в Праге XVII века при дворе императора Рудольфа II . Иногда такие композиции, особенно в искусстве итальянского барокко , ради контраста дополняли изображениями даров земли: гирлянд из цветов и фруктов или образами путти — обнажённых малышей грустного вида, аллегорически представляющих «суету мирской жизни» и быстротечность времени (композиции «Ребёнок, мечущий кости», «Суета сует», « Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит ») .
Термин восходит к библейскому стиху ( Еккл. ) «Суета сует, сказал Екклесиаст , суета сует, — всё суета!» ( лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ).
Атрибуты
Символы , встречающиеся на таких картинах, призваны напоминать о бренности человеческой жизни, тщетности удовольствий и мимолётности материальных благ :
- Череп — напоминание о неизбежности смерти. Практически обязательный атрибут натюрморта этого жанра . Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни .
- Гнилые фрукты — символ старения . Зрелые плоды символизируют плодородие , изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние . Ряд плодов имеет своё значение, связанный с Библией: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
- Цветы (увядающие) ; роза — цветок Венеры , символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку . Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености . Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века , символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием .
- Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни. Лавровый венок может венчать череп, напоминая о бренности .
- Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность . Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености . Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти , ещё одного из смертных грехов.
- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению — «человек есть мыльный пузырь» .
- Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
- Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
- Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
- Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
- Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия , кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
- Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы . Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
- Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочные и механические часы — быстротечность времени .
- Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
- Книги и географические карты ( mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
- Глобус , как земли, так и звездного неба.
- Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
- Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Щегол , как символ Воскресения .
- Красные сургучные печати , как и другие предметы, связанные с написанием писем (перо, чернильница, бумага). Являются символом того, что слово материально .
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
- Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
- Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил. Портреты (гравированные) монархов .
- Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
- Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то, непобедимое течение времени .
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего); Mortem effugere nemo potest (смерти никто не избежит)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти . Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса . Эти vanitas , а также цветы, которые также рисовали на оборотах, — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна) . Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне . По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились всё более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене , нидерландском городе, который Бергстром в своём исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в XVII веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма , течения, которое осуждало моральную развращённость человечества и стремилось к твёрдому моральному кодексу. Бергстром считал, что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра, вероятно, повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori .
См. также
Примечания
- Власов В. Г. «Ванитас» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 405—406
- Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. — М.: Искусство, 1998. — С. 286
- . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
- Colloque à la mémoire de George Whalley (1984 : Queen's University), George Whalley, Royal Society of Canada. . — McGill-Queen's Press - MQUP, 1987. — 230 с. — ISBN 978-0-7735-0616-9 .
- ↑ Kristine Koozin. . — Edwin Mellen Press, 1990. — 140 с. — ISBN 978-0-88946-949-5 .
- ↑ Bettina Kümmerling-Meibauer. . — Routledge, 2014-01-03. — 237 с. — ISBN 978-1-136-67077-0 .
- Fred S. Kleiner. . — Cengage Learning, 2016-01-01. — 602 с. — ISBN 978-1-305-85471-0 .
- Thea Vignau-Wilberg, Theodora Alida Gerarda Wilberg Vignau-Schuurman. . — Universitaire Pers, 1969. — 380 с.
- Andrew W. Moore, Christopher Garibaldi, Norwich Castle Museum, Millennium Galleries (Sheffield England), Norfolk Museums and Archaeology Service. . — Philip Wilson, 2003. — 106 с.
- María José López Terrada. . — Ajuntament de Valencia, 2001. — 384 с. — ISBN 978-84-95171-92-4 .
- . — IRSA, 1996. — 234 с.
- ↑ Helmer J. Helmers. . — Cambridge University Press, 2015-01-08. — 343 с. — ISBN 978-1-107-08761-3 .
- Sheridan Germann. . — Pendragon Press, 2002. — 254 с. — ISBN 978-0-945193-75-3 . 11 декабря 2021 года.
- Dror Wahrman. . — Oxford University Press, USA, 2012-09-07. — 284 с. — ISBN 978-0-19-973886-1 . 19 июля 2020 года.
- ↑ Elizabeth Hallam, Jenny Hockey. . — Routledge, 2020-05-26. — 264 с. — ISBN 978-1-000-18419-8 . 19 июля 2020 года.
- ↑ Liana Cheney. . — E. Mellen Press, 1992. — 442 с. — ISBN 978-0-88946-399-8 . 19 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 8 ноября 2014 года.
Литература
- на русском языке
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: К проблеме прочтения символа. М., 1997.
- Тарасов Ю.А. «Vanitas» и «memento mori» в голландской живописи XVII века // Голландский натюрморт XVII века. — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 66—78.
- на других языках
- Raymond J. Kelly. To be, or not to be : four hundred years of vanitas painting
- Naomi Popper-Voskuil. Selfportraiture and vanitas still-life painting in 17th- century Holland
- Helene E. Roberts. Vanitas // . — Routledge, 2013. — P. 883—889.
Ссылки
- (фр.) . Дата обращения: 10 февраля 2017.
- 2020-12-31
- 1