Interested Article - Vanitas

Бартоломеус Брейн Старший . Vanitas. 1524. Дерево, масло. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Ва́нитас ( лат. vanitas — суета, тщеславие, бренность) — жанр живописи эпохи барокко , аллегорический натюрморт или иная композиция , центром которой традиционно является человеческий череп , песочные часы, глобус, горящая свеча, старинный фолиант либо другие атрибуты смерти и бренности человеческой жизни. Подобные картины стали появляться в западноевропейском искусстве в XVI и XVII веках , вначале во фламандской живописи в тяжёлые годы Нидерландской революции , или Восьмидесятилетней войны Семнадцати провинций за независимость от испанского владычества. Затем распространились в искусстве Голландии , Италии , Франции и Испании .

«Натюрморты-ребусы», или « кончетто » в стиле ванитас, характерны для искусства интернационального маньеризма , в частности в живописи и графике художников «рудольфинцев» в Праге XVII века при дворе императора Рудольфа II . Иногда такие композиции, особенно в искусстве итальянского барокко , ради контраста дополняли изображениями даров земли: гирлянд из цветов и фруктов или образами путти — обнажённых малышей грустного вида, аллегорически представляющих «суету мирской жизни» и быстротечность времени (композиции «Ребёнок, мечущий кости», «Суета сует», « Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит ») .

Термин восходит к библейскому стиху ( Еккл. ) «Суета сует, сказал Екклесиаст , суета сует, — всё суета!» ( лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ).

Атрибуты

Францискус Гейсбрехтс. Ванитас. Между 1672 и 1676. Холст, масло. Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Филипп де Шампань . Натюрморт с черепом. 1644. Дерево, масло. Музей Тессе, Ле-Ман, Франция
Питер ван Лар . Автопортрет в стиле ванитас. Между 1635 и 1637. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Питер Буль . Натюрморт «ванитас». 1663. Холст, масло. Дворец изящных искусств, Лилль, Франция
Ж. Кузен . Ева — первая Пандора. 1550. Дерево, масло. Лувр, Париж
Ян ван Бейлерт . Ванитас. 1640. Холст, масло. Центральный музей Утрехта

Символы , встречающиеся на таких картинах, призваны напоминать о бренности человеческой жизни, тщетности удовольствий и мимолётности материальных благ :

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Практически обязательный атрибут натюрморта этого жанра . Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни .
  • Гнилые фрукты — символ старения . Зрелые плоды символизируют плодородие , изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние . Ряд плодов имеет своё значение, связанный с Библией: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие) ; роза — цветок Венеры , символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку . Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености . Тюльпан объект коллекционирования в Нидерландах XVII века , символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием .
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни. Лавровый венок может венчать череп, напоминая о бренности .
  • Морские раковины , иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность . Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености . Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти , ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению — «человек есть мыльный пузырь» .
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки , игральные карты или кости , шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала , стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия , кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы . Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени .
  • Музыкальные инструменты , ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты ( mappa mundi ), писчее перо — символ наук.
  • Глобус , как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями , лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Щегол , как символ Воскресения .
  • Красные сургучные печати , как и другие предметы, связанные с написанием писем (перо, чернильница, бумага). Являются символом того, что слово материально .
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары , скипетры и державы , венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил. Портреты (гравированные) монархов .
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то, непобедимое течение времени .
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего); Mortem effugere nemo potest (смерти никто не избежит)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти . Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Развитие жанра

Якоб де Гейн. Vanitas. 1603. Холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Над аркой изображён рельеф « Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит »
Симон Ренар де Сен-Андре. Ванитас. Ок. 1650. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Лион
Юриан ван Стрек. Натюрморт. Ок. 1670. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли собой фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса . Эти vanitas , а также цветы, которые также рисовали на оборотах, — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна) . Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне . По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились всё более пышными и изобильными.

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене , нидерландском городе, который Бергстром в своём исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в XVII веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма , течения, которое осуждало моральную развращённость человечества и стремилось к твёрдому моральному кодексу. Бергстром считал, что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра, вероятно, повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori .

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. «Ванитас» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 405—406
  2. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. — М.: Искусство, 1998. — С. 286
  3. . Дата обращения: 28 марта 2020. 28 марта 2020 года.
  4. Colloque à la mémoire de George Whalley (1984 : Queen's University), George Whalley, Royal Society of Canada. . — McGill-Queen's Press - MQUP, 1987. — 230 с. — ISBN 978-0-7735-0616-9 .
  5. Kristine Koozin. . — Edwin Mellen Press, 1990. — 140 с. — ISBN 978-0-88946-949-5 .
  6. Bettina Kümmerling-Meibauer. . — Routledge, 2014-01-03. — 237 с. — ISBN 978-1-136-67077-0 .
  7. Fred S. Kleiner. . — Cengage Learning, 2016-01-01. — 602 с. — ISBN 978-1-305-85471-0 .
  8. Thea Vignau-Wilberg, Theodora Alida Gerarda Wilberg Vignau-Schuurman. . — Universitaire Pers, 1969. — 380 с.
  9. Andrew W. Moore, Christopher Garibaldi, Norwich Castle Museum, Millennium Galleries (Sheffield England), Norfolk Museums and Archaeology Service. . — Philip Wilson, 2003. — 106 с.
  10. María José López Terrada. . — Ajuntament de Valencia, 2001. — 384 с. — ISBN 978-84-95171-92-4 .
  11. . — IRSA, 1996. — 234 с.
  12. Helmer J. Helmers. . — Cambridge University Press, 2015-01-08. — 343 с. — ISBN 978-1-107-08761-3 .
  13. Sheridan Germann. . — Pendragon Press, 2002. — 254 с. — ISBN 978-0-945193-75-3 . 11 декабря 2021 года.
  14. Dror Wahrman. . — Oxford University Press, USA, 2012-09-07. — 284 с. — ISBN 978-0-19-973886-1 . 19 июля 2020 года.
  15. Elizabeth Hallam, Jenny Hockey. . — Routledge, 2020-05-26. — 264 с. — ISBN 978-1-000-18419-8 . 19 июля 2020 года.
  16. Liana Cheney. . — E. Mellen Press, 1992. — 442 с. — ISBN 978-0-88946-399-8 . 19 июля 2020 года.
  17. . Дата обращения: 2 октября 2017. 8 ноября 2014 года.

Литература

на русском языке
  • Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: К проблеме прочтения символа. М., 1997.
  • Тарасов Ю.А. «Vanitas» и «memento mori» в голландской живописи XVII века // Голландский натюрморт XVII века. — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 66—78.
на других языках
  • Raymond J. Kelly. To be, or not to be : four hundred years of vanitas painting
  • Naomi Popper-Voskuil. Selfportraiture and vanitas still-life painting in 17th- century Holland
  • Helene E. Roberts. Vanitas // . — Routledge, 2013. — P. 883—889.

Ссылки

  • (фр.) . Дата обращения: 10 февраля 2017.
Источник —

Same as Vanitas