Interested Article - Цорн, Андерс

А́ндерс Леонард Цорн ( швед. Anders Leonard Zorn ; 18 февраля 1860 , Мура или Мура , Коппарберг 22 августа 1920 , Мура , Коппарберг ) — шведский живописец, график, фотограф и скульптор, известный главным образом по оригинальной салонной живописи и светскому портрету. Среди его моделей были король Швеции Оскар II , президенты США Гровер Кливленд , Уильям Тафт , Теодор Рузвельт .

Биография

Родился и вырос на фамильной ферме, принадлежавшей родителям матери в Иврадене, в пригороде Муры . Творческие способности пробудились в нём рано. Любил вырезать фигурки из дерева, в дальнейшем он занимался скульптурой, хотя в основном и отдавал предпочтение живописи и графике. До двенадцати лет учился в школе Мура-Странд, а до осени 1872 года в гимназии в Энчёпинге . В пятнадцать лет переехал в Стокгольм . Учился в Художественно-промышленной школе (1875—1877) и Академии художеств (1877—1881) в Стокгольме ; в 1882—1885 работал в Великобритании , в 1888—1896 — в Париже , посещал Италию , Испанию , Россию , США . В студенческие годы рисовал на заказ. Так он познакомился с Эммой Ламм, его будущей женой. А. Цорн много путешествовал, посетил Россию (1897), Северную Африку , Палестину , США , Мексику .

Оскар II . 1898

Испытав влияние импрессионизма , Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком ( «Танец в Иванову ночь» , 1897, «Тост» , 1897, «Девушки в бане» , 1906, — всё в Национальном музее , Стокгольм). Индивидуальность модели, своеобразие мимики , жеста , мимолётного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (Портрет С. И. Мамонтова , 1896, Государственный музей изобразительных искусств , Москва ). Мягкая обобщённость пластической формы свойственна созданным Цорном бронзовым статуэткам.

Особенную популярность Цорну принесли виртуозно выполненные офорты , эту технику он начал осваивать с 1882 года и создал более трёхсот произведений. Цорн работал одним свободным штрихом, варьируя его насыщенность, не используя контурных линий и перекрёстной штриховки, чем создавал ощущение мерцающей, ускользающей свето-воздушной среды. Это был подлинный импрессионизм в графике. Офорты Цорна имели громадный успех у художников и публики, вызвали множество подражаний. Наиболее известны «Автопортрет с женой» (1890), «Омнибус» (1891), «Портрет Эрнеста Ренана» (1892), «Купальщица» (1896), «Мадонна» (1900) .

Александр Бенуа , побывавший в 1906 году на выставке Цорна в Париже в галерее Дюран-Рюэля оставил такой отзыв о его произведениях:

«Странное впечатление произвела на меня эта выставка. Картины Цорна не изменились. Они так же свежи, красочны и светлы, как были десять и двадцать лет тому назад, и в этом, разумеется, их большое техническое достоинство. Но все наше отношение к этому искусству изменилось, и теперь получается впечатление, точно давно знакомые картины, которые когда-то нравились, искажены и даже заменены другими, которые уже не могут нравиться и которые даже „отталкивают“. Цорн ещё не отошел в историю, он ещё не способен вызывать того умиленного чувства, которое так остро и сладко волнуют в нас вещи, говорящие об исчезнувшем. Искусство Цорна только ещё вчерашнего дня, и именно „вчерашний“ день кажется иногда менее близким, нежели эпоха, бывшая 200, 300 лет тому назад.»

Литература

  • Андерс Цорн. — М.: Летний сад, 2008. — 192 с.: илл.
  • Jordi Arkö , Karl Haskel, Lena Johannesson, Birgitta Sandström. Zorn i svart och vitt — Anders Zorn som etsare, tecknare och fotograf. — Västervik, Zornsamlingarna Mora, 2002. — 243 p.

Примечания

  1. — 2016.
  2. (нидерл.)
  3. Цорн Андерс // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
  5. (англ.)
  6. Zorn, Anders Leonard, f. 1860 i Mora Kopparbergs län, Artist // (швед.) — .
  7. Андерс Цорн. Бруно Лилиефорс. Каталог выставки. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 1967
  8. А. Н. Бенуа. Дневник 1906 года // «Наше наследие» № 77, 2006 г.

Ссылки

Источник —

Same as Цорн, Андерс