Interested Article - Дети Земли

«Дети Земли» ( Dharti Ke Lal ) — индийская чёрно-белая драма 1946 года. Дебютный фильм режиссёра Ходжи Ахмада Аббаса , снятый по мотивам пьес и повести Annadata Кришана Чандара .

Фильм стал первым и, фактически, единственным фильмом, снятым (IPTA) и остаётся одним из важных хиндиязычных фильмов 1940-х годов. В фильме дебютировала Зохра Сегал , а также сыграл свою первую значимую роль Балрадж Сахни . Это также был первый индийский фильм, вышедший в широкий прокат в СССР.

Сюжет

Фильм рассказывает о событиях, последовавших после голода в Бенгалии в 1943 году . Последовавшие за этими бедствиями наводнения и засуха вынудили сельских жителей искать спасение в городе.

В центре фильма история крестьянской семьи — отец Самаддар, его старший сын Ниранджан с женой Бинодини, а также младший сын Раму и его жена Радхика. Несмотря на хороший урожай и рост цен на зерно во время войны, Самаддар теряет свою собственность, обманутый скупавшим зерно заминдаром . Раму с женой и малолетним сыном отправляются в Калькутту , вскоре за ним следуют и другие члены семьи вместе с тысячами обездоленных крестьян. Пока Раму безуспешно ищет работу, Радхика вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью.

Перед смертью Самаддар призывает семью вернуться на родную землю, где они вместе с другими крестьянами создают коммуну, наподобие советских колхозов. Однако Раму с женой в неё не принимают.

В ролях

  • Бинодини, жена Ниранджана
  • Раму, младший сын Самаддара
  • Радхика, жена Раму
  • Самаддар
  • жена Самаддара
  • учитель
  • Зохра Сегал

Производство

В основе сюжета фильма лежат пьесы Биджона Бхаттачарьи Nabanna и Jabanbandi и повесть Кришана Чандара Annadata . Действие разворачивается во время Второй мировой войны и голода в Бенгалии 1943 года , в условиях усиливающейся идеологии «национального строительства». Поскольку в годы войны производить фильмы разрешалось только лицензированным продюсерам, создателям пришлось обращаться за специальным разрешением на съёмки .

Сценарий фильма Х. А. Аббас написал за месяц и сам занял режиссёрское кресло, взяв в помощники Шомбху Митра, Балраджа Сахни и P.K. Гупту, режиссёра театра маратхи. Вместе они решили не брать в фильм профессиональных киноактёров. На роли невесток были выбраны театральные артисти и Дина Ганди , однако обе отказались по разным причинам. В итоге основных персонажей сыграли те же актёры, что и в театральной постановке Nabanna : Шобху Митра, Трипти Бхадури, Уша Мехта. Жена Балраджа Сахни, Дамаянти, исполнила роль старшей невестки. Рави Шанкар сочинил музыку для фильма, а Шанти Бурдхан поставил танцы .

Фильм был снят на скромные средства с безвозмездной помощью различных организаций, так Всеиндиская федерация студентов и Крестьянский союз организовали людей для съёмок сцен в общественных кухнях и сцен голодных походов . Достоверность изображаемого подчеркивалась включением в фильм документальных кадров . Эпизоды жизни калькуттской бедноты снимались в пригородах Бомбея , поскольку в самой Калькутте было объявлено военное положение . Там создатели смогли заснять только две сцены: героя, работающего рикшей, и вид мусорных куч на фоне отеля Чоуринги, в которых роются нищие мальчишки .

Реакция и восприятие

Премьера картины состоялась 9 мая 1946 года в Gaiety Theatre в Шимле на специальном показе для журналистов, освещавших встречу индийских политических лидеров . В июне 1946 года фильм вышел в прокат в Калькутте , а 30 августа — в Бомбее .

«Дети Земли» не имел коммерческого успеха на родине, что объясняют недостатком средств на рекламу и, главным образом, тем, что вскоре после его выхода произошел раздел страны . Так, по словам режиссёра, при первом показе был аншлаг, и были распроданы билеты на следующие сеансы, но их отменили из-за беспорядков и меж-общинных волнений .

Индийский журнал о кино того времени Filmindia назвал «Детей Земли» «картиной невзрачной со всех сторон: в подаче материала, в технических приемах и в режиссуре», и только актёрская игра Трипти Бхадури и Балраджа Сахни заработала похвалы . М. Рагхавенда назвал фильм «почвенно традиционалистским», отметив, что изображение героев и восприятие мира как неизменного, выраженное через статичность эпизодов и едва заметное течение времени, — плохо сочетается с пропагандируемой в фильме верой в социальные перемены . Однако стильный и наполненный символами реализм фильма оказался чрезвычайно влиятельным и установил шаблон для многих картин, переходящих от изображения лишений в деревне к страданиям в городе, например, « Обездоленные » (1950) Нимая Гхоша и « Два бигха земли » (1953) Бимала Роя . Он также инициировал новый тип индийской мелодрамы, способный совместить действительность с психоаналитическими и политическими тревогами и желаниями .

Позднее «Дети земли» стал первым индийским фильмом, приобретённым СССР для массового проката . Картина также демонстрировалась в Англии, Франции и ряде других стран. Как писал историк мирового кино Жорж Садуль , «европейские зрители смогли увидеть повседневную жизнь Индии с её жестокими социальными контрастами» . Джордж Джоунс в рецензии The New York Times отметил, что в фильме имеются «очень сильные сцены, включая голодный марш на Калькутту, напоминающие лучшие находки Эйзенштейна . Фильм, безусловно, знаменует собой большой шаг вперед, сделанный индийским кинематографом» .

Примечания

  1. // Encyclopedia of Indian Cinema / Edited by Ashish Rajadhyaksha, Paul Willemen. — L. : British Film Institute, 1994. — P. 305. — 568 p. — ISBN 978-0-85170-455-5 .
  2. / Ed. by Preben Kaarsholm. — Seagull Books, 2002. — P. 45. — ISBN 9788170462507 .
  3. Abbas, K. A. Children of Hunger // . — Vikas Publishing House, 1977. — P. 264−275. — ISBN 070690477X .
  4. Гарга, Б.Д.; Гарги, Бальвант. Кино Индии. — М. : Искусство, 1956. — С. 40−41.
  5. / Отв. Ред. Бабкина М.П., Литман А.Д., Челышев Е.П.. — М. : Наука, 1966. — С. 165−166.
  6. Будяк, Л.М. Ходжа Ахмад Аббас // Кино Индии. — М. : Искусство, 1988. — С. 209−227.
  7. (англ.) // Filmindia. — November 1946. — Vol. XII, no. 11 . — P. 65.
  8. Рангунвалла Ф. и др. Кино Индии: Прошлое и настоящее. Панорама индийского кино / Пер. с англ. и Послесл. Р. П. Соболева. — М. : Радуга, 1987. — С. 117, 198. — 384 с. — 40 000 экз.
  9. Рагхавендра М. К. // Кино Индии вчера и сегодня. — М. : Новое литературное обозрение, 2020. — С. 89−91. — (Кинотексты).
  10. Thussu, Daya Kishan. The Globalization of “Bollywood” — The Hype and Hope // Global Bollywood / Eds. Anandam P. Kavoori. — New York: New York University Press, 2008. — P. 100. — ISBN 0814747981 .
  11. Садуль, Жорж . Глава IX. Обзор Кинематографии Азии и Африки. Индия // Всеобщая история кино. — М. : Искусство, 1958. — Т. 6. — 461 с.

Ссылки

  • Carol J. Slingo. (англ.) . JUMP CUT. Дата обращения: 12 января 2012. 18 мая 2012 года.
Источник —

Same as Дети Земли