Неизвестный в доме
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гостья в доме» ( англ. Guest in the House ), позднее выходил под названием «Сатана в юбке» ( англ. Satan in Skirts ) — фильм нуар режиссёра Джона Брама , который вышел на экраны в 1944 году .
Фильм рассказывает о психически больной молодой женщине ( Энн Бакстер ), которая приходит в качестве невесты в чужой дом, постепенно разрушая отношения между близкими людьми.
В апреле 1944 года фильм начинал снимать режиссёр Льюис Майлстоун , однако через месяц после начала работы прямо на съёмочной площадке он потерял сознание от приступа аппендицита , после чего в качестве режиссёра его сменил Джон Брам. В постановке фильма на разных этапах принимали участие также режиссёры Джон Кромвелл и Андре Де Тот .
Фильм получил смешанные отзывы критики. Отмечалось, что сюжет картины крайне надуман и не убедителен, вместе с тем, положительно была оценена актёрская игра.
Фильм получил номинацию на премию « Оскар » в категории «лучшая музыка» (её написал Вернер Янссен).
Пожилая дама Марта Проктор ( Алин Макмагон ) вспоминает об «очень странной истории», которая произошла в доме её семьи:
Однажды летом в их большой загородный семейный дом в Новой Англии приезжает её племянник, доктор Дэн Проктор ( ) со своей невестой Эвелин Кит ( Энн Бакстер ), которой врачи в связи со слабым здоровьем рекомендовали провести некоторое время в спокойном месте на природе. Зайдя в дом, Эвелин не может воздержаться от восхищения тем, как всё устроено, после чего эмоционально приветствует каждого из его обитателей — Дугласа, старшего брата Дэна, который работает рекламным художником ( Ральф Беллами ), жену Дугласа по имени Энн ( Рут Уоррик ) и их дочь Ли ( ), модель Дугласа по имени Мириам ( Мари Макдональд ), тётю Марту Проктор, друга семьи Эдварда Хэккетта ( Джером Кауэн ), а также слуг — немолодую супружескую пару Хильду ( Маргарет Хэмилтон ) и Джона ( ). Семья встречает Эвелин очень сочувственно и благожелательно, зная о её эмоциональных и физических проблемах, которые связаны с тяжёлым детством под гнётом отца-алкоголика. Энн выделяет Эвелин отдельную комнату, где та находит граммофон и пластинки, среди которых и пластинка с её любимым ноктюрном Ференца Листа « ». Тем же вечером, когда Дуглас и Энн счастливо кружатся в любовном танце, неожиданно раздаётся резкий крик Эвелин. Как выясняется, Ли решила показать гостье свою птичку в клетке, однако та страшно боится птиц и приходит от них в ужас. Чтобы успокоить Эвелин, Дуглас быстро набрасывает на абажуре торшера её портрет. Когда все расходятся, Эвелин достаёт свой тайный дневник, в котором пишет о своём безразличии и даже отвращении к Дэну и о возникшей страсти по отношению к Дугласу. В воскресенье, когда вся семья уходит в церковь, Мириам и Дуглас остаются работать в его студии. Решив завоевать Дугласа, Эвелин намеревается испортить их отношения, однако ей мешает Дэн, который неожиданно приехал из города, чтобы увидеться со своей невестой. Эвелин явно не рада встрече с ним и обвиняет жениха в безумной ревности, после чего настаивает на том, чтобы он немедленно вернулся на работу, где он нужен больным. Дэн безропотно собирает свои вещи и уезжает обратно в город. Вскоре Эвелин тайно настраивает Ли против Мириам, в результате чего маленькая девочка заключает, что у её отца роман с моделью. Расстроенная Ли делится своими грустными мыслями с Хильдой, которая рассказывает об этом Джону, и в конце концов, слухи доходят до Марты. Чтобы избежать возможных проблем, Марта предлагает Дугласу некоторое время отдохнуть от работы, а Мириам отправить в город, но он не хочет её слушать. Однажды днём Дуглас и Мириам отправляются вместе на станцию, чтобы забрать присланный ему из города растворитель для красок. После того, как среди ночи они возвращаются домой в изрядном подпитии, Хильда, возмущённая их поведением, а также несправедливыми претензиями к своей работе, заявляет о том, что увольняется. Оставшись с мужем наедине, Энн прямо спрашивает о его отношениях с Мириам, однако не желая выслушивать подозрения жены, Дуглас отказывается с ней разговаривать, после чего жалуется модели на несправедливые нападки. Когда Мириам направляется к Энн, чтобы всё ей объяснить, та демонстративно захлопывает перед ней дверь. Оскорблённая таким отношением, Мириам тем же вечером собирает свои вещи и уезжает в город. Эвелин тут же предлагает занять место Мириам и поработать для Дугласа в качестве модели.
Проходит несколько недель. Однажды в гости приезжает Хэккетт, до которого дошли новости о проблемах с Мириам. Энн жалуется ему, что с появлением в доме Эвелин Дуглас забросил свою работу и вместо этого начал писать для местной церкви картину с изображением Святой Цецилии , для которой ему позирует Эвелин. При этом Дуглас постоянно недоволен своей работой и стал крепко пить. В этот момент под музыку «Грёз любви» по лестнице спускается Ли, и Энн в горечью констатирует, что девочка начинает копировать некоторые черты Эвелин. Понимая, что Эвелин посеяла семена раздора в семье Прокторов, Хэккетт уговаривает Энн выпроводить гостью из дома. Однако когда Энн просит Эвелин переехать к Марте, та обвиняет её в необоснованной ревности и отказывается уезжать. Когда Дуглас возвращается домой, Эвелин в истерическом состоянии обвиняет Энн в несправедливых нападках, после чего начинает рыдать. Полагая, что во всём виновата жена, из-за которой перед этим была вынуждена уехать Мириам, Дуглас отталкивает Энн и выбегает из дома. Эвелин ликующе наблюдает за тем, как Энн собирает свои вещи и уезжает, после чего уничтожает её прощальную записку мужу. Вернувшийся вскоре Дуглас приходит в ужас, когда Эвелин пытается обнять и поцеловать его, при этом фантазируя об их совместной жизни. Он немедленно отправляется на станцию, где находит Энн, которая так и не села на поезд. Он просит у жены прощения, и, помирившись, они возвращаются в дом. По возвращении домой Дуглас обещает Эвелин устроить её в хороший санаторий, если она откажется от помолвки с Дэном. Оставшись одна, Эвелин звонит в город Дэну, и на следующее утро он приезжает. Встречая Дэна, Эвелин на глазах у всех предлагает ему немедленно пожениться. В этот момент Дуглас находит на столе в гостиной забытый Эвелин дневник, из которого зачитывает вслух несколько абзацев о её негативном отношении к Дэну и любви к Дугласу. После этого Эвелин просит Дугласа прочитать запись на последней странице, где она пишет, что больше не любит Дугласа. Влюблённый Дэн верит в честность и порядочность Эвелин и настаивает на том, что женится на ней. Пока он уходит, чтобы забрать некоторые свои вещи, Эвелин вдруг видит опустевшую птичью клетку, на зная о том, что птичка недавно умерла. Помня о психической реакции Эвелин на птиц, тётя Марта обманывает её, заявляя, что птичка просто вылетела из клетки и летает где-то по дому. В панике от возможного столкновения с птицей Эвелин выскакивает из дома, добегает до крутого обрыва и бросается в море.
Режиссёр немецкого происхождения Джон Брам прибыл в Голливуд в 1937 году, где в 1940-е годы прославился постановкой таких нуаровых триллеров, как « Жилец » (1944), « Хэнговер-сквер » (1945), « Медальон » (1946) и « Кровавые деньги » (1947) .
Исполнительница главной роли Энн Бакстер на момент съёмок этого фильма была уже признанной актрисой, известной по главным ролям в драмах Жана Ренуара « » (1941) и Орсона Уэллса « Великолепные Эмберсоны » (1942), а также по военным драмам « » (1943) и « » (1944) . Уже после этого фильма, в 1947 году актриса была удостоена премии « Оскар » за роль второго плана в драме по роману Сомерсета Моэма « Остриё бритвы » (1946), а в 1951 году была номинирована на « Оскар » за исполнение главной роли в драме о театральной жизни « Всё о Еве » (1950) . Среди других наиболее значимых киноработ Бакстер — криминальный вестерн « » (1948), триллер Альфреда Хичкока « Я исповедуюсь » (1953) а также библейская драма Сесила Де Милля « Десять заповедей » (1956) .
В 1930-е годы Ральф Беллами уже был известным актёром, сыгравшим значимые роли в мелодраме « Недозволенное » (1932) и криминальной мелодраме « Охотник за фотографиями » (1933), а в 1938 году он был номинирован на « Оскар » за лучшую роль второго плана в романтической комедии « Ужасная правда » (1937) . После этой картины он сыграл в таких популярных фильмах, как комедия « Его девушка Пятница » (1940), фильм ужасов « Человек-волк » (1941), а ещё позднее — в психологическом хорроре « Ребёнок Розмари » (1968), комедии « Поменяться местами » (1983) и мелодраме « Красотка » (1990) .
В основу фильма была положена одноимённая пьеса 1942 года, которую написали Хагар Уайлд и Дейл Юнсон .
По информации « Голливуд Репортер », в декабре 1943 года Джоан Харрисон , известная своей работой с Альфредом Хичкоком , была приглашена в качестве сопродюсера и автора сценария, который она планировала написать совместно с Эллиоттом Полом. Однако из-за разногласий с продюсером Хантом Стромбергом в январе 1944 года она уволилась , и в итоге сценарий написала Кетти Фрингс .
В апреле 1944 года постановку фильма поручили режиссёру Льюису Майлстоуну , однако в мае прямо на съёмочной площадке он потерял сознание. Первоначально продолжить работу предложили режиссёру Джону Кромвеллу , однако он так и не успел взяться за работу, так в этот момент был вынужден снимать дополнительные сцены к фильму « » (1944). Тогда в качестве режиссёра был назначен Джон Брам . По информации Линды Расмуссен, в постановке фильма принимал участие также режиссёр Андре Де Тот .
Энн Бакстер была взята для съёмок в этом фильме в аренду у студии Twentieth Century Fox . Первоначально продюсер фильма планировал пригласить на главную мужскую роль Джозефа Коттена , на роль Дэна — Корнела Уайлда , а на роль Ли — Джоан Кэрролл , однако по разным причинам от этих планов пришлось отказаться .
Панорамные съёмки для картины проводились на побережье в штате Мэн , дополнительные уличные сцены снимались на ранчо кинокомпании Universal Studios в Калифорнии .
Сразу после выхода фильма на экраны обозреватель « Нью-Йорк Таймс » Босли Краузер дал ему резко негативную оценку, отметив, что это «самая безумная и невероятная история» из тех, которые в последнее время «тревожили экран». По его словам, на театральной сцене пьеса, по которой поставлен фильм, имела «умеренный успех», однако как фильму ей грозит «осмеяние и быстрый провал». Критик считает, что «вина за это лежит как на самой истории, которая дешева, надуманна и примерно столь же логична, как песня эстрадного певца», так и на всех тех, кто участвовал в работе над фильмом. Критик обращает внимание на то, что фильм «не объясняет причины злонамеренности леди, а та лёгкость, с которой она добивается своих целей, выглядит неубедительно». Подводя итог, Краузер замечает, что «признанный продюсер » при работе над этой картиной «потерял хватку» . Современный историк кино Деннис Шварц также невысоко оценил картину, назвав её «неудовлетворительной, тяжеловесной и лишённой логики театральной мелодрамой», которая «не возбуждает и не убедительна». По словам Шварца, фильм может послужить лишь предупреждением в отношении людей с истерическим поведением и показывает, «как можно посеять семена раздора, если в семье не всё в порядке» .
Другие современные киноведы восприняли фильм, в основном, более благожелательно, хотя и обратили внимание на его недостатки. В частности, Тони Д’Амбра охарактеризовал картину как «один из менее значимых фильмов нуар», при этом «интересный и странный» . На фильм обратил внимание также Спенсер Селби, написавший, что это «мрачная психологическая картина, в которой психически нездоровая молодая женщина оказывает ошеломляющее воздействие на счастливую семью» . Журнал TV Guide пришёл к заключению, что это «порой неубедительный саспенс-фильм», однако «хороший актёрский состав не даёт ему упасть лицом в грязь» . Леонард Молтин дал картине высокую оценку, назвав её «атмосферной, местами захватывающей мелодрамой о невротической молодой женщине и её воздействии на семью своего жениха» . Позитивно оценила ленту и Линда Расмуссен, написавшая, что «это увлекательная, чувственная психологическая мелодрама, которая хорошо поставлена и сыграна» .
Краузер невысоко оценил постановку Джона Брама, написав, что она «настолько перегружена разговорами и пересказами, что в результате всё движется медленно и тяжеловесно» .
Линда Рассмуссен обратила внимание на «отличную музыку фильма, которую сочинил Вернер Янссен » . За музыку к этой картине Янссен был удостоен номинации на « Оскар » .
Краузер невысоко оценил актёрскую игру, написав, что « Энн Бакстер играет разрушительницу с такой напускной скромностью, что все, кроме слепых, видят, что она что-то задумала». «Не менее нелеп», по мнению Краузера, и Ральф Беллами в роли «байронического красавца средних лет, который пытается быть по-мальчишески живым и влюблённым, и одновременно важным и мудрым» .
Большинство киноведов, однако, позитивно оценило актёрскую игру. Так, Расмуссен выразила мнение, что «Бакстер выдаёт хорошую игру в роли психически нестабильной молодой женщины, которая не может справиться со своими навязчивыми страстями» . Д’Амбра также посчитал, что Бакстер удаётся произвести «необходимое жуткое впечатление в роли сумасшедшей с патологическим и в конце концов роковым страхом перед птицами». Что же касается Беллами в роли «счастливо женатого мужчины, в которого она влюбляется», то он по существу играет «того же самого правильного парня», которого он сыграл в фильме « Его девушка Пятница » (1940) . По мнению Молтина, «Беллами крайне привлекателен в редкой для себя романтической роли, а Энн работает из всех сил в своей роли, которая по духу близка её (будущей) роли Евы Харрингтон в фильме „ Всё о Еве “ (1950)» . Как и многие остальные критики, Майкл Кини отмечает, что «Бакстер доставляет удовольствие исполнением роли сумасшедшей гостьи из Ада с ненасытной потребностью поставить всё под свой контроль, а Беллами идеален в роли жизнерадостного, любящего мужа, эмоциональная открытость и невинность которого доводит его до большой беды» .