Женщина есть женщина
- 1 year ago
- 0
- 0
«Двуликая женщина» ( англ. Two-Faced Woman ) — американский комедийный фильм Джорджа Кьюкора , снятый и вышедший на экраны в 1941 году. Является последней картиной в фильмографии актрисы Греты Гарбо , сыгравшей в ней две роли. В этой романтической комедии была предпринята не совсем удачная попытка сделать её экранный образ более приближённым и современным для американского зрителя. Первоначально фильм должен был выйти в прокат в ноябре 1941 года, но после того как его содержание подверглось порицанию со стороны американских религиозных кругов, в оригинальную версию были внесены изменения. Критика встретила и переработанную версию отрицательно, но, несмотря на распространённое мнение, «Двуликая женщина» не стала коммерческим провалом. Вскоре после выхода комедии по обоюдному согласию многолетний контракт Гарбо с Metro-Goldwyn-Mayer был расторгнут. Актриса намеревалась вернуться в кино с другими проектами, однако они так и не осуществились.
Ларри Блейк, совладелец крупного модного нью-йоркского журнала «Приливы и течения», на зимнем курорте влюбляется в горнолыжного инструктора Карин — независимую, любящую романтику женщину, которой чужды шумные сборища и городские удовольствия. После короткого знакомства он делает ей предложение и они женятся в тот же день. Под влиянием жены Блейк на некоторое время забывает о делах и собирается остаться в горах, чтобы заняться литературным творчеством, а Карин его в этом полностью поддерживает.
Однако молодожёны не находят общий язык, так как Ларри под влиянием новостей о работе своего журнала настаивает на том, чтобы они жили в Нью-Йорке. Жена отказывается, заявляя что она тоже имеет своё мнение и не хочет подчиняться приказам. Несмотря на взаимную любовь Ларри отправляется к себе, но обещает вернуться, как только разберётся с неотложными делами. Однако жизнь в большом городе и издательские дела его захватили, и он не сдерживает своего обещания. Кроме того, он снова начинает встречаться с драматургом Гризельдой Вон, с которой был связан до своей женитьбы.
Карин решает вернуть себе мужа, едет в Нью-Йорк, где приобретает дорогие наряды и украшения. Она идёт в театр, где репетируется пьеса Вон, которой покровительствует Ларри. Там она видит, что муж о ней не вспоминает и весело общается с Гризельдой. Карин решает уехать к себе обратно, но её замечает Миллер, партнёр мужа по изданию, который знает её в лицо. Она вынуждена выдать себя за несуществующую сестру-близнеца Катрин — свою полную противоположность по характеру и поведению, что ей успешно удаётся. Катрин ведёт себя весьма фривольно, щеголяет в откровенных нарядах, флиртует с мужчинами, танцует, курит и много пьёт шампанского. В ресторане она привлекает внимание Блейка, который заинтересовывается женщиной, так похожей на его жену. Он начинает догадываться, что Катрин — это его преобразившаяся жена, решает подыграть игре, начинает за ней ухаживать и в конце концов даже делает предложение. Для того чтобы развестись с Карин, он настаивает, чтобы они отправились обратно на горнолыжный курорт, где происходит примирение молодоженов, а вымышленная сестра уходит из их жизни.
Актёр | Роль |
---|---|
Грета Гарбо | Карин Борг / Катрин Борг |
Мелвин Дуглас | Ларри Блейк |
Рут Гордон | мисс Рут Эллис |
Констанс Беннетт | Гризельда Вон |
Роланд Янг | О. О. Миллер |
Дик «Дикки» Уильямс | |
Олин Хоуленд | Фрэнк (в титрах не указан) |
После успеха романтической комедии « Ниночка » (1939) режиссёра Эрнста Любича с Гретой Гарбо и Мелвином Дугласом в главных ролях, руководство Metro-Goldwyn-Mayer решило развить успех и объединить этих исполнителей ещё в одном подобном фильме . Режиссёром был назначен Джордж Кьюкор , который ранее снял Гарбо в фильме « Дама с камелиями » (1936), актёрская работа в котором многими признаётся одной из лучших в её карьере. Констанс Беннетт , одна из ведущих актрис в начале 1930-х годов, получила роль второго плана благодаря стараниям своего друга Кьюкора. Сценарий С. Н. Бермана, Зальки Фиртель и Джорджа Оппенгеймера был основан на американском комедийном фильме «Её сестра из Парижа» ( англ. Her Sister from Paris , 1925) режиссёра Сидни Франклина , который, в свою очередь, был восходит к пьесе немецкого драматурга Людвига Фульды «Сестра-близнец» ( нем. Die Zwillingsschwester , 1901) .
Руководство MGM намеревалось использовать фильм для создания нового образа Гарбо, согласно которому она должна была предстать более современной и гламурной исполнительницей, надеясь повысить её привлекательность для аудитории США. Это было связано с тем, что большая часть доходов от более ранних фильмов Гарбо была связана с её популярностью у европейского зрителя, доступ которого к американским картинам стал ограничен в связи с началом Второй мировой войны . Связанная контрактом Гарбо согласилась на участие в комедии, но была крайне недовольна своим «реформированным» образом. Так, она возражала против сцены, где появляется в купальном костюме и плавающей в бассейне. Актриса просила вырезать эту сцену, но Кьюкор, который разделял некоторые замечания Гарбо по поводу фильма, сказал ей, что этот эпизод всё-таки должен остаться. По сценарию актрисе необходимо было участвовать в сложном танцевальном номере с участием многочисленной массовки, к чему она не была расположена, так как не любила танцы и появления на публике. Позже она сказала, что её смутил фильм и она признала его неудачным.
Изначально MGM планировала выпустить «Двуликую женщину» в ноябре 1941 года. На предмет соблюдения нравственности он был одобрен Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний ), как соответствующий кодексу Хейса , но осуждён Национальным легионом приличия ( англ. National Legion of Decency ). Основной деятельностью этой организации было обнаружение и борьба с нежелательным (с точки зрения Римско-католической церкви ) содержимым в кинематографе. Присваивая рейтинги, эта организация нередко выступала с более консервативных позиций чем Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов. Однако присвоение фильму Кьюкора рейтинга «C» — самого низкого в её системе оценки, в то время было необычно для крупной голливудской постановки. В обосновании этого решения отмечалось аморальное и нехристианское отношение к браку, супружеским обязанностям, вызывающие сцены, диалоги, ситуации и откровенные наряды. Фильм также был осужден архиепископом Нью-Йорка , запрещён в некоторых городах и подвергался купюрам.
В ответ руководство MGM отозвала оригинальную версию фильма, пересняла и отредактировала некоторые сцены. Однако Кьюкор не одобрил такие изменения и отказался от участия в этом. В новую версию была добавлена сцена, в которой Ларри Блейк понимает, что его жена Карин выдаёт себя за её близняшку, решает подыгрывать её притворству, а не на самом деле намеревается завести любовные отношения с Катрин. В связи с произведёнными изменениями Легион приличия изменил свой рейтинг с «С» на «В» — morally objectionable in part for all («части [фильма] аморальны для всех»). В дополнение к изменениям, связанным с цензурой, студия изменила финал, а также вырезала несколько сцен, где участвовала Констанс Беннетт, потому что некоторые посчитали, что она сумела отодвинуть Гарбо на второй план в тех сценах, где обе актрисы были задействованы. Американский критик и историк кино Леонард Малтин писал в 2014 году, что даже с такими сокращениями, Беннетт своей весёлой игрой «украла» фильм у Гарбо.
Премьера фильма состоялась 30 ноября 1941 года, а с 31 декабря 1941 года он демонстрировался в кинотеатрах США по всей стране. Бюджет фильма составил 1 247 000 долларов, что относило по тем временам к категории дорогостоящего производства. Вопреки многочисленным слухам о кассовом провале , во многом вызванных негативными отзывами критики, картина была довольно успешной в прокате и собрала 875 000 долларов в США и ещё 925 000 долларов за рубежом, что в сумме составило 1 800 000 долларов. Считается, что несмотря на успех предыдущей картины Гарбо «Ниночка», публике было трудно её принять в комедийном амплуа. На посещаемость также повлияло японское нападение на Перл-Харбор , которое произошло за три недели до выхода фильма. Режиссёрская версия фильма сохранилась и была показана в 2004 году на ретроспективе Джорджа Кьюкора в лондонском Национальном кинотеатре (ныне BFI Southbank ).
После выхода фильма на экраны Гарбо получила худшие отзывы в своей карьере. Критик Джон Мошер из еженедельника The New Yorker иронично заметил, что архиепископ, который ранее выступил против показа фильма, в действительности оказался её «единственным настоящим другом» . Даже те рецензенты, которые писали про обаяние Гарбо и её актёрскую игру, отмечали слабость сценария и диалогов, а также режиссёрские недоработки . Российский киновед Михаил Трофименков охарактеризовал ленту как неудачную, пустяковую комедию, которая испортила и закончила карьеру Гарбо:
Впрочем, сама Гарбо благополучно погубила фильм. Хотя, конечно, виноват прежде всего тот голливудский умник, которому пришла в голову гениальная мысль снимать её в комедиях: сначала в «Ниночке» (1939), самом неудачном фильме великого комедиографа Эрнста Любича, потом — в «Двуликой женщине». Гарбо органически не умела ни смеяться, ни быть смешной, она умела только страдать, так, как никто до неё не страдал на экране .
Несмотря на неуспех фильма, Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны. Хотя в течение следующего десятилетия она упоминалась как возможная звезда нескольких проектов, ни один из них так и ни был осуществлён. Залька Фиртель, близкая подруга Гарбо и один из сценаристов фильма «Двуликая женщина», прокомментировала это следующим образом: «…выставляемые напоказ дилетантизм, чванство, некомпетентность и лицемерное, нечистоплотное пренебрежение к чувствам великой актрисы не имели аналогов на протяжении всей истории кино. Всё это вынудило Гарбо раз и навсегда отречься от экрана» . Несмотря на то, что она больше не снималась, Гарбо оставалась всемирно известной знаменитостью, которую преследовали папарацци. Начиная с 1953 года и до своей смерти в 1990 году она практически всё время жила в своих апартаментах в Нью-Йорке, где вела замкнутый образ жизни .
Третье место в номинации «Лучшая актриса» по версии New York Film Critics Circle ( Грета Гарбо ) .