Interested Article - Ева (фильм, 1962)

«Ева» ( англ. Eva ) — психологическая драма режиссёра Джозефа Лоузи , вышедшая на экраны в 1962 году .

Фильм поставлен по мотивам 1945 года известного британского писателя Джеймса Хэдли Чейза и рассказывает историю неожиданно добившегося славы в Италии, аморального валлийского лже-писателя, одержимость которого алчной красавицей разрушает жизнь его и его невесты.

Сюжет

Валлийский писатель Тивиан Джонс ( Стэнли Бейкер ) написал популярный автобиографический роман о жизни шахтёров, по которому был поставлен успешный фильм. Фильм был отлично принят на Венецианском фестивале , и на вечеринке продюсер фильма ( Джорджо Альбертацци ) уговаривает Тивиана написать следующий роман и готов профинансировать его работу, однако Тивиан относится к его предложению холодно и раздражительно. Сотрудница кинокомпании, красавица Франческа ( Вирна Лизи ) безумно влюблена в Тивиана. Хотя они помолвлены, Тивиан не проявляет к ней особенной привязанности и открыто заявляет ей о том, что считает себя свободным для общения с другими женщинами.

Книга и фильм принесли Тивиану славу и деньги, на которые он арендовал шикарный дом в Венеции. Однажды, пытаясь укрыться от проливного дождя, в венецианский дом Тивиана проникают светская куртизанка Ева ( Жанна Моро ) и её богатый покровитель. Застав их в своём доме, Тивиан мгновенно становится одержимым Евой. Тивиан выгоняет из дома её спутника и пытается заняться с ней любовью, однако Ева бьёт Тивиана пепельницей по голове и исчезает.

Вскоре Тивиан находит Еву в одном из ресторанов Рима. Он предлагает ей уехать вместе в его венецианский дом, однако Ева требует, чтобы он снял для них лучший номер в гостинице, дал денег на казино и оплатил её любовные услуги, на что Тивиан безропотно соглашается. Коллеги и знакомые предупреждают Тивиана о репутации Евы и о том, что не стоит с ней связываться. Сама Ева прямо говорит ему, чтобы он ни за что в неё не влюблялся и что в общении с мужчинами её интересуют только деньги, однако ничего не может его остановить. Когда Ева звонит ему по телефону, Тивиан бросает своих лучших друзей во время их свадьбы и убегает на встречу с ней.

В Венеции Тивиан оплачивает все расходы Евы, вероятно, спуская на неё почти все свои деньги, а Ева тем временем успевает найти себе новых богатых клиентов на будущее. Тивиан напивается до безумного состояния, и уже не может получить удовольствия от общения с Евой. В пьяном угаре он признаётся ей, что книгу написал не он, а его умерший брат, который всю жизнь проработал шахтёром, а сам Тивиан был в шахте только несколько недель. Перед смертью брат разрешил Тивиану забрать его рукопись и издать её под своим именем. Он также говорит, что эта поездка стоит ему не только огромных денег, но и возможной потери жены и лучших друзей. Однако Ева не собирается утешать его, более того, продолжает унижать, называя неудачником. К концу ночи, чтобы расплатиться с Евой, Тивиан отдаёт ей все оставшиеся у него деньги, а также дорогой портсигар, запонки и другие аксессуары, однако Ева презрительно отдаёт ему деньги назад, говоря, что она нашла себе новых клиентов, и это будут его комиссионные.

Вернувшись в Рим, Тивиан идёт к Франческе и сознаётся её в том, что провёл викэнд с другой женщиной, а также в том, что не он — автор романа. Но в итоге она прощает его, и вскоре они женятся. После нескольких счастливых дней во время медового месяца, не в силах преодолеть себя, Тайвиан сбегает к Еве. Франческа находит Тивиана, и застав его вместе с Евой, кончает жизнь самоубийством, разбиваясь за рулём катера.

После похорон Тивиан вновь начинает преследовать Еву, однако она отказывает ему в общении, проводя время в компании других мужчин. Доведенный своей одержимостью и унижениями с её стороны, Тивиан решает убить Еву. Однако, придя к ней домой, он не может ничего сделать, и только объясняется в любви к ней. Ева молча берёт кнут, сечёт его и выгоняет из своей квартиры…

Два года спустя Ева вновь приезжает в Венецию в сопровождении богатых ухажёров. Увидев её, работающий гидом обедневший Тивиан чувствует, что по-прежнему безумно в неё влюблён. Однако она не обращает на него никакого внимания.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Ранние американские фильмы Лоузи «обеспечили ему прочную репутацию среди французских киноманов… В 1953 году после попадания в чёрный список Голливуда Лоузи эмигрировал в Великобританию, где первоначально снимал низкобюджетные триллеры и криминальные драмы,… однако два ключевых его фильма раннего британского периода — „ “ (1960) и „ Проклятые “ (1963) — вышли за рамки традиционных фильмов о Скотленд-Ярде ,… и он пребывал в статусе модного режиссёра» . Фильм «Ева» сделан в так называемый до-пинтеровский британский период творчества Лоузи «между созданием своего единственного научно-фантастического фильма „ Проклятые “ (1963, снимался в 1961 году) и первого успешного артхаусного фильма „ Слуга “ (1963)» . «„Ева“ (1962) стала значительно более индивидуальной и амбициозной драмой, которая проложила дорогу к последующей артхаусной карьере Лоузи, включающей созданные с участием сценариста Гарольда Пинтера драмы „ Слуга “ (1963), „ “ (1967) и „ Посредник “ (1970)» .

Братья и были продюсерами целой серии выдающихся фильмов середины XX века, среди них « Пепе ле Моко » (1936) , « Человек-зверь » (1938) Жана Ренуара , « Золотая каска » (1953) Жака Беккера , « На ярком солнце » (1960) Рене Клемана , « Затмение » (1962) Микеланджело Антониони и позднее « Дневная красавица » (1967) Луиса Буньюэля . Первоначально Хакимы хотели, чтобы режиссёром «Евы» был Жан-Люк Годар , но «после его отказа избранный на главную роль Стенли Бейкер предложил продюсерам в качестве замены Джозефа Лоузи , который снимал его в фильмах „ “ (1960) и „ Свидание вслепую “ (1959). После „Евы“ они работали вместе ещё один раз — при создании лучшего фильма Лоузи „ “ (1967)»" .

В период работы над сценарием Лоузи отказался от услуг своего «старого товарища» (который также был включён в голливудский чёрный список ), с которым работал над фильмами нуар « Вор » (1951) и « » (1951) , и взял , написавшего сценарий к фильму « Проклятые » . Эван Джонс впоследствии сотрудничал с Лоузи как сценарист при работе над фильмами « » (1964) и « Модести Блейз » (1966) .

Жанна Моро «в то время была европейской актрисой высшего уровня» после успешных ролей в таких фильмах, как « Лифт на эшафот » (1958) и « Любовники » (1958) Луи Маля , « Ночь » (1961) Микеланджело Антониони и « Жюль и Джим » (1962) Франсуа Трюффо

Помимо съёмок в картинах Лоузи , валлийский актёр Стенли Бейкер сыграл заметные роли в криминальных триллерах « » (1957) Сая Эндфилда , « » (1958) Бэзила Дирдена и « » (1960) Вэла Геста , а также в военных драмах « » (1959) Геста и, позднее, « Зулусы » (1964) Эндфилда .

Итальянская актриса Вирна Лизи снималась преимущественно в комедийных фильмах, среди наиболее известных её работ — снятый в США фильм « Как пришить свою жёнушку » (1964) с Джеком Леммоном , французский « Чёрный тюльпан » (1964) с Аленом Делоном и итальянская комедия « Дамы и господа » (1965), среди её серьёзных работ наиболее значимыми являются военная драма « » (1967) и позднее « Королева Марго » (1994) , которая принесла ей приз лучшей актрисе Каннского кинофестиваля и Сезар как лучшей актрисе второго плана .

Судьба фильма после производства

Первоначальная версия фильма, которую « Лоузи передал продюсерам, имела продолжительность 155 минут. После её просмотра братья тут же сняли картину с Венецианского кинофестиваля и потребовали сократить её. Лоузи своими руками сократил его на 20 минут, и эта версия была показана на неудачном частном предпросмотре в Париже». Перед официальной премьерой фильма в Париже, «Хакимы сократили его ещё больше до 116 минут» . Для проката в Великобритании и США «фильм был сокращён еще на 10-15 минут» .

По словам кинокритика Дэвида Кота, Лоузи описал эту 100-минутную версию как «обычную дешёвую, маленькую мелодраму — неясную, претенциозную, без ритма и вкуса» . «Кажется, это всё, что сегодня сохранилось от фильма, однако каким-то образом в своё время скандинавский дистрибьютор приобрёл права на фильм продолжительностью на 16 минут больше», которая демонстрировалась в странах региона .

Как указывает Гарднер, «амбиции Лоузи в отношении „Евы“ остались нереализованными в полном объёме. Несмотря на это, с сегодняшней точки зрения, фильм вряд ли помешал его карьере, хотя и заставил его ненадолго примолкнуть» . Однако уже через год после «неловкости, связной со снятием фильма с Венецианского фестиваля, Лоузи вернулся туда с триумфальной премьерой „ Слуги “ (1963), начав серию фильмов, которые обеспечили ему репутацию на долгое время» .

Оценка фильма критикой

В целом фильм получил неоднозначные отзывы, в его адрес раздавалось достаточно много критических замечаний, в частности, в отношении сценария, режиссуры и монтажа. Вместе с тем, отмечались и его достоинства — высокохудожественный стиль и работа актёров.

Кинокритик Джефф Гарднер приводит слова биографа Лоузи Дэвида Кота, который назвал «Еву» «самой травматической катастрофой в карьере Лоузи» . Кинокритик Босли Кроутер в « Нью-Йорк таймс » написал, что картина «просто лишена смысла. Это просто старомодная драма про женщину-вамп без малейшей проработки характеров» , продолжая: «Не удивительно, что практически все, кто имел отношение к этому фильму, искали извинения и оправдания после выхода фильма на экраны в Европе. Мистер Лоузи говорил, что продюсер разрушил фильм с помощью монтажа. На это можно возразить: Он порезал его слишком мало» . Тем не менее, Розенбаум отмечает, что «на Лоузи нельзя полностью возложить вину за несвязанность фильма, его продюсеры „поработали с ним“, в конечном счёте сократив со 155 до 100 минут» . С другой стороны, Меган Ратнер считает, что «хотя фильм редко попадает в списки самых памятных работ Джозефа Лоузи , он заслуживает лучшей участи» , а Джонатан Розенбаум в «Чикаго ридер» назвал фильм «неудачей, но бесконечно увлекательной» .

Журнал « Variety » описал фильм как «элегантный, манерный взгляд на отношения между холодной, почти психопатической девушкой по вызову и писателем с признаками мазохизма » . Деннис Шварц называет фильм «мрачной психологической драмой о страданиях и отчуждённости встревоженного валлийца , который не может справиться со своим подъёмом от непритязательной жизни к неожиданной писательской славе», отметив «тревожность и порочность» истории, «не допускающей никакого солнечного света», где человеческие отношения представляют собой «холодный мир утраченного рая» . « TimeOut » отмечает, что любовь в этих отношениях «едва ли присутствует; Лоузи одержим проблемами развращающей силы власти, денег и обмана, и он говорит о них с более явным язвительным отвращением, чем будет позволять себе это впоследствии» .

Розенбаум характеризует картину, как « декадентское произведение своего времени с садомазохистским взглядом на сексуальные отношения», продолжая, что «эта необычное, исключительное, вызывающее многочисленные ассоциации, и временами даже вдохновляющее маньеристское месиво намного интересней, чем многие добившиеся скромного успеха картины» . По мнению « Variety », «картина напоминает довоенные американские фильмы о роковых женщинах » , а Деннис Шварц называет её "очень горьким фильмом и новой версией « Голубого ангела » . Продолжая тему ассоциаций с другими картинами, Розенбаум указывает, что «фильм претенциозен и откровенно вторичен по отношению к Микеланджело Антониони , Алену Рене и Федерико Феллини » , а журнал « TimeOut » отмечает: «Отчуждённые фигуры, блуждающие по элегантному пейзажу знакомы по трилогии Антониони того же времени, но пессимизм, энергичное человеконенавистничество и разочарование в мире добавил сам Лоузи » .

Многие критики обращают внимание на изысканный стиль фильма. По мнению « TimeOut », «фильм снят в характерном для Лоузи того времени барочном стиле» , аналогичным обазом Шварц характеризует визуальный стиль как «холодный и пышный» . Гарднер отмечает «предрасположенность Лоузи к погружению картины в текстуры и дизайн, его способность находить броские костюмы и места съёмок, что уже было заметно в „ “ (1960) и „ “ (1957)… Его постоянный художник Ричард Макдональд тщательно разработал декорации с зеркалами, бокалами, пепельницами, мебелью, картинами, костюмами с перьями и даже безгранично белыми ванными комнатами, создавая образ великосветской среды, потворства своим желаниям и богатства» . Кроутер отмечает, что «Лоузи добился великолепного и изысканного визуального ряда с восхитительными видами Рима и Венеции, и таких увлекательных и ярких моментов, как венецианская свадьба и венецианские похороны, которые он поймал на свою беспокойную камеру» . Розенбаум также указывает, что помимо чудесного использования натурных съёмок в Венеции и Риме, фильм «содержит отличный джазовый саундтрек Мишеля Леграна (с использованием в ключевые моменты трёх фрагментов из песен Билли Холидей . С этим согласны Ратнер и Шварц, указавшие, что джазовая музыка Мишеля Леграна «под влиянием Майлса Дэвиса » и «великая песня Билли Холидей наиболее точным образом придают грустное настроение фильму от начала и до конца» . Характериуя стиль и игру актёров, Кроутер отмечает, что «этот роман на фоне классики наполнен прекрасно одетыми актёрами, которые выглядят столь же механически, как и их дублированная английская речь» .

В центре внимания картины находится треугольник, связывающий героев Жанны Моро , Стенли Бейкера и Вирны Лизи (она играет сравнительно скромную роль). Как пишет Шварц, «главные герои не только не симпатичны, не милы и не сердечны; они являются воплощением Бога разрушения, стремясь к уничтожению не только самих себя, но и любого, кто оказывается на их пути» . Кроутер даёт крайне нелицеприятную характеристику основным персонажам. Подробно остановившись на личности героя Бейкера , он пишет: «Чтобы вы подумали о парне, который предпочитает прокуренную соблазнительницу Жанну Моро свежей и лучезарной Вирне Лизи — охотницу за деньгами, французскую куртизанку благородной итальянской карьерной девушке, которая жаждет стать его женой? Вы бы подумали, что это какой-то чудик, я предположу… Однако (герой Бейкера) и есть тот самый чудик, который таращит глаза, раздувает ноздри и начинает тяжело дышать, когда впервые замечает французскую сирену, принимающую огромную ванну в его арендованном венецианском доме. Тот самый чудик, который бросает свою изящную и красивую невесту на Венецианском кинофестивале и пускается в погоню за этой праздной соблазнительницей, которая величественно отбывает в Рим. И тот самый чудик, который продолжает преследовать её на протяжении всего фильма, чаще получая отпор, но всегда стремясь завоевать её, до тех пор, пока не доводит девушку, которая в него влюблена, до самоубийства, а публику, которая смотрит всё это, до желания лезть на стену». Кроме того, он «не настоящий писатель, а мошенник», и «в исполнении мистера Бейкера нестерпимый хам и зануда» . Примерно также оценивает героя Бейкера и « TimeOut », написав: «В центре внимания картины находится Бейкер, который постепенно попадает в безумную любовную зависимость от беспощадной, свободной от обязательств соблазнительницы» . « Variety » отмечает, что как актёр, «Бейкер приемлемо смотрится в роли карабкающегося наверх бывшего шахтера» , с другой стороны, Ратнер отмечает, что «Бейкер играет весь фильм на одной ноте, в то время как партия Моро намного сложнее» .

Критики высоко оценили игру Жанны Моро . Шварц отмечает, что фильм «наверняка понравится поклонникам французской актрисы Жанны Моро , где она исполняет одну из своих лучших ролей, очень сильно сыграв Еву. Она является душой фильма, вгрызаясь в эту мрачную и неправдоподобную историю» . « TimeOut » разделяет это мнение, указывая, что «фильм без сомнения принадлежит Моро, которая, в одной из своих лучших ролей, создаёт образ ужасающей честности — бессердечно хладнокровной женщины, которая делает всё исключительно ради денег и удовлетворения своих прихотей» . Ратнер также отмечает, что «только её сцены делают фильм», характеризуя личность героини как «бесстыдно вероломную соблазнительницу», «открыто садистскую женщину», а также как «искусную, безжалостную и непрощающую, что было редкостью в спокойной вселенной женских киноролей того времени» .

Кроутер отмечает, что героиня Моро "раздевается перед зеркалами, относясь к себе с обожанием. Она прижимается своим лицом к его лицу, но когда она не в настроении, она относится к нему как Цирцея к свиньям. Она принадлежит к тому типу немых женщин-вамп , которых играла Теда Бара 50 лет назад . (Как подчёркивает Ратнер, « Моро значительную часть фильма играет без слов, показывая всё каждым своим молчаливым жестом» ). С другой стороны, « Variety » отмечает, что у Моро «возникают трудности с образом чересчур шикарной и чересчур стилизованной женщины-вамп , которую она призвана сыграть» .

Касательно героини Вирны Лизи Кроутер отмечает: «А что за личность представляет собой невеста, которую играет податливая мисс Лизи ? Она очаровательна, и этим всё сказано. Её единственной проблемой является то, что она демонстрирует полное отсутствие вкуса и способности оценивать людей. Ей надо было бросать эту птичку ( Бейкера ) в самом начале» .

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  2. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  3. Дата обращения: 29 сентября 2017. 4 января 2017 года.
  4. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  5. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  6. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  7. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  9. . Дата обращения: 15 марта 2014. 24 сентября 2015 года.
  10. . Дата обращения: 15 марта 2014. 9 июля 2015 года.
  11. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 21 августа 2017 года.
  12. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  13. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.
  14. . Дата обращения: 24 января 2020. 21 сентября 2019 года.
  15. . Дата обращения: 15 марта 2014. 15 марта 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Ева (фильм, 1962)