Юрий Милютин родился в Москве в семье служащего. В 1918 году окончил Московское
Реальное училище Воскресенского
. В 1917—1919 годах получил также начальное музыкальное образование на музыкальных курсах В. К. Коссовского. Был драматическим актёром в
Камерном театре
(1920), Московском театре имени Софронова (1921), а также в Московском Опытно-героическом театре (1922), к спектаклям которого («Копилка»
Э. Лабиша
и
Н. Р. Эрдмана
, «Женитьба»
Н. В. Гоголя
) 19-летний Ю. С. Милютин сочинил музыку
.
В 1921 году окончил студию Московского Камерного театра. В 1924—1925 годах принят композитором и пианистом в
эстрадный
коллектив «Синяя блуза». Писал
танцевальную
музыку и песни, в частности, «Шумит ночной Марсель» (1924) на стихи
Н. Р. Эрдмана
, «Танго» (1924) и «На старой барже» (1926) на стихи О. Осенина для театров миниатюр «Кривой Джимми», «Павлиний хвост», кабаре «Нерыдай». В 1924 году состоялся дебют Милютина в качестве автора
оперетты
, когда на сцене Московского театра «
Эрмитаж
» была поставлена «Балерина императорских театров»
.
В 1929—1932 годах работал
тапёром
в московских кинотеатрах, заведовал музыкальной частью нескольких театров: студии
Р. Н. Симонова
,
театра-студии под руководством Ю. А. Завадского
и
Театра сатиры
, писал музыку к их постановкам. Для завершения музыкального образования в 1930 году поступил в Московский областной музыкальный техникум по отделению
композиции
(курс
С. Н. Василенко
и
А. В. Александрова
), окончил его в 1934 году
. В 1933—1934 годах был заведующим музыкальной частью Гостеатра детской книги им. Халатова, где написал музыку и оформил два кукольных спектакля.
Широкую известность Милютину принесли
патриотические
песни 30-х годов и периода
Великой Отечественной войны
: «Гибель Чапаева» (1936, 1-я премия на конкурсе
ЦК ВЛКСМ
), «На Дальнем Востоке», «Нас не трогай» (обе — 1938), «Чайка» (1939), «Возле города Кронштадта», «Всё равно», «Голубой конверт» (все — 1942 года), «Под Белгородом» (1945) и др. Песни Юрия Сергеевича отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодической ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоенного периода — «Сирень-черёмуха» (1948), «Ленинские горы», «Морская гвардия», «Провожают гармониста», «Среди полей России» (все — 1949), «Синеглазая» (1955) и др.
В годы
Великой Отечественной войны
Юрий Сергеевич выступал с концертными бригадами в прифронтовых частях, в госпиталях, писал музыку для военных ансамблей и хоров
.
С 1945 года основное внимание уделял жанру оперетты. Сценическим произведениям Милютина, по оценкам критики, свойственны стремительность развития действия, чёткость музыкальных характеристик. Автор часто использует в опереттах элементы фольклора (русского,
гуцульского
, латиноамериканского). Среди наиболее известных работ в этом жанре — «
Девичий переполох
», «
Трембита
», «
», «
». Оперетты Милютина ставились и в театрах стран
социалистического
блока (
Лейпциг
,
Будапешт
,
Бухарест
,
Прага
,
Брно
,
София
, и др.)
.
Сталинская премия
второй степени (1949) — за песни «Ленинские горы», «Сирень-черёмуха», «Морская гвардия»
Примечания
↑
Katalog der Deutschen Nationalbibliothek
(нем.)
, С. 390.
↑
.
Источники
Бубенникова, Л. К.
Милютин Юрий (Георгий) Милютин //
: энциклопедия / док. искус., проф. Е. Д. Уварова. —
М.
: Олма-Пресс, 2004. — 862 с. —
ISBN 5-224-04462-6
.
Коршунова, Р.
Юность мастера // Театральная жизнь / Р. Коршунова, М. Ситковецкая. —
М.
, 1978. — № 8. — С. 5.
Медведев, А.
Юрий Милютин. —
М.
, 1956.
Милютин Юрий Сергеевич : Краткие сведения о жизни и творчестве Ю. С. Милютина // Справочник «Советские композиторы — лауреаты Сталинской премии». —
М.
: Музгиз, 1952. — С. 81—82.
Петрова, К.
Оперетты Ю. Милютина // Советская музыка. —
М.
, 1951. — № 8. — С. 23—29.