Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 2001)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вечера́ совреме́нной му́зыки» — кружок, организованный в Санкт-Петербурге в 1901 г. с целью пропаганды новой зарубежной и русской музыки. Существовал до 1912 г.
Кружок был связан с художественным объединением «Мир искусства» . Из числа его основателей участниками «Мира искусства» были В. Ф. Нувель и А. П. Нурок . В кружок «Вечера современной музыки» входили начинающие композиторы — И. И. Крыжановский , И.В. Покровский (ум. в 1906 г.), молодые исполнители — пианисты А. Д. Медем , Л. В. Николаев , и другие. Администрация кружка: В. Г. Каратыгин , И. И. Крыжановский, А. Д. Медем, В. Ф. Нувель, А. П. Нурок, И.В. Покровский, Н.Н. Черепнин . Первоначально «Вечера современной музыки» возглавлял Нувель, приблизительно с 1907 г. — Каратыгин. В деятельности «Вечеров» принимал участие А. Н. Бенуа .
Первый публичный вечер состоялся 31 марта 1902 г. в Малом зале Петербургской консерватории . Концертные вечера (около пяти в сезон; всего состоялось 56 концертов) проходили в Малом зале Петербургской консерватории, залах Общества гражданских инженеров ( Серпуховская ул. , 10), Санкт-Петербургской музыкальной школы ( Невский проспект , 16, затем Троицкая ул. , 13), Реформатского училища ( Набережная реки Мойки , 38).
«Русская музыкальная газета» в 1907 году (за 6 лет существования кружка) признала за ним «две заслуги» — а именно исполнение «исключительно новой» музыки, ещё не звучавшей в Петербурге, и создание «более или менее постоянного контингента слушателей» .
В 1912 г. кружок распался из-за финансовых затруднений. Кроме того, главные новаторские силы (Прокофьев, Стравинский, Черепнин) были вовлечены в антрепренёрскую деятельность С. П. Дягилева .
Программы «Вечеров современной музыки» предварительно обсуждались на закрытых собраниях кружка с участием приглашённых композиторов, исполнителей, критиков. Впервые в России здесь прозвучали некоторые камерные сочинения К. Дебюсси , М. Равеля , С. Франка , В. д’Энди , Э. Шоссона , Ф. Шмитта , Ж. Роже-Дюкаса (французские композиторы занимали первенствующее положение в программах). Исполнялись новая австрийская и немецкая музыка — произведения Р. Штрауса , Г. Вольфа , Г. Малера , А. Шёнберга , М. Регера (последний сам участвовал в концерте 3 декабря 1906 г.). В программы включались сочинения композиторов Скандинавии, Испании, Польши, Венгрии. Из русских композиторов здесь исполнялись А. Н. Скрябин , Н. К. Метнер , С. И. Танеев , Н. Н. Черепнин , Ф. С. Акименко , М. Ф. Гнесин , состоялись композиторские дебюты И.Ф. Стравинского (17 декабря 1907 г.), С.С. Прокофьева и Н.Я. Мясковского (в один вечер 18 декабря 1908 г.). Кроме того, звучали малоизвестные в России сочинения композиторов XVIII-XIX вв. Специальные собрания были посвящены творчеству М.П. Мусоргского , Н.А. Римского-Корсакова , А.П. Бородина .
Под названием «Вечера современной музыки» устраивались концерты в Москве (с 1909 г., по инициативе К. С. Сараджева и В. В. Держановского ), Петербурге/Петрограде (концерты журнала «Музыкальный современник» , 1915—1917 гг.; концерты «Художественного бюро» Н. Е. Добычиной , между 1911 и 1919 гг.).