Interested Article - Завещание доктора Мабузе

« Завещание доктора Мабу́зе » ( нем. Das Testament des Dr. Mabuse ; 1933) — второй из трех фильмов Фрица Ланга , объединенных фигурой доктора Мабузе . Это второй звуковой фильм Ланга и последний, снятый им до отъезда из гитлеровской Германии. Один из главных персонажей фильма — комиссар Карл Ломан, действующий в предыдущем фильме Ланга « М » (1931). 29 марта 1933 года фильм был запрещен берлинской цензурой под председательством правительственного советника Циммермана по причине его угрозы общественному порядку и безопасности.

Сюжет

Фильм начинается с побега полицейского детектива Хофмейстера (Карл Мейкснер) из логова банды преступников. Хофмейстер звонит инспектору Карлу Ломанну (Отто Вернике) и пытается объяснить, что напал на след целой группы, готовящей масштабный заговор. Прежде чем он успевает раскрыть личность руководителя этой шайки, в помещении гаснет свет, затем раздаются выстрелы. Когда Ломанн приезжает, детектив исчезает, зато инспектор находит на стеклянной панели каракули, нацарапанные кольцом – послание от Хофмейстера. Его быстро находят, однако уже в невменяемом состоянии: он начинает петь каждый раз, когда кто-либо пытается с ним заговорить. Хофмейстера помещают в психбольницу.

Директор больницы, Профессор Баум (Оскар Береги, старший), на одной из лекций рассказывает о загадочном случае психического помешательства доктора Мабузе (Рудольф Клейн-Рогге). Мабузе был превосходным гипнотизёром и криминальным гением – организатором подпольной преступности. Десять лет назад, когда полиция наконец схватила его, доктор сошёл с ума. Поначалу он не произносил ни слова, затем, когда ему дали бумагу, начал выписывать бессвязные речи. Вскоре Мабузе стал подробно расписывать планы преступлений. В то же время банда выполняет все указания «доктора», который всегда сидит за занавесом и не позволяет подходить к нему. Коллега Баума доктор Крамм (Теодор Лоос) случайно обнаруживает, что недавно случившиеся ограбление ювелирного магазина было совершено чётко по инструкциям Мабузе. В скором времени два члена банды – Харди и Бредоу – убивают его из соседней машины на перекрёстке. Тем временем Ломанн выясняет, что Хофмейстер пытался нацарапать на окне: имя руководителя шайки преступников, «Мабузе». Когда инспектор приезжает в психбольницу, профессор Баум сообщает ему, что доктор Мабузе скончался, и показывает тело. Ломанн говорит о чудовищности поступков доктора, профессор Баум же воспевает гениальность Мабузе.

Баум изучает записки доктора Мабузе – его «завещание» – когда перед ним возникает его дух. Дух говорит о неограниченном царстве преступления и сливается с силуэтом профессора. Баум начинает чувствовать себя преемником Мабузе. Той же ночью сидящий за занавесом «доктор» раздаёт указания членам банды, готовя различные преступления из завещания Мабузе: нападение на химический завод, ограбление банка, отравление водных резервов и уничтожение урожая. Один из членов банды, Томас Кент (Густав Дизель), не хочет выполнять приказы, поскольку не готов убивать людей. Кроме того, он давно влюблён в молодую женщину по имени Лилли (Вера Лиссем). Лилли умоляет Кента довериться ей. Они решают сообщить обо всём полиции, но члены банды их ловят и запирают в комнате с занавесом и «доктором». Сорвав занавес, Кент и Лилли выясняют, что никакого доктора за ним не было, а приказы диктовались через громкоговоритель, по которому им также сообщают, что у них осталось три часа, прежде чем комната взорвётся. Дверь не поддаётся взлому, как и стены и пол. Тогда Кент пробивает трубу, чтобы затопить комнату водой. Это глушит взрыв бомбы, и герои выбираются живыми.

В это время полиция осаждает квартиру, в которой собрались несколько бандитов из шайки доктора Мабузе, включая Харди и Бредоу. После перестрелки нервы у большинства не выдерживают, и они сдаются. Харди заканчивает жизнь самоубийством. Бредоу рассказывает, что это они убили доктора Крамма недалеко от психбольницы. Тогда Ломанн сопоставляет бандитов и профессора Баума, догадавшись, что он явно замешан в этом деле. Когда приезжают Кент и Лилли, Баум удивляется тому, как они выжили, что замечает Ломанн. Ломанн вместе с Кентом приезжают в психбольницу и вламываются в кабинет профессора, где они выясняют, что это он записывал приказы и диктовал их через громкоговоритель. Кроме того, Баум планирует атаку на химический завод в эту самую ночь. Ломанн и Кент едут на завод и случайно видят профессора, наблюдающего за пожаром издалека. Баум скрывается на автомобиле и приезжает в психбольницу, где дух Мабузе приводит его в камеру Хофмейстера. Баум представляется перед ним как доктор Мабузе, после чего сумасшествие детектива проходит. Баум также пытается убить Хофмейстера, но охранники останавливают его. Профессор сходит с ума, и его запирают в камере, где он медленно разрывает в клочья завещание Мабузе.

В ролях

Художественные особенности

Звуковое сопровождение

Большое значение в фильме имеет звуковое содержание. Фриц Ланг не просто обрисовывает происходящие на экране события соответствующим звуком, он добивается драматургической действенности, используя последний . Звуковое содержание фильма специально сделано громким: музыка в фильме звучит нарочито громко, персонажи также разговаривают чрезвычайно громко.

Лотта Эйснер :

Звук образует искусно инструментованную симфонию, точно сообразующуюся с движением и игрой света .

Социальная подоплёка

В фильме достаточно реально отражено состояние Германии того времени: причины и следствия безработицы и преступности, гнетущая атмосфера экономического и психического всеобщего напряжения перед приходом Гитлера к власти. Не менее реально в фильме отражена социальная типология личности предгитлеровской Германии.

Зигфрид Кракауэр :

«Завещание доктора Мабузе» — фильм антигитлеровский, он раскрывал огромную власть гитлеризма над недостаточно вооружённым против него сознанием…

Примечания

  1. Янина Маркулан. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Издательство «Искусство», Ленинград, 1978. стр. 138
  2. Eisner L.H. Ekran demoniczny, s 220
  3. Зигфрид Кракауэр. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Москва: Искусство, 1977. — 320 с. — 10 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Завещание доктора Мабузе