Interested Article - Грамон, Аженор де

Герцог Антуан Аженор Альфред де Грамон ( Antoine X Alfred Agénor de Gramont, duc de Guiche ; 1819—1880) — французский дипломат, с мая по август 1870 г. занимавший пост министра иностранных дел. Именовался герцогом де Гиш, пока не унаследовал в 1855 г. титул герцога де Грамона.

Биография

Глава рода Грамонов , наследственных владельцев княжества Бидаш в Пиренеях, сначала служил в артиллерии, во время второй республики стал дипломатом. В молодости прославился связями со знаменитыми актрисами и куртизанками, среди которых Паива , Рашель и Мари Дюплесси .

В 1857 году был назначен послом в Риме , в 1861 году — в Вене . Ему не удалось ни добиться содействия Австрии по польскому вопросу в 1863 г. , ни помешать союзу Австрии с Пруссией по делу о Шлезвиге и Голштинии . Его усилия вовлечь эрцгерцога Максимилиана в Мексиканскую экспедицию увенчались, правда, успехом, но ещё более пошатнули его авторитет в глазах венского двора.

После поражения Австрии в 1866 г. Грамон заодно с графом Бейстом трудился над осуществлением союза между Францией, Австрией в Италией, направленного против Пруссии, им, главным образом, было подготовлено свидание Наполеона III и Франца Иосифа в Зальцбурге (1867).

Назначен министром иностранных дел 15 мая 1870 г. Знатность, представительность, светскость и крайняя самоуверенность Грамона снискали ему расположение крайних бонапартистов , стремившихся с императрицей Евгенией во главе к войне с Пруссией. В то время, как военный министр, маршал Лебеф , утверждал, что Франция готова к войне, Грамон сулил после первой же победы союз с Австрией и Италией и поддержку Южной Германии.

Желанным поводом к войне послужила кандидатура принца Леопольда Гогенцоллерна на испанский престол. 6 июля 1870 г. герцог отвечал на интерпелляцию представителя либеральной оппозиции Кошери в вызывающем по отношению к Пруссии тоне. Отказ принца Леопольда от предложенной ему кандидатуры должен был, по-видимому, устранить опасность разрыва; но Грамон, увлекаясь воинственным настроением двора, предписал французскому послу при берлинском дворе, Бенедетти , добиться от короля Вильгельма официального заверения, что он никогда не позволит принцу возобновить свою кандидатуру.

Эмма Мэри Маккиннон

Вильгельм I вежливо отклонил это требование. Бисмарк , более решительный, нежели его государь, послал в берлинские газеты и дипломатическим агентам Северогерманского союза ноту о последних переговорах в Эмсе , с таким смыслом, что король отказался дальше вообще разговаривать с французским послом. Слух об оскорблении, нанесенном французскому послу был подхвачен воинственной партией в Париже.

Хотя Бенедетти, вызванный в Париж и прибывший туда 15 июля утром, мог дать более точные сведения, все-таки Грамон и Оливье внесли в тот же день в сенат и законодательный корпус декларацию о необходимости готовиться к войне, напиравшую на оскорбление посла. Тщетно Тьер взывал к благоразумию: кредит на войну был вотирован, и война Пруссии объявлена. Бейст попытался было вовлечь Австрию и Италию в союз с Францией, но прежде чем Франц-Иосиф и Виктор-Эммануил успели договориться с требовательным Грамоном, французские войска были разбиты при Вёрте и Шпихерене . Порицание, вотированное законодательным корпусом 9 августа за неудовлетворительность военных приготовлений, принудило министерство Оливье-Грамона выйти в отставку.

Грамон отправился в Англию и обнародовал там в 1872 г. книгу «Франция и Пруссия накануне войны», в которой пытался оправдать своё неудачное руководство французской дипломатией. Впоследствии вернулся в Париж, где и умер в 1880 г. Герцогский титул унаследовал один из его сыновей от брака с Эммой Мэри Маккиннон (1811—1891), дочерью главы одноимённого шотландского клана .

Примечания

  1. (англ.)

Литература

Источник —

Same as Грамон, Аженор де