Interested Article - Кинетическое искусство
- 2020-08-21
- 1
Кинетическое искусство , Кинетизм ( греч. kinetikos — движение, приводящий в движение ) — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.
История
Изменения в области технологий и, как следствие, в области мироощущения человеком окружающей его действительности, требовали поиска нового способа художественного выражения. Впервые об этом заявило движение итальянских футуристов в Первом манифесте футуризма, опубликованном Филиппом Маринетти в 1909 году. Они признавали скорость, движение, антистатику как новый предмет изображения. В одном из пунктов значилось следующее:
«…мы же хотим воспеть наступательное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака» .
Стало понятно, что воплотить эту идею в реальность, изобразить скорость при помощи традиционной живописи и станковой скульптуры — невозможно. Таким образом, утверждается необходимость «наступательного движения» в сторону поиска новых художественных методов изображения и отображения современной им действительности.
Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры , в прикладных искусствах, театральной сценографии.
Кинетическое искусство зародилось в 20—30-х годах XX века, его представители хотели преодолеть традиционную статичность скульптуры, вписать её в окружающую среду. Опыты создания динамической пластики встречаются в футуризме , дадаизме , Баухаузе и русском конструктивизме .
Первым произведением кинетического искусства часто называют « Велосипедное колесо » Марселя Дюшана. Предвосхищая создание «реди мейдов», Дюшан начал с того, что прикрепил к табуретке колесо на велосипедной вилке .
У зарождения кинетического искусства стоял американец Александр Колдер . С начала 1930-х годов он начал создавать абстрактные динамические конструкции. Из-за того, что они приводились в действие мотором, Александр Колдер дал своим объектам название «мобили». Однако сам термин «мобили» был придуман уже упоминавшемся Марселем Дюшаном при посещении мастерской Колдера . Впоследствии работы скульптора приводились в движение не только моторами, но и естественным способом.
В 1955 году в галерее Denis Rene в Париже кинетическое искусство объединилось с оптическим . В работах художников оп-арта использовались приемы зрительных иллюзий, основанных на восприятии зрителем плоских и пространственных фигур.
Деятели искусства Восточной Европы и Латинской Америки присоединились к кинетическому направлению в послевоенное время. Художники, пораженные событиями войны прошедшей и жившие ощущением войны холодной искали новые формы для проектирования будущего. Так, бразильская художница Лигия Кларк стремилась интегрировать искусство в повседневную жизнь и уделяла особенное внимание изучению цвета и пространства .
Окончательно течение оформилось в 60-е годы в творчестве французского художника Николя Шеффера ( «Формы и цвета» , 1961), аргентинца Хулио Ле Парка . Одним из первых идеи кинетического искусства применил Наум Габо в «Стоящей волне» (1920), связав кинетическое искусство с конструктивизмом.
Самыми простыми мобилями являются работы Александра Колдера . В более сложных не только используется перемещение воздуха, но и применяется электрический мотор , как, например, в конструкциях из раскрашенных карт, отражающихся в вогнутом зеркале. Хулио Ле Парк создавал эффект мерцающего света с помощью движущихся квадратов из цветного металла, висящих на нейлоновых нитях. Швейцарский скульптор Жан Тенгели создавал «саморазрушающиеся машины»: «Радиоскульптура с пером» (1962) и «Рисующие машины» .
В России идеи кинетического искусства связаны прежде всего с именем В. Татлина , создавшего модель памятника башни III Интернационала (1919—1920).
Приёмы кинетического искусства нашли широкое применение в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей.
Кинетическое искусство в России
В СССР первые идеи, связанные с кинетическим искусством, нашли свое воплощение в произведениях русского живописца, графика, дизайнера и художника театра Владимира Татлина . Опыт работы Татлина с контррельефами, (например, «Голубой контррельеф» 1914 года), научил его проектирвать абстрактные композиции из простейших материалов. При этом создаваемые объекты не были созданы для прямого утилитарного использования. Предпосылкой к созданию « Памятника III Интернационала » или « Башни Татлина » в 1920 году становится «Угловой контррельеф» (1915—1925) — парящие формы, закрепленные при помощи тросов и крепежных деталей. Объекты будто пронзают пространство, потеряв свою плоскость. Данного эффекта Татлину удается достигнуть в том числе с помощью дополнительных эффектов тени, отбрасываемой тросами и креплениями . Обратим внимание, что в кинетическом искусстве прослеживается похожая тенденция — использование света и тени и их движения как выразительных средств. Художнику удается заставить работать материал как выразительное средство:
«Прямоугольные формы из тонкого, обманчиво ломкого и острого по краям железа, стремящиеся свернуться в цилиндр, словно аккумулируют в себе энергию, которая совершает выброс по натянутым линиям тросов» .
А уже в начале 1919 года возник замысел « Памятника III Интернационала », новизна которого, по задумке Владимира Татлина , должна была заключаться в сочетании выразительного образно-символического решения, синтезирующего в себе такие виды искусства как скульптура и живопись наравне с функциональными задачами. Проект « Башни Татлина » представлял собой спиралевидную конструкцию высотой в 400 метров, включавшую в себя четыре объема из стекла (куб, пирамида, цилиндр и полусфера), взятых в механическую сетку. По задумке Владимира Татлина, данная конструкция должна была вращаться с разной скоростью и с разными промежутками времени . Эти объемы и имели функциональную значимость в конструкции — они предназначались для залов административных служб. Таким образом, при вращении, воплощалась кинетическая сторона данного сооружения. Невоплощенный в жизнь проект Владимира Татлина « Памятник III Интернационалу » идейно становится знаковым с точки зрения формирования новой концепции формообразования в искусстве XX века.
Во второй половине XX века кинетическими эффектами занималась группа « Движение » . Одной из значимых фигур, работающих в кинетическом направлении является Вячеслав Колейчук . Еще будучи участником группы «Движение», он создает свой первый проект «Атом». Парящий атом над площадью Курчатовского института становится воплощением исследований принципов создания парадоксальных визуальных эффектов и самонапрягающихся конструкций . Но уже в 1968 году Колейчук выходит из группы «Движение» и создает свою группу «Мир», в которой Вячеслав Колейчук продолжает свои исследования в области кинетического искусства. Одним из знаменитых примеров его работы становится объект «Стоящая нить», 1976 года. «Стоящая нить» состоит из струны, закрепленной только с одной стороны. Придуманная Вячеславом Колейчуком система противовесов помогает струне держаться вертикально и не падать.
Еще одним ярким "выходцем" из группы "Движение", который активно работал с кинетизмом является художник Франциско Инфанте . Он создал ряд кинетических и световых объектов, использовавших электромоторы, небольшие лампочки и современные материалы, позволившие ему достигать невероятно изящных и проработанных образов, состоящих из геометрических ритмов, формирующих пластические решения.
В XXI веке ряд российских художников продолжает традиции советских кинетистов или использует кинетические эффекты в своем творчестве. Наиболее интересные и значимые авторы: Аристарх Чернышёв , Дмитрий Каварга , ::vtol:: (Дмитрий Морозов) , группа Куда бегут собаки .
Художники
- Флетчер Бентон
- Колейчук Вячеслав
- Виктор Вазарели
- Наум Габо
- Александр Колдер
- Александр Лаврентьев
- Мохоли-Надь, Ласло
- Жан Тенгели
- Тео Янсен
- Лин Эмери
- Яаков Агам
- Хулио Ле Парк
- Хесус Рафаэль Сото
- Николя Шеффер
- Такис
- Поль Бюри
- Энтони Хоу
- Бернхард Лугинбюль
- ::vtol:: (Дмитрий Морозов)
Примечания
- Пер. В. Шершеневича. Манифесты итальянского футуризма.. — Москва, 1914. — С. 7—8.
- У. Гомперц. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. — Москва: Синдбад, 2018. — С. 21. — 464 с. — ISBN 978-5-906837-42-4 .
- ↑ С. Гущин, А. Щуренков. Современное искусство и как перестать его бояться. — Москва: АСТ, 2018. — С. 177—178. — 240 с. — ISBN 978-5-17-109039-5 .
- ↑ О. А. Юшкова. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е. — Москва: Галарт, 2008. — С. 159—160. — 224 с. — ISBN 978-5-269-01054-0 .
- Александр Цыганков. . Теории и практики (26.10.12). Дата обращения: 1 сентября 2019. 2 сентября 2019 года.
Литература
- Колейчук В. Ф. Кинетизм.
- // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. — М. : ИФ РАН , 2006. — Вып. 2 . — С. 144—162 .
- Станция без остановки. Русский авангард 1910—1920-е годы. / О. А. Юшкова. — М. : Галарт, 2008. — 224 с.
- Современное искусство и как перестать его бояться / Сергей Гущин, Александр Щуренков. — М. : Издательство АСТ, 2018. — 240 с. : ил. — (История и наука Рунета. Лекции).
- Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. / У. Гомперц. — М. : Синдбад, 2018. — 464 с.
Ссылки
- от 2 сентября 2019 на Wayback Machine
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- от 5 февраля 2012 на Wayback Machine — база данных по художникам-кинетистам
- 2020-08-21
- 1