Interested Article - Догзмакин

Догзмаки́н ( калм. Догзмахн ) — посёлок (сельского типа) в Сарпинском районе Калмыкии в составе Салынтугтунского сельского муниципального образования .

Население — 147 человек (2012) .

Этимология

История происхождения названия посёлка уходит корнями в глубокую старину. Догзма — так звали ближайшего соратника ойратского хана, находившегося в жестокой конфронтации с китайским императором в XVI веке . По легенде преследуемые китайскими войсками ойраты смогли спасти народ только благодаря высочайшему акту самопожертвования Догзмы, который добровольно отдал себя в руки горевших жаждой мести китайцев — таково было условие мирного договора между двумя сторонами. Догзма знал на какие изощренные пытки он себя обрекает во имя спасения своих собратьев. С тех пор хан постановил — именем Догзма никого не нарекать, потомков рода Догзмы никакими налогами не облагать, каждый ойрат обязан помогать догзмакинцам в силу исторической памяти и благодарности .

История

Хотон Догзмакин находится на окраине Калмыкии, с трех сторон окруженный территорией Ростовской области . В году коллективизации здесь был образован колхоз им. К. Ворошилова, посёлок являлся центром самостоятельного сельского совета в составе Сарпинского улуса Калмыкии. Летом 1942 года Догзмакин, как и другие населённые пункты улуса, был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками . Посёлок освобождён к концу 1942 года . 28 декабря 1943 года калмыцкое население было депортировано , а Калмыцкая АССР ликвидирована. Посёлок был передан в состав Сталинградской области . К 1945 году Догзмакиновский сельсовет был присоединён к Верхне-Сальскому сельсовета (впоследствии - Сарпинский поссовет) с центром в селе Верхне-Сальск . В 1949 году преобразован в ферму № 2 совхоза "Сарпинский" (после восстановления Калмыцкой АССР — совхоза им. Э. Деликова).

В 1956 году в посёлок начали возвращаться калмыки . В 1957 году посёлок возвращён в состав вновь образованной Калмыцкой автономной области .

Во второй половине XX века поселок был знаменит четырьмя громадными деревьями — тополями и ивой, произраставшими на территории поселка [ источник не указан 3159 дней ] .

Физико-географическая характеристика

Посёлок расположен на юго-западе Сарпинского района , в пределах Ергенинской возвышенности , на правом берегу реки Акшибай , на высоте 74 м над уровнем моря . Общий уклон местности с севера на юг.

По автомобильной дороге расстояние до столицы Калмыкии города Элиста составляет 250 км, до районного центра села Садовое — 78 км, до административного центра сельского поселения посёлка Салын-Тугтун - 16 км . В 1,9 км к западу от посёлка проходит административная граница с Ростовской областью .

Согласно классификации климатов Кёппена-Гейгера посёлок находится в зоне континентального климата с относительно холодной зимой и жарким летом (индекс Dfa). Среднегодовая норма осадков — 356 мм, наибольшее количество осадков выпадает в июне — 41 мм, наименьшее в марте и октябре — по 22 мм . В окрестностях посёлка распространены светло каштановые почвы различного гранулометрического состава в комплексе с солонцами .

Часовой пояс

Догзмакин, как и вся Республика Калмыкия , находится в часовой зоне МСК ( московское время ). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +3:00 .

Население

Численность населения
2002 2010 2012
184 104 147
Национальный состав

Согласно результатам переписи 2002 года в посёлке проживали калмыки (100 %)

Национальность Численность (2010) Процент
Калмыки 104 100%
Всего 104 100%

Социальная инфраструктура

Основное общее образование жители посёлка получают Догзмакинской основной школе. Медицинское обслуживание обеспечивают фельдшерско-акушерский пункт и расположенная в селе Садовом Сарпинская центральная районная больница .

Известные жители и уроженцы

Достопримечательности

Внешние изображения
  • Ступа Просветления . Субурган открыт летом 2010 года в память уроженца этих мест известного ламы Уланкин Санджи. Возведение субургана шло на добровольные пожертвования уроженцев этого поселка. В ступу заложены величайшие религиозные реликвии, подаренные буддийскими монахами, приношения догзмакинцев, мантры и сутры. Буддисты свято верят, что одно лишь нахождение возле ступы увеличивает шансы на благоприятную реинкарнацию в следующей жизни. Есть поверье, что даже насекомые и животные, находящиеся в тени ступы, получают шанс переродиться на более высоком уровне, чем в нынешней жизни на земле.

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 июня 2015. 29 ноября 2014 года.
  2. . Дата обращения: 30 января 2012. 17 мая 2012 года.
  3. . Дата обращения: 2 июня 2015. 25 декабря 2014 года.
  4. . Дата обращения: 2 июня 2015. 20 октября 2019 года.
  5. // / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград : Перемена, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-5-9846166-8-3 .
  6. Расстояния между населёнными пунктами приведены по сервису Яндекс.Карты
  7. Тубалов А. А. . 21 февраля 2020 года.
  8. (3 июня 2011).
  9. Коряков Ю. Б. . Дата обращения: 21 марта 2018. 24 марта 2018 года.
  10. . Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано из 1 июня 2015 года.
  11. . Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано из 12 июня 2013 года.
Источник —

Same as Догзмакин