Меркадо, Томас де
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Антониета Валерия Ривас Меркадо Кастельянос ( исп. María Antonieta Valeria Rivas Mercado Castellanos ; 28 апреля 1900 , Мехико — 11 февраля 1931 , Париж ) — богатая мексиканка , муза , танцовщица , писательница , хозяйка театра, меценатка, одна из главных деятелей культуры Мексики 1920-х годов.
Дочь известного архитектора , принадлежала расе метисов , была вторым ребёнком из четырёх, крещена в католичестве , но по-настоящему никогда не веровала. В детстве родители дали ей блестящее образование, с самых малых лет занималась танцами и изучала языки. В восемь лет с отцом отправилась во Францию и имела возможность профессионально заняться балетом в Парижской опере , но отец отказался, так как не хотел оставлять дочь одну в Париже. Помимо родного испанского, Антуанетта умела говорить на английском, французском, немецком, итальянском и греческом языках. Лицо Ангела независимости было скульптурным портретом Антониеты до землетрясения 1957 года, после чего сходство было утрачено.
В 1910 году родители разошлись, мать сбежала с любовником в Париж, девочка осталась с отцом. В то же время начинается кровопролитная Мексиканская революция . Все эти события принесли Антониете много душевных страданий.
Её семейная жизнь с английским инженером Албертом Эдвардом Блэром (они поженились 27 июля 1918 года) сложилась несчастливо: муж не одобрял её « левых » увлечений, в частности — дружбы с Диего Риверой , пытался упрятать в глуши (семья жила на ранчо в штате Дуранго ). В конечном итоге она в 1921 году сбежала с сыном, родившимся 9 сентября 1919 года, от мужа обратно в Мехико в отцовский дом. В 1923—1926 годах жила с сыном в Париже, после чего вернулась в Мехико, и долго пыталась добиться развода и права оставить ребёнка у себя, что сильно изматывало её.
В 1926—1929 годах была хозяйкой . Он просуществовал всего три года, в зале было не более 50 мест, но будучи экспериментальной площадкой, он оказал большое влияние на развитие мексиканского авангардного театра.
В 1927 году умирает отец, оставив ей двух сирот — брата и сестру, которых пришлось взять под опеку , и большое наследство , которым она распорядилась в пользу искусств. Помимо содержания собственного театра, помогала Мексиканскому симфоническому оркестру Карлоса Чавеса , писателям и художникам, входившим в группу Современники .
С 1928 года Антониета была подругой и помощницей Хосе Васконселоса , в своих книгах он называл спутницу одним из её имен — Валерия ; вслед за скандалом, инициированным перед выборами 1929 политическими противниками Васконселоса, Антониета последовала за ним в эмиграцию — в Лос-Анджелес , Нью-Йорк (где познакомилась с Ф. Гарсиа Лоркой и начала переводить его драмы на английский), а затем в Париж . Переводила Андре Жида , занималась журналистикой. Отвергнутая возлюбленным, ушла из жизни: воспользовавшись пистолетом, который Васконселос всегда носил при себе, застрелилась в соборе Нотр-Дам .
Фотопортрет Антониеты ( 1929 ) принадлежит Тине Модотти .
Имя Антониеты носит зал в Музее современного искусства в Мехико .
Её жизнь стала основой биографического романа мексиканского писателя Андреса Энестросы, который в 1920-х годах дружил с Антониетой и пользовался её поддержкой. В 1982 Карлос Саура снял по роману (автор сценария — известный сценарист , работавший с Бунюэлем ) фильм « ». Заглавную роль исполнила Изабель Аджани , в другой главной роли снялась Ханна Шигулла , роль Васконселоса сыграл мексиканский актёр и «левый» политик Карлос Брачо.
«Антониета, призрак Нотр-Дама — моноспектакль драматурга , премьера которого состоялась в Гвадалахаре в 2020 году. Пьеса предполагает, что самоубийца находится в пространстве своей смерти, Соборе Парижской Богоматери .