Interested Article - Воскресение 1

«Воскресе́ние 1» — дебютный студийный альбом группы «Воскресение» , записанный в 1979—1980 годах. Также известен под названиями «Кто виноват?» и «79». Вошёл в книгу А. Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока ».

Запись

Запись оригинальной версии

В мае-июне 1979 года трио Романов-Маргулис-Кавагоэ приступило к репетициям. Аппаратуры и базы у группы не было, поэтому пришлось репетировать с помощью акустической гитары на троих. На листе бумаги Романов расчерчивал табличку, в квадратах которой напротив каждой из песен были прописаны припев, куплет, соло, ритмические сбивки, количество тактов.

На официальном сайте группы указано следующее: «…[Пластинка], записанная в 1979 году по ночам на студии ГИТИСа». Звукорежиссёром альбома выступил Александр Кутиков . Во время записи использовался двухдорожечный магнитофон, использовалось наложение .

Сама запись проходила во время июльских вступительных экзаменов, преимущественно ночью, в студии ГИТИСа. Это было решено сделать, чтобы довести запись до «товарного» качества. Перед основной записью к группе присоединились ритм-гитарист Андрей Сапунов и соло-гитарист Алексей Макаревич , с которым Романов выступал ещё в «Кузнецком мосту». Александр Кутиков на время позаимствовал у музыкантов некоторые звуковые эффекты (ленточный ревербератор, флэнжер и Big Muff).

Сам Романов больше всего намучился с композицией «Я тоже был». Раз за разом его голос напоминал «вопль свердловского панка», и в итоге песня была записана дубля с шестнадцатого. Зато на удивление легко получилась «Снежная баба» — спетый и сыгранный наиболее непосредственно, вживую, рок-н-ролл, поддержанный активной бит-гитарой, ностальгическим басом и подпевками «шуби-дуба/у-а/у-а». Всего было записано 10 песен. Запись производилась 2 недели.

Также, в последний день записи, Андрей Сапунов (при помощи Маргулиса и Кавагое) записывает ещё 6 песен своего друга Константина Никольского . Прослушав эту запись, Никольский сказал, что эту запись выпускать не следует. Тем не менее, альбом тиражировался и в «смешанном» варианте из 16 песен .

Запись во ВГИКе

В июне 1980 года группа записывалась в здании ВГИКа. Звукорежиссёром был Александр Арутюнов. Было записано 5 песен: «Лето», «Так бывает» (2 вариант), «Сон», «Городок», «Хороший парень».

Летом 1980 года в тонателье № 1 ВГИКа группой Воскресение было записано несколько вещей для дипломной работы режиссёра Аксёнова. Некоторые аранжировки изменились радикально.

Алексей Романов

Также, во время сессий записи был записан инструментал к песне «Не верьте словам». Вокал наложить не успели (либо, просто не захотели его накладывать) и данная композиция осталась инструментальной .

После этого, плёнка с инструменталом считалась утерянной, пока запись не была найдена в 2013 году .

Об альбоме

Романов вспоминал: «Кава с Гулей пришли с предложением: „Есть маза записаться на студии — мы готовим репертуар, приглашаем нужных музыкантов, запись отдаем на Radio Moscow World Service, дальше посмотрим. Неважно, что нет инструментов, репетиционной базы, статуса, главное — есть хорошее название и свежие песни“. Кроме Кавагое, Маргулиса и меня в записи участвовали Алексей Макаревич, Сапунов и Подгородецкий. Нормальные инструменты брали у приятелей, идеи носились в воздухе.

Дивное лето, июльские ночи, добродушное озорство и вселенская симпатия. Пора приемных экзаменов в Москве. Абитуриентками ГИТИСа в основном занимался Петя Подгородецкий, только что демобилизованный, стало быть, очень до любви голодный… Несовершенство оборудования компенсировали выдумкой — раз нет ревербератора , придумали петь в лестничном пролете. Осенью 1979-го, благодаря радио, мы были известны всей стране» .

Изначально альбом был без названия, обложки и конкретного треклиста. Тем не менее, этот альбом прославил группу . Все участники «Воскресения» сходятся в мысли, что первоначальная идея альбома была откровенно коммерческой — «раскрутить ансамбль перед тем, как он вылезет на сцену» .

С момента появления новой, ещё никому не известной рок-группы прошло всего лишь несколько месяцев, а её песни уже прочно оккупировали радиоэфир на Moscow World Service и заняли высокие места в первых официальных хит-парадах. Однако, к моменту выхода альбома группа «Воскресение» не успела сыграть ни одного концерта .

Чтобы команда зазвучала и сыгралась по-настоящему, нужен как минимум год активных выступлений. Мы, конечно, рассчитывали, что альбом «выстрелит», но не думали, что это произойдет так быстро.

Алексей Романов

Инструменты

Особую трогательность композициям «Воскресения» добавляли соло-партии Алексея Макаревича, написанные и разученные в коридорах студии в самый последний момент. Романов напевал мелодию, а Макаревич её подхватывал, доделывал и таким образом выучивал четыре такта. Что касается используемого на записи флэнжера , то это, предположительно, был аналоговый Electro Harmonix Deluxe Electric Mistress .

Кавагоэ с ролью барабанщика справлялся отлично. На «Случилось что-то в городе моём» в качестве перкуссии хотели использовать кубинские бонги , но достать их так и не удалось. Тогда Кавагоэ отстучал ритм по перевёрнутой гитаре, повторив трюк из арсенала барабанщика Элвиса Пресли , отыгравшего аналогичным образом телевизионный акустический концерт 1968 года.

На соло-гитаре в «Случилось что-то в городе моём» играл басист Маргулис, придумавший в этой композиции гитарную вставку между куплетами .

Я беру гитару в руки лишь в редкие жизненные моменты, когда чувствую, что в данный момент мне обязательно надо сыграть. У нас на плёнке оставалось недописанное место и мы сделали эту песню в форме босса-новы . Я позволял себе глумиться над звуком — команда была абсолютно новая, и мы могли делать в студии всё, что хотели.

Евгений Маргулис (из книги «100 магнитоальбомов советского рока»)

Жанры

Песни «Я привык бродить один» и «Я тоже был» были написаны в жанре « баллады », «Друзьям» — в стиле « бит », «Снежная баба» получилась в стиле « рок-н-ролл », «Звёзды» были «соулом с блюзовым оттенком», а «В жизни как в тёмной чаще» — «фанк».

Кстати, Маргулис одним из первых начал пропагандировать в Москве фанк. В дебютный альбом «Воскресения» вошло два его номера: соул с блюзовым оттенком «Звёзды» и фанк «В жизни, как в тёмной чаще» .

Женька [Маргулис] тогда был с усами и напоминал грузинского милиционера, он прочно завис на чёрной музыке и был убеждённым «негром преклонных годов»: фанк, джаз-рок, Earth, Wind & Fire. Позже он смастерил себе безладовый бас и от зари до зари рубил на нём funky music

Алексей Романов (цитата из книги «100 магнитоальбомов советского рока»)

Легенда о записи песни «В жизни, как в тёмной чаще»

Также, одно время бытовала легенда об импровизации в финале песни «В жизни, как в тёмной чаще».

Легенда гласит о том, что перед тем, как спеть эту песню, Маргулис «для настроения» напился водки и уснул. Спал прямо в студии. Через два часа его разбудили, и он, со словами «Я видел тревожные сны», направился к микрофону. Он, соответственно своему состоянию, начал «мочить» отвязные вокальные импровизации. Его голос был записан с первого раза.

После записи он посылает группу на «все три буквы» и отправляется досыпать в другую комнату .

Ну да, он же маэстро, он же не репетирует. Пока мы там занимаемся ерундой, он, лучше, поспит на стульях. Вот удивительная у человека способность, у Жени Маргулиса — засыпать под громкую музыку. Нервы здоровые. И вот эта целеустремлённость такая, в стиле «фанк»… Он по бумажке пел, мы её не репетировали, он не готовил эти… вокальные импровизации. Он знал, что играть на басу (там у него такая слэповая партия, сложная такая). И пока мы там с чем-то ковырялись, он на крыше с пентхаусом «притопил». И под утро пьяный <…>: «Эй! Что? Давай!» и поехали… Ну, это он только так умеет

Алексей Романов об Евгении Маргулисе

Клип на песню «Лето»

На песню «Лето» в 1980 году был снят видеоклип.

В клипе показаны: Сергей Кавагоэ, Евгений Маргулис, Алексей Романов, Алексей Макаревич (Андрей Сапунов в клипе не появился). Клип также был дополнен кадрами, изображающими город.

Каверы на песни из альбома

В 1992 году группа « Лицей » записывает альбом «Домашний арест», в который входит три песни из альбома «Воскресение 1» — «Снилось мне…», «Стать самим собой (Лето)» и «Хороший парень». «Стать самим собой» является версией песни «Лето», написанной Алексеем Макаревичем и Алексеем Романовым специально для этой группы.

Список композиций

Оригинальная версия магнитоальбома (трек-лист 1979 года)

Состоит собственно из 10 записанных песен Алексея Романова (45-минутный формат) и (в более расширенном варианте) 6 песен авторства Константина Никольского, исполненных сольно Сапуновым (в присутствии Кавагоэ и Маргулиса).

Название Автор Длительность
1. «Мои песни» Алексей Романов 2:27
2. «Так бывает» Алексей Романов, Сергей Кавагоэ – Алексей Романов 3:01
3. «Друзьям» Алексей Романов, Алексей Макаревич 3:37
4. «Случилось что-то в городе моём» Алексей Романов 4:11
5. «Снежная баба» Алексей Романов 3:10
6. «Я тоже был» Алексей Романов 4:35
7. «Я привык бродить один...» Алексей Романов 5:46
8. « Кто виноват? » Алексей Романов 3:45
9. «Звёзды» Алексей Романов, Евгений Маргулис – Алексей Романов 3:30
10. «В жизни, как в тёмной чаще» Алексей Романов 5:51
11. «Музыкант» Константин Никольский 5:54
12. «Зеркало мира» Константин Никольский 3:27
13. «Поиграй со мной, гроза» Константин Никольский 3:23
14. «Я сам из тех...» Константин Никольский 4:34
15. «Ночная птица» Константин Никольский 4:20
16. «Когда поймешь умом» Константин Никольский 3:54

Таким образом с самого начала (1979 год) запись имела хождение в двух видах: 10 и 16 песен.

Двойной альбом (версия 1980 года)

Является записью, дополненной 5 песнями, записанными группой в студии ВГИКа в течение 1980 года (звукорежиссёр — Александр Арутюнов).

Ниже представлен список песен, добавленных в этом издании:

Название Автор Длительность
17. «Лето (Стать самим собой)» Алексей Романов 3:09
18. «Так бывает» (новый вариант) Алексей Романов, Сергей Кавагоэ — Алексей Романов 3:11
19. «Сон» Алексей Романов 4:35
20. «Городок» Алексей Романов, Алексей Макаревич 4:32
21. «Хороший парень» Евгений Маргулис — Алексей Романов 3:12

Полная версия (версия 1980 года) впервые издана официально в 1993 году фирмой «DS Productions» в составе двухдискового издания «Воскресение 1979—1980».

Песня «Сон» также известна под названием «Снилось мне…»

Переиздание 2002 года

Вышедшее в 2002 году издание «79» лейбла «Союз» представляет ещё один (четвёртый) вариант. Данная компиляция составлена исключительно из 14 песен Романова (в качестве автора или соавтора) без песен Никольского. Из отличий — отсутствует песня «В жизни как тёмной чаще» и изменён порядок композиций.

Название Автор Длительность
1. «Мои песни» Алексей Романов 2:27
2. «Друзьям» Алексей Романов, Алексей Макаревич 3:37
3. «Случилось что-то в городе моём» Алексей Романов 4:11
4. «Так бывает» (1 вариант) Алексей Романов, Сергей Кавагоэ — Алексей Романов 3:01
5. «Я привык бродить один...» Алексей Романов 5:46
6. «Звёзды» Алексей Романов, Евгений Маргулис — Алексей Романов 3:30
7. «Лето» Алексей Романов 3:09
8. «Снежная баба» Алексей Романов 3:10
9. «Я тоже был» Алексей Романов 4:35
10. «Хороший парень» Евгений Маргулис — Алексей Романов 3:12
11. «Сон» Алексей Романов 4:35
12. «Городок» Алексей Романов, Алексей Макаревич 4:32
13. «Кто виноват?» Алексей Романов 3:45
14. «Так бывает» (2 вариант) Алексей Романов, Сергей Кавагоэ — Алексей Романов 3:11

Участники записи

Группа «Воскресение»
Приглашённые музыканты
Технический персонал

Примечания

  1. . Дата обращения: 31 декабря 2013. Архивировано из 1 января 2014 года.
  2. Александр Кушнир. . Дата обращения: 24 декабря 2013. Архивировано из 25 декабря 2013 года.
  3. от 7 января 2014 на Wayback Machine
  4. . Дата обращения: 23 февраля 2014. Архивировано из 27 февраля 2014 года.
  5. . Дата обращения: 4 августа 2014. Архивировано из 8 августа 2014 года.
  6. Описание альбома взято из выпусков программы «РОКтябрь», посвящённых группе «Воскресение». Архив передач об этой группе доступен по от 27 февраля 2014 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Воскресение 1