Interested Article - Отрываясь
- 2020-10-06
- 2
«Отрыва́ясь» — шестой студийный альбом рок-группы « Машина времени », изданный в 1997 году компанией . Переиздан в 2007 году.
Выход альбома был оценён критиками как прорыв в творчестве группы . Значительная часть песен стала хитами, главные из которых — «Он был старше её», «Он играет на похоронах и танцах» и « Однажды мир прогнётся под нас ». Последняя с конца 1990-х неизменно входит во все концертные программы группы.
История
Запись альбома относится к достаточно «плодотворному» периоду истории группы, когда промежуток времени между датами выхода студийных альбомов не превышал двух лет. Так, в 1996 году были изданы « Картонные крылья любви », и уже летом 1997 года группа начала работу над новым альбомом.
Для записи в помещениях студии «Полифон» была выстроена специальная сцена. Сам подход к записи не отличался от того, с которым был записан предыдущий альбом, а именно — к моменту начала работы звук отдельных песен был частично «отработан» на концертах. Для каждой песни музыканты играли по несколько дублей. Использование компьютерных технологий было минимальным и в основном затрагивало партии клавишных.
Александр Кутиков о работе над альбомом:
"Записано практически старинным способом, когда становятся все вместе и все вместе играют, одновременно пишутся дубли, выбирается лучший и так далее. В общем, как в старые добрые времена писались « битлы » .
«… На Отрываясь было очень много компьютерной редакции клавишных инструментов. Это меня очень сильно утомляло, утомляло нашего компьютерного инженера. Но тем не менее получилось хорошо» .
Позже в различных интервью музыканты заявляли, что не имеют претензий к звуку Отрываясь , который сохранён в альбоме таким же, как и на живом концерте.
Андрей Макаревич о результатах работы:
«Впервые нам удалось записать альбом практически живьем, без всяких студийных компьютерных хитростей. Абсолютно все писалось сразу, одним звуком. Поэтому он получился с хорошим драйвом. Мы довольны во всяком случае» .
Первоначально выход альбома планировался в июле 1997 года. Однако в итоге на аудиокассетах альбом вышел в начале, на компакт-дисках — к концу ноября. Презентация новой программы состоялась 30 ноября 1997 года в ДК Горбунова , 24 января 1998 года — в клубе «Пилот» .
Название альбома
В интервью различным изданиям А. Макаревич достаточно единообразно комментировал смысл, который был вложен авторами в заглавие альбома:
- «… Отрываясь от того, что уже сделал, прожил, что уже не твоё» ;
- «… От того, что уже произошло, от настоящего, которое становится прошлым. Этот альбом — способ сбросить лишний груз. Написал песню, и вроде, голова опять свободна» .
Тем не менее и критики, и сами музыканты, имея в виду данный альбом, употребляли слово «отрываясь» также и в значении «веселясь, отдыхая от повседневности» .
Оформление обложки
В соответствии со смысловой нагрузкой заглавия альбома на его обложке изображён перетёршийся канат. Отвечая на вопрос зрителей в эфире программы « Антропология », А. Макаревич отметил, что «Машина времени» «висит» как раз на этом канате, а не «на таком тоненьком волоске» .
Фотограф Юрий Желудев не смог найти для съёмки фотогеничный образец каната в России и приобрёл его в Нидерландах в специализированном магазине по продаже корабельных канатов .
Список композиций
Слова и музыка всех песен А. Макаревич , кроме отмеченных.
№ | Название | Автор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «На заднем дворе» | А. Макаревич, А. Кутиков, Е. Маргулис — А. Макаревич | 2:43 |
2. | «Старая дорога» | 3:53 | |
3. | «Он был старше её» | 3:37 | |
4. | «Он играет на похоронах и танцах» | А. Кутиков — А. Макаревич | 4:00 |
5. | « Однажды мир прогнётся под нас » | 3:14 | |
6. | «По дороге в Непал» | Е. Маргулис, А. Макаревич — А. Макаревич | 4:53 |
7. | «Проводница» | Е. Маргулис — А. Макаревич | 2:58 |
8. | «Фрейлекс» | П. Подгородецкий | 3:04 |
9. | «Такие дела, ангел мой» | 2:23 | |
10. | «Старая песня о главном» | П. Подгородецкий — А. Макаревич | 4:10 |
11. | «Я рядом с тобой» | Е. Маргулис — А. Макаревич | 1:37 |
Видеоклипы
- Он играет на похоронах и танцах . Режиссёром клипа выступил сам А. Макаревич.
Александр Кутиков о съемках клипа:
«Стоимость клипа „Он играет на похоронах и танцах“ была, по-моему, — со всеми вообще работами, включая монтаж, все — 480 долларов. Это придумал Андрей. Я придумал систему записи, для нас придумал, хотя она, естественно, была использована много раз раньше. А Макар говорит: „А давай, мы снимем, как мы как бы все это записываем“. Снималась не эта песня, снималось просто действо. И вот под эту песню Макар подложил это действо» .
- Он был старше её . Режиссёром клипа также выступил А. Макаревич. Оператор — Сергей Козлов . По свидетельству Макаревича, песня «получилась за 30 минут. Все сыграли почти так, как я предложил, и она покатила» . Отвечая на вопрос зрителей в эфире программы «Антропология», Макаревич отметил, что эта песня «по музыкальной фактуре и <…> по стихам <…> в понятие шлягера не очень вписывается» .
- Однажды мир прогнётся под нас . Снят режиссёром Григорием Константинопольским по собственной инициативе.
Андрей Макаревич в интервью радиостанции «Август»:
«[Константинопольский] позвонил и сказал, что эта — вот так — мне песня понравилась! Не хотите клип на неё снять? И несмотря на то, что пластинка уже вышла, вот, мы его сняли» .
В клипе использованы материалы видеосъемки выступления «Машины времени» на фестивале « Весенние ритмы-80 » в Тбилиси весной 1980 года.
Критика и достижения
Критики и журналисты оценили альбом положительно, отметив его художественные достоинства, качество звука и «хитовость» самих композиций.
Андрей Бурлака в статье "Бремя «Машины» ( FUZZ . 1999. дек.):
«Настоящим прорывом стал <…> альбом „Отрываясь“: он убедительно доказал, что „Машина времени“ способна не только выжать слезу умиления у сорокалетнего предпринимателя, который студентом штурмовал клубы в Пушкине или Петергофе и с энтузиазмом размахивал зажигалкой в „ Юбилейном “ тремя годами позже, и претендует на гораздо большее, нежели одна хорошая песня в год. Они сделали настоящий Альбом, подтвердив, во-первых, что их рано списывать в ретро-обойму, а во-вторых, что они до сих пор остаются единой творческой единицей. Успех „Отрываясь“, который сразу пробился на радио и в телеэфир, где остается и поныне, был определён не статусом группы, а именно его художественными достоинствами. Отказавшись от традиционного для нашего рока единоначалия, Макаревич дал слово всем участникам группы и не ошибся» .
Рецензия в газете « Молодость Сибири »:
"Новый альбом «Отрываясь» — совсем не о том, что отрываются « картонные крылья любви ». Наоборот, крылья окрепли и «отросли» в атмосфере новых продюсерских проектов и обстановке изменившейся музыки. Но, судя по высказываниям профессионалов, «Отрываясь» — вещь суперкачественная и, главное, как всегда у «Машины времени», это самое время даже опережающая. Старый конь борозды не испортит, а тем паче старая и добрая «Машина» .
Михаил Марголис в книге «Затяжной поворот: История группы „Машина времени“»:
…Группа снабдила свою пластинку «Отрываясь», по сей день цитируемым на всякий лад, хитом «Однажды мир прогнется под нас». Через полтора года, после появления этой песни, «машинистам» в Кремле вручили государственные ордена" .
С 1997 года песня «Однажды мир прогнётся под нас» неизменно входит в
сет-лист
концертных программ «Машины времени».
Эта песня — единственная из всех записанных группой в 1990-е годы — включена в перечень «100 лучших песен русского рока в XX веке», по версии радиостанции «
Наше радио
», под номером 71 (остальные песни «Машины времени», включённые в этот перечень, записаны в 1970—1980-е годы).
В период 1998—1999 годов фрагменты клипа на эту песню использовались в качестве основной заставки телеканала ТВ-6 . На последних аккордах в нижней части экрана появлялся логотип телеканала .
Имеются свидетельства об использовании текста песни в педагогических целях .
В 1997 году за песню «Он был старше её» группа объявлена лауреатом премии «Золотой граммофон» .
Участники записи
«Машина времени»:
- Андрей Макаревич — вокал, соло и ритм-гитары, ситар (1), домбра (6), шаманский бубен (6), перкуссия (11);
- Александр Кутиков — вокал, бас-гитара;
- Евгений Маргулис — вокал, ритм-гитара, бас (6), соло-гитара (5);
- Пётр Подгородецкий — вокал, клавишные, тамбурин (3, 7);
- Валерий Ефремов — ударные, перкуссия (3).
Приглашенные музыканты:
- Александр Антонов — скрипка (6, 8);
- Марк Гарбер — диатоническое пение (6);
- Михаил Клягин — гитара (2, 4).
Интересные факты
-
В отдельных композициях альбома прослеживается
еврейская
тематика. Так, в тексте «Старой песни о главном» две предпоследних строки припева
«Тихо (Сладко) ты спишь, чёрный малыш
В добрых еврейских руках»
-
рифмуются со строками
«Сладко ты спишь, чёрный малыш
В длинных (крепких) советских руках»
- Термином «Фрейлекс» (« Фрейлехс ») обозначают коллективный еврейский танец, который обычно танцуют на свадьбах . Автор одноимённой песни П. Подгородецкий пояснял, что эта песня на самом деле «без названия» и озаглавлена "просто «Фрейлекс» .
-
В тексте употребляются слова на
еврейских языках
:
— в строке «Скажите да, и таки да, и всем лехаим! » («Лехаим» с иврита дословно — «За жизнь!» — традиционный еврейский тост . В контексте песни речь идёт о тосте на свадьбе.);
— в строке «Так пиво ж есть — налей скорей, азохенвей » («Азохенвей» с идиша дословно — "Когда [хочется сказать] «ох!» и «вей!» — междометие, выражающее сочувствие, тревогу, панику или недовольство. Аналогом в русском языке можно считать фразу «Какой кошмар!» ).
- Песня «Он играет на похоронах и танцах» посвящена еврейскому музыканту.
- Александр Кутиков о музыке песни:
«Я очень люблю Бабеля , я очень люблю евреев. Не то, что они для меня как бы лучше, чем все остальные, нет. Я люблю хороших людей. Но так складывалась жизнь, что среди хороших людей, с которыми я сталкивался в жизни, было очень много евреев. И когда я придумывал эту тему, я абсолютно точно знал, что эта тема — посвящение еврейскому музыканту. И Андрей [Макаревич] меня спрашивает: „Ну про что эта тема?“ Когда я ему просто показал, я говорю: „Андрюш, я не знаю. Но эта тема посвящена еврейским музыкантам“. И он понял, что это Бабель. Ну так. Я её очень люблю» .
- На специализированных форумах периодически высказывается точка зрения о том, что песня «Он был старше её» написана под впечатлением от повести болгарского писателя П. Вежинова « Барьер » . Тем не менее, сам А. Макаревич данное предположение опроверг .
Выходные данные
- Запись — студия «Полифон», 1997 г.;
- Продюсер альбома: А. Кутиков;
- Звукорежиссёры: С. Оганесян, А. Бармаков;
- Микширование: А. Кутиков;
- Мастеринг: А. Бармаков, А. Кутиков;
- Фото: Ю. Желудев;
- Дизайн: А. Гусев.
Примечания
- ↑ Андрей Бурлака . от 3 мая 2014 на Wayback Machine Fuzz (декабрь 1999)
- ↑ Дата обращения: 30 сентября 2017. 19 апреля 2016 года.
- Дата обращения: 11 мая 2014. 20 января 2019 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. 4 февраля 2019 года.
- Рецензию на концерт-презентацию см.: от 2 мая 2014 на Wayback Machine
- Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
- Интервью А. Макаревича радиостанции « Эхо Москвы ». 1997. Цит. по: от 2 мая 2014 на Wayback Machine
- Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
- ↑ Дата обращения: 30 сентября 2017. 19 апреля 2016 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. 2 мая 2014 года.
- Дата обращения: 30 сентября 2017. 21 октября 2016 года.
- ↑ Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 30 сентября 2017. 7 декабря 2018 года.
- ↑ Марголис М. Затяжной поворот: История группы «Машина времени». — СПб: Амфора, 2009. — 352 с.
- Дата обращения: 30 сентября 2017. 6 апреля 2018 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 14 августа 2015. Архивировано из 20 января 2019 года.
- Дата обращения: 2 мая 2014. 5 мая 2017 года.
- Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 30 сентября 2017. 18 августа 2017 года.
- Дата обращения: 3 мая 2014. 3 мая 2014 года.
- Дата обращения: 3 мая 2014. 15 мая 2014 года.
- См. например: [www.livelib.ru/book/1000307188 Рецензии читателей на повесть П. Вежинова «Барьер».]
- Дата обращения: 2 мая 2014. 3 мая 2014 года.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-10-06
- 2