Interested Article - Утомлённые солнцем 2: Предстояние

«Утомлённые со́лнцем-2: Предстоя́ние» — художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова , продолжение фильма « Утомлённые солнцем » ( 1994 ). «Утомлённые солнцем-2» — это дилогия , состоящая из двух самостоятельных полнометражных фильмов : «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и « Утомлённые солнцем 2: Цитадель ». Премьера первого фильма в России была приурочена ко Дню Победы и состоялась 22 апреля 2010 года , а второго — была запланирована на 4 ноября 2010 года, но впоследствии перенесена на 5 мая 2011 года .

22 мая 2010 года фильм был показан в рамках основной конкурсной программы 63-го Каннского кинофестиваля . С 5 по 14 декабря 2011 года на телеканале «Россия 1» была показана 13-серийная телеверсия дилогии.

«Утомлённые солнцем-2: Предстояние» на момент выхода был самым дорогим российским фильмом с бюджетом, по разным данным, от 40 млн до 55 млн долларов. Фильм собрал в прокате меньше 20 % от суммы бюджета . Критики в прессе разгромили фильм.

Сюжет

В прологе фильма показан сон бывшего комдива Котова ( Никита Михалков ), в котором он сам вместе с женой Марусей ( Виктория Толстоганова ) принимает у себя на даче самого Сталина ( Максим Суханов ), которому в знак признательности презентует самостоятельно изготовленный торт с его шоколадным портретом. В тот момент, когда Сталин в компании Будённого , Ворошилова и Берии намеревается его попробовать, идиллия резко прерывается – Котов совершенно внезапно убивает его, хватая за затылок и окуная лицом в торт, где держа достаточно долго, чтобы он задохнулся. Под крик Маруси сон заканчивается, и Котов просыпается в лагере где-то вблизи советско-германской границы , почти сразу после чего всех заключённых неожиданно выгоняют из барака и ведут на плац, при этом офицер НКВД приказывает всем «политическим» заключённым за исключением Котова пройти на лесопилку , где их запирает лагерная охрана. Котов, осуждённый по 58-й статье (означающей контрреволюционные преступления), пытается выяснить, почему его не отправили с ними, и вскоре узнаёт, что его «политическую» статью согласно некому особому распоряжению «сверху» заменили на «уголовную» (статья 129, хищение), причин чему никто не называет. Вскоре к собранным на плацу заключённым-«уголовникам», в толпе которых Котов находит своего знакомого Ивана ( Дмитрий Дюжев ), обращается тот же офицер, ставящий их в известность, что сегодня, 22 июня 1941 года, на территорию Советского Союза вторглись фашистско-немецкие захватчики , и «уголовники» будут эвакуированы пешим ходом, в то время как всех «политических» расстреливают в лесопилке из спаренных пулемётов . В этот момент на лагерь неожиданно налетают немецкие самолёты , сбрасывающие на плац несколько бомб и убивающие офицера и почти всех заключённых; Котову и Ивану удаётся спастись, буквально в последний миг сбежав с охраняемого плаца и укрывшись на крыше одного из бараков.

Действие переносится в май 1943 года , когда на Ближнюю дачу Сталина приезжает переживший попытку самоубийства (в расширенной телевизионной версии фильма выясняется, что его спасла вовремя появившаяся у него дома Маруся) полковник НКВД Митя Арсентьев ( Олег Меньшиков ), встречающийся с самим Иосифом Виссарионовичем и Берией , информирующими его о том, что Котову в 1941 году удалось избежать смерти, хотя по документам он числился расстрелянным, в связи с чем Сталин приказывает Арсентьеву разыскать Котова, где бы он сейчас не находился, и передать ему некий портфель, содержимое которого зрителю пока не раскрывают. Далее Арсентьев приезжает в пионерский лагерь имени Павлика Морозова , где повзрослевшая дочь репрессированного Котова Надя ( Надежда Михалкова ) работает пионервожатой , и узнаёт от его руководителя, что Надя отказывается отрекаться от своего отца несмотря на его признание «врагом народа» . Безуспешно попытавшись убедить Надю в том, что Котов мёртв, Арсентьев покидает лагерь вместе с Марусей, которую он лично спас от смерти, ввиду чего теперь она числится его женой.

Зрителя возвращают в июнь 1941 года к моменту побега из лагеря Котова и Ивана, которые добираются до берега реки и решают передохнуть, однако внезапно видят приближающиеся немецкие танки под огромными знамёнами со свастикой , и спасаются от них бегством, прыгая в реку и цепляясь за плывущее по ней бревно. Ниже по реке в этот момент идёт эвакуация гражданского населения и отступление советских войск от приближающихся немцев через большой деревянный мост , пытающегося встать на пути у грузовика с ранеными советского офицера, требующего от сидящих на его крыше солдат идти сдерживать вражеское наступление, один из них убивает из винтовки. Параллельно двое советских солдат торопливо минируют мост снизу – его намереваются взорвать, дабы не дать немцам с его помощью пересечь реку. Старший лейтенант - сапёр ( Евгений Стычкин ) приказывает напарнику активировать бомбы как только он махнёт красным флажком, и отправляется закрывать переправу, одновременно с этим над мостом вновь появляются немецкие самолёты, бросающие бомбы на колонну людей и уничтожающие грузовик, на котором некий чиновник (почти сразу же погибающий от другой бомбы) вывозил миллион советских рублей . После того, как самолёты улетают, старший лейтенант перекрывает проезд на мост, перегородив его автомобилем, однако спешащие переправиться через реку люди не слушают его, и один из них, майор - танкист Николай ( Андрей Мерзликин ), даже сильно толкает его, в результате чего сапёр случайно взмахивает флажком, и его напарник, следивший за происходящим с другого берега в бинокль , воспринимает это как приказ подорвать мост, в связи с чем мгновенно активирует бомбы. Мост оказывается подорван вместе со всеми, кто в этот момент пытался его пересечь, вернувшиеся немецкие самолёты вновь бомбят оба берега, оглохший от взрыва старший лейтенант бросается в воду, где в этот момент проплывали на бревне Котов и Иван, за ним бросается и Николай, считающий его виновным в гибели сотен людей на мосту. На бревне четверо героев уплывают от места трагедии, напоследок замечая, как те самые танки со знамёнами выезжают на разбомбленный берег.

Затем действие переносится в август 1941 года, демонстрируя эвакуацию по Балтийскому морю того самого пионерлагеря, в котором была вожатой Надя Котова, теперь сопровождающая детей на баржу , трюм и большая часть палубы которой уже заняты многочисленными ранеными солдатами, перед посадкой сдающими всё оружие. В этом же порту на небольшой пароход под руководством партийного функционера Игоря ( Александр Адабашьян ) грузят партийный архив, бюсты Сталина и личные вещи его жены ( Мария Шукшина ). Баржа выходит в море раньше, её капитан Пиндюрин ( Валерий Золотухин ) приказывает раненым освободить развёрнутый на палубе транспарант с красным крестом , дабы их не разбомбили патрулирующие этот район немцы. Вскоре над баржей в самом деле показываются немецкие самолёты, начинающие отрабатывать на ней манёвры, пугая её пассажиров, но в самом деле не сбрасывая на неё ни единой бомбы. Тем не менее, вскоре один из немецких пилотов, устав от манёвров, решает поспорить с напарником, что сможет на огромной скорости высунуться из кабины и испражниться на баржу, и приводит план в действие, хотя командир эскадрильи запрещает им это делать. В тот момент, когда самолёт с раскрытым «фонарём» пролетает над баржей, один из раненых солдат на палубе (ранее отказавшийся сдать оружие Пиндюрину) неожиданно стреляет по нему из сигнального пистолета , попадая второму пилоту точно в голову и убивая его; первый пилот впадает в ярость от гибели напарника и резко снижается над баржей, убивая не успевшего отбежать Пиндюрина передним колесом. Шокированный произошедшим командир эскадрильи приказывает остальным пилотам уничтожить баржу со всеми пассажирами как свидетелей военного преступления ; в считанные минуты немецкие самолёты забрасывают её бомбами и топят, в запертом трюме погибает множество раненых, тех же, кто попытался выплыть, с воздуха расстреливают из пулемётов . Надя тоже едва не тонет, запутавшись в транспаранте с красным крестом, однако её в последний миг спасает безногий сержант ( Сергей Гармаш ), оказывающийся священником ; вместе с ней зацепившись за обнаружившуюся недалеко от места катастрофы морскую мину , он предлагает покрестить её, однако их разговор прерывает неожиданно вернувшийся для расстрела выживших немецкий самолёт, пилот которого всё ещё в невероятной ярости ввиду гибели напарника, в связи с чем даже в кромешном тумане предпринимает попытки расстрелять мину с двумя выжившими. В то время как священник громко читает молитву , немецкий пилот не справляется с управлением и разбивает самолёт об воду, вскоре сержант крестит Надю и отдаёт ей свой крестик на цепочке, после чего осознаёт, что не сможет долго прожить без обеих ног, и уплывает в море, оставляя Надю одну. Через некоторое время туман рассеивается и Надя видит проплывающий на горизонте пароход с партийным архивом, экипаж которого также замечает её и намеревается снять с мины, однако Игорь приказывает им не останавливаться, и пароход скрывается из виду. Тем не менее, мина вскоре самостоятельно выносит Надю на берег, после чего, едва та отпускает её, подхватывается течением и уплывает назад в море, врезаясь в борт тому самому пароходу и топя его вместе со всем экипажем. Оставшаяся на берегу Надя, к которой на пляж прилетает обломок бюста Сталина, вспоминает о своём отце и понимает, что если он жив, то она обязана разыскать его.

Май 1943 года , освобождённые территории СССР. В штаб СМЕРШа к занятому допросом вернувшихся из оккупации граждан СССР капитану Лунину ( Сергей Маковецкий ) прибывает Митя, начинающий расспрашивать его о судьбе Котова после июня 1941 года. Лунин сообщает ему, что в октябре 1941 года Котов вместе со своими «боевыми товарищами», обретёнными в первые дни войны, был зачислен в ряды штрафбата (которого на самом деле в 1941-м ещё не существовало), перед которым поставили боевую задачу – сдержать немецкое наступление на неком важном направлении. Зрителю демонстрируют траншеи посреди чистого поля, которые бойцы штрафбата укрепляют с помощью обломков мебели из разграбленного пионерлагеря неподалёку, читающего уголовникам лекцию о трусости старшего лейтенанта Изюмова ( Евгений Миронов ) и скорое прибытие в окопы роты кремлёвских курсантов , которую размещают в одной траншее с штрафбатом. Через некоторое время окопы неожиданно атакуют немецкие танки , приехавшие не спереди, а с тыла – прорвавшиеся на другом участке немцы взяли их в котёл . Единственное орудие подбивает один танк, но тут же оказывается уничтожено ответным выстрелом, немецкая пехота под прикрытием техники массово штурмует окопы, в бою погибает огромное количество курсантов и бойцов штрафбата. Котову посреди этой резни удаётся убить трёх немцев, однако неудачно упавшим трупом последнего его придавливает к земле, и их обоих переезжает немецкий танк. Придя в себя через некоторое время после боя, Котов выбирается из-под слоя грунта и осматривает уничтоженные окопы, заваленные трупами; найти удаётся лишь нескольких выживших, среди них – Иван, Николай, сапёр и тяжело раненый Изюмов, перед смертью жалующийся на неспособность Красной Армии остановить немецкое наступление, после чего совершающий самоубийство . Котов и остальные покидают окопы, напоследок увидев, как на бывшее поле боя с немецкого самолёта сбрасывают множество дырявых ложек, на которых написаны пропагандистские послания по типу « Иван, иди домой, я скоро приду », и действие вновь переносится в август 1941 куда-то на оккупированную Германией территорию СССР , где через небольшую запустелую деревню проходит немецкая колонна, от которой отстают три солдата на велосипедах, остановившиеся у колодца набрать воды. Один из них, Отто, зайдя за ближайший дом обнаруживает нескольких цыган с повозкой, которую пытается реквизировать, но когда цыгане пытаются его задобрить пением и плясками, неожиданно зверски расстреливает их из своего автомата , что приводит в ужас обоих его сослуживцев. Поссорившиеся солдаты расходятся по деревне, Отто выходит на её окраину, где неожиданно встречается с выбежавшей из леса Надей, которая убегает от него, пытаясь попросить помощи у жителей деревни, в окна и двери чьих домов стучит, однако ей никто не открывает. В конце концов Надя укрывается от молча идущего вслед за ней Отто в тёмном амбаре , куда тот заходит и исчезает, позже в этот же амбар в его поисках заходит второй солдат, и также не выходит. Наконец в деревню возвращается третий солдат, ранее ужаснувшийся расстрелу, и приехавший мириться с товарищами, однако обнаруживающий в амбаре их мёртвые тела (убитые вилами и топором соответственно), и в панике зовущий назад в деревню подмогу. Вновь прибывшие немцы собирают перед амбаром всю деревню, в которой обнаруживается множество жителей, и сообщают им, что если никто не признается в убийстве двух немецких солдат, то отвечать за это будут все. С холма за амбаром за происходящим наблюдают Надя и её спасительница – ранее изнасилованная немцами местная девушка, не испытывающая к населению деревни никакого сострадания, так как они тогда не помогли ей также, как сегодня не помогли Наде. Так как из жителей деревни в содеянном никто не признаётся, немцы сгоняют всех в тот же амбар, обливают бензином и сжигают, у Нади случается нервный срыв , она всё ещё порывается пойти к немцам и признаться в убийстве, однако спасительница удерживает её.

В 1943 году Лунин рассказывает Арсентьеву об ещё одном эпизоде из военной биографии Котова – летом 1942 года он отказался перейти из штрафбата , где у него истёк срок прибывания, в строевую часть, что объяснил тем, что точно знает о том, что дома его «никто не ждёт», после чего принял участие во взятии немецкого «языка» , которого едва не упустил на огромном пшеничном поле, где тот спрятался в заброшенной церкви . Зайдя вслед за ним, Котов обнаруживает, что в церкви ранее размещался небольшой полевой госпиталь , и внезапно находит на одной из ширм сумку с надписью «сержант Котова», явно принадлежавшую его дочери Наде, которую он твёрдо считал погибшей ещё в 41-м. В то время когда Котов откладывает автомат и изучает вещи из сумки, к нему со спины пытается подкрасться вооружившийся деревянным костылём «язык», однако прежде, чем он успевает его атаковать, над церковью пролетает немецкий бомбардировщик, трое пилотов в кабине которого выбрасывают из люка застрявшую авиабомбу , пробивающую крышу церкви и чудом зацепляющуюся за люстру, не достигая пола и как следствие не взрываясь. Перепугавшиеся Котов и «язык» успевают бегом покинуть церковь прежде чем бомба всё-таки падает и взрывается, уничтожая всё здание, в процессе связывания «языка» Котов вновь вспоминает о Наде и осознаёт, что она судя по всему также жива.

В финале фильма показан февраль 1942 года , где в руинах некого крупного города санитарка Надя ищет раненых, находя возле уничтоженного танка тяжело раненого советского танкиста , которому пытается оказать первую помощь , но его ранения оказываются слишком серьёзными. В последние минуты жизни молодой танкист просит Надю показать ему грудь, так как он ни разу в жизни этого не видел, и Надя исполняет его желание, после чего танкист трагически [ уточнить ] умирает. В последний раз действие возвращается в 1943-й, где Лунин наконец-то даёт Арсентьеву однозначный ответ, где сейчас находится Котов – за месяц до его приезда он точно находился в некой «Цитадели» , причём вряд ли до сих пор жив, учитывая тамошнее тяжёлое положение. Митя незамедлительно отправляется туда на поиски Сергея Петровича.

В ролях

Создание

Подбор актёров

Большинство героев из первой части исполняют те же актёры, за исключением нескольких. Роль Маруси (жена Котова) — вместо Ингеборги Дапкунайте играет Виктория Толстоганова . Дапкунайте предлагалась роль Маруси, но принципиальным требованием Михалкова был отказ Ингеборги от участия в реалити-шоу « » ( ТНТ , 2005 г.), поскольку, по мнению Михалкова, зритель не воспримет её как Марусю после участия в «пошлом» шоу. Однако Ингеборга приняла участие в «Большом брате», и на роль была взята Толстоганова . Также в продолжении не снялись Светлана Крючкова и Вячеслав Тихонов (отказался от роли ) — их заменили Зоя Буряк и Владлен Давыдов соответственно. Роль Ольги Николаевны, матери Маруси, вместо умершей Инны Ульяновой исполнила белорусская актриса Эвелина Сакуро .

Процесс съёмок

Фильм представляет собой крупномасштабную постановку с многотысячными массовками. Помощь в съёмке батальных сцен была оказана Министерством обороны России . Часть фильма снималась в Германии, были задействованы немецкие актёры, а также немецкая военная техника и костюмы. Сюжеты второй части («Цитадель») снимались в 2007—2008 годах возле посёлка Низково (город Горбатов , Павловский район Нижегородской области ) и деревни Верхнее Кожухово . Активную помощь оказывала часть МЧС посёлка Сатис .

В массовке участвовало население посёлка Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга , возле которого снимались все батальные сцены . Рядом, на станции Шушары снимались сцены на железной дороге . Паровозы и вагоны военных лет предоставил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации .

Съёмочную площадку иногда посещали высокопоставленные персоны. В мае 2008 года съёмки фильма посетил Председатель Правительства России Владимир Путин , который известен своим дружеским расположением к Михалкову . В августе 2008 года, во время своего отпуска, съёмочную площадку под Нижним Новгородом посетил Президент России Дмитрий Медведев .

Премьера

Премьера фильма прошла 17 апреля 2010 года в Государственном Кремлёвском дворце , специально переоборудованном для этого в самый большой в России цифровой кинозал. 20 апреля фильм был показан в Вологде , и только 22 апреля вышел на широкий экран по всей стране .

Каннский кинофестиваль

Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2010 года . На фестивале демонстрировалась сокращённая, двухчасовая версия фильма . Окончание фильма зал встретил овацией , но никаких призов он не получил. Более того, картина заняла место в пятёрке худших фильмов кинофестиваля по версии портала о независимом кино «IndieWire» .

Бюджет и кассовые сборы

С бюджетом в $ 40 млн этот фильм стал самым дорогим и самым провальным в истории российского кино . Фильм не окупил и четверти своего бюджета. За месяц, прошедший с момента премьеры, фильм «Утомленные солнцем 2. Предстояние» собрал в российских кинотеатрах чуть более $ 7 миллионов. Это при том, что в прокате находились более тысячи копий «Предстояния» — больше чем какого-либо другого фильма на тот момент, и из-за них кинотеатры даже на время снизили прокат других фильмов. Из-за этого было принято решение о переносе премьеры второй части дилогии, «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» на 2011 год.

дни
проката
Место
в рейтинге
Количество
копий
Касса дней Общая касса
1 (22—25.04.2010) 1 1079 108,9 млн руб. ($ 3,74 млн.) 108,9 млн руб. ($ 3,74 млн.)
2 (29.04—2.05.10) 2 1079 40,7 млн руб. ($ 1,39 млн.) 176,8 млн руб. ($ 6,08 млн.)
3 (06—09.05.2010) 6 1049 12,6 млн руб. ($ 0,42 млн.) 207,0 млн руб. ($ 7,12 млн.)
4 (13—16.05.2010) 9 395 2,7 млн руб. ($ 0,09 млн.) 215,6 млн руб. ($ 7,41 млн.)
5 (20—23.05.2010) 17 40 0,3 млн руб. ($ 0,01 млн.) 216,9 млн руб. ($ 7,46 млн.)
6 (27—30.05.2010) 17 20 0,183 млн руб. ($ 0,0058 млн.) 217,6 млн руб. ($ 7,465 млн.)

Премьерный показ в разных странах

Отзывы и оценки

Мнения критиков

В целом, критики встретили фильм отрицательно. Его критиковали за плохую актёрскую игру, за неубедительные сценарий и режиссуру, за «воскрешение» персонажей, за чрезмерную демонстрацию жестокости и «обнажёнки», а также за исторические ляпы и за образы Красной Армии и Сталина, какими они показаны в фильме.

Это эпопея, выдержанная в традиции фильмов о войне. И если фильм будет иметь успех, то людей, вероятно, не смутит, что по масштабу он кардинально отличается от « Утомленных солнцем -1» .

Великий фильм о великой войне был снят великим режиссёром на великие деньги и с участием великих актёров.

Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил… В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жестокости. Нет настоящих человеческих страданий — а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия.

Сквозь дорогие видеооткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго Никиты Михалкова. Отсутствие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом , граничащим со смакованием, и общей эмоциональной истеричностью .

Лучше бы этому фильму остаться легендой. Чтобы и люди поучаствовали, и деньги были потрачены, и каждый участник верил, что внёс вклад в великое дело, и зрители полагали, что десять лет жизни Никиты Михалкова и полутора тысяч его сотоварищей потрачены не зря. А картину бы как-нибудь спрятать под предлогом авторского перфекционизма . Ей-богу, получилось бы душеполезнее .

  • Сетевой публицист Дмитрий Пучков (Гоблин):

    По итогам ответ « Рядовому Райану » не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга , вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия « Бесславных ублюдков ». Как и фильм Тарантино , фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристоф Вальц и звезда Брэд Питт . В нашем же случае — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает.

    В свою очередь социальный философ в связи с этим отзывом отмечает, что:

    В рецензии на данный фильм известный автор переводов иностранных фильмов Дмитрий Пучков («Гоблин») пишет о том, что у Н. Михалкова кино историческое, предназначено для молодёжи. Ветераны вряд ли поймут, а вот молодёжь будет знать, что такое война. Наступающие фашистские танки с парусами со свастикой на башнях, вездесущие злые НКВД-шники, тупое русское быдло в лице солдат и местного населения, герои-преступники штрафбата . А на этом фоне ярко выступают дисциплинированные немецкие войска, методично истребляющие крестьян и несущие, так сказать, свет цивилизации русским варварам. Какие задачи стояли перед данным фильмом? Судя по всему, задача была ровно одна: десакрализация памяти о Великой Отечественной войне.

    А также от себя добавляет:

    В своей кинопостановке «Утомленные солнцем 2» Н. Михалков по его словам основной упор сделал на предельно реалистичный показ войны, грязный, кровавый и отвратительный, режиссёр по его словам собрался снимать кино в противовес американскому фильму Спилберга Дж. «Спасение рядового Райана». Однако, в основном получилось так, как А. Зиновьев говорил про перестройку и гласность : «Целились в коммунизм, а попали в Россию». Вот и данный фильм целился в Сталина, а попал в историческую память российского народа.

  • Михаил Трофименков Ъ »)

Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в « Поле Х » Леоса Каракса , и перестаёт быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведённой к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь. У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, её механикой .

  • Сергей Линеширов (газета «Смена», СПБ)

Натурализм , доведённый до гротеска . Многочисленные оторванные ноги, искалеченные тела, реки крови, по-видимому, преследовали цель сделать данный конкретный фильм действительно «великим фильмом о Великой войне», как позиционировал его сам режиссёр. Но в итоге ничего, кроме отвращения, не вызвали .

«Утомлённых» никак нельзя считать классической драмой, тем более лентой, снятой в духе реализма. Это не фильм-эпопея типа «Освобождения», а фильм-сказка про Иванушку-дурачка эпохи модернизма. Сделанный мастером эпохи постмодернизма, воспринимающим действительность фрагментарно и дискретно. Герой ленты был заявлен как квазисказочный ещё в первой картине трилогии – его образ изначально содержал элементы гротеска. Котов, как и хрестоматийный Иванушка, простой парень. Он отважен и смекалист, в годы революции ему несказанно повезло: он стал другом Сталина (Царя) и женился на царевне (дворянке Марусе), перебежав дорогу царевичу (дворянину Мите) .

Другие отзывы

  • После выхода фильм получил большое количество отрицательных оценок:
    • Рейтинг КиноПоиска — 3,8 из 10 возможных по результатам 7048 голосов;
    • Рейтинг IMDb — 4.0 из 10 возможных по результатам 1619 голосов ;
    • Согласно агрегатору рецензий Критиканство.ру, из 32 рецензий в российской прессе фильм получил только 4 положительных. В голосовании пользователей сайта фильм занимает первое место в рейтинге «Нелюбимых» .
  • Мнение ветеранов войны, приглашённых на премьеру фильма, было отрицательным: «Пытка», «Плевок нам в лицо», «Так снимать нельзя» .
  • Фрагмент с раздавленной немецкими танками ротой отдельного курсантского полка Московского пехотного училища называли искажением истории и возможным — плагиатом повести Константина Воробьёва « Убиты под Москвой » (в титрах фильма источник заимствования не указан) о трагической судьбе 10-й роты ОКП, экранизированной киностудией им. А. Довженко в 1990 году в фильме « Это мы, Господи! » .

Скандалы

  • Ещё до выхода фильма в рунете появилось множество « фотожаб » на афишу фильма, в которых высмеивались пафос и культ личности Михалкова . Главным образом, блогерам не понравились слова в постере «великое кино». Некоторые издания распространили слух о том, что Никита Михалков пообещал подать в суд на блогеров . Впрочем, 14 апреля 2010 года сам Михалков эти слухи опроверг .
  • В некоторых городах России имели место случаи организации принудительных показов фильма школьникам за их деньги . Этим вопросом даже заинтересовалась прокуратура, которая инициировала проверку фактов принудительных просмотров . Фильмы с демонстрацией сцен жестокости запрещены для просмотра лицам до 16 лет.
  • Депутат-коммунист Николай Рябов обратился 19 мая 2010 года с протокольным поручением в думский Комитет по культуре в связи с возможной растратой государственных средств, потраченных на проект «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» . Однако сам Михалков заявил, что «слова народных избранников его не волнуют» . 21 мая 2010 года Государственная Дума РФ отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма .

Ответы на критику

Никита Михалков

Никита Михалков прокомментировал некоторые обвинения в адрес его фильма.

По поводу недовольства ветеранов:

Что касается ветеранов, которых я очень уважаю, то они своё кино уже получили за 65 лет, прошедших после Победы. Это прекрасные, великие фильмы, но там нет всей правды о войне, о многом нельзя было раньше говорить.

По поводу сталинизма:

Это картина не за Сталина, не против Сталина, это картина о любви. Она о любви отца и дочери на фоне войны и сталинизма и всего остального.

По поводу провала в прокате:

Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное , сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов.

Он также заподозрил своих оппонентов в заранее спланированной кампании по очернению своего фильма:

Когда начинают картину, как говорится, «мочить» за 8 месяцев до её выхода, сразу здесь виден заказ. Это абсолютная кампания, продуманная.

Награды

Комментарии

  1. Сценаристи указаны в алфавитном порядке в соответствии с Авторитетным источником

Примечания

  1. : [ англ. ] : [ 6 июня 2022 ] // IMDB.com : электр. изд..
  2. от 27 мая 2010 на Wayback Machine // «Русская служба новостей» от 15 мая 2010
  3. . Дата обращения: 24 мая 2011. 6 октября 2015 года.
  4. от 18 мая 2021 на Wayback Machine // LENTA.RU от 18 апреля 2010
  5. . Дата обращения: 1 апреля 2017. 23 июня 2021 года.
  6. . Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано из 26 января 2013 года.
  7. . Дата обращения: 14 сентября 2012. 6 октября 2015 года.
  8. Из интервью Михалкова журналу « Бизнес » № 18/2010 г. [ уточнить ]
  9. . Дата обращения: 10 апреля 2022. 10 апреля 2022 года.
  10. . Дата обращения: 19 июля 2009. 31 июля 2009 года.
  11. от 15 ноября 2010 на Wayback Machine // «Вести. RU» от 21 апреля 2010
  12. от 28 апреля 2010 на Wayback Machine // «Фонтанка. RU» от 18 апреля 2010
  13. . Дата обращения: 25 мая 2010. 30 мая 2010 года.
  14. . Дата обращения: 18 мая 2010. 18 апреля 2010 года.
  15. . Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано из 6 сентября 2009 года.
  16. . Дата обращения: 18 мая 2010. 16 мая 2010 года.
  17. от 8 мая 2010 на Wayback Machine // Газета. RU от 5 мая 2010
  18. Сборы уик-энда. КиноПоиск. Ру [ источник не указан 3550 дней ]
  19. . Дата обращения: 30 марта 2011. 13 октября 2010 года.
  20. . Дата обращения: 18 мая 2010. Архивировано из 13 мая 2010 года.
  21. . Дата обращения: 26 декабря 2019. Архивировано из 11 июня 2017 года.
  22. Ксения Ларина от 17 мая 2017 на Wayback Machine // Радиостанция «Эхо Москвы»
  23. от 22 апреля 2010 на Wayback Machine // Новая газета . № 42 от 21 апреля 2010 г.
  24. от 9 августа 2019 на Wayback Machine // oper.ru , 14.06.2010
  25. , с. 7—8.
  26. , с. 7.
  27. от 30 ноября 2010 на Wayback Machine // Смена.ру
  28. . Дата обращения: 28 апреля 2010. 29 июля 2010 года.
  29. Критиканство. от 3 августа 2020 на Wayback Machine
  30. . Дата обращения: 14 мая 2010. 5 июня 2010 года.
  31. от 17 октября 2016 на Wayback Machine Видеокомпиляция фотожаб на фильм УС-2
  32. . Дата обращения: 5 мая 2020. 27 мая 2020 года.
  33. . Regnum (27 марта 2010). Дата обращения: 14 августа 2010. 9 июня 2010 года.
  34. . Дата обращения: 5 мая 2020. 13 июня 2021 года.
  35. от 3 мая 2010 на Wayback Machine Школьников Владивостока обязали смотреть «Утомлённых солнцем-2»// РИА Новости
  36. от 5 мая 2010 на Wayback Machine Школьникам Владивостока устроили обязательный просмотр «Утомлённых солнцем — 2»// Newsru.com
  37. от 3 мая 2010 на Wayback Machine Школьников обязали смотреть «Утомлённых солнцем-2»// Афиша@mail.ru
  38. . Дата обращения: 1 мая 2010. 3 мая 2010 года.
  39. Дата обращения: 1 мая 2010. 2 мая 2010 года.
  40. Лента.ру
  41. от 6 марта 2016 на Wayback Machine
  42. . Дата обращения: 19 мая 2010. 21 мая 2010 года.
  43. . Дата обращения: 19 мая 2010. 21 мая 2010 года.
  44. . Lenta.ru (21 мая 2010). Дата обращения: 14 августа 2010. 22 августа 2010 года.
  45. от 25 мая 2010 на Wayback Machine - Труд-7
  46. Дата обращения: 11 июня 2010. 16 июня 2010 года.
  47. от 11 января 2012 на Wayback Machine - РСН 107.0

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Утомлённые солнцем 2: Предстояние