Interested Article - Максимы

Ма́ксимы ( фр. Maximes ) — книга Франсуа VI де Ларошфуко , впервые изданная в 1665 году . Книга представляет собой сборник философских афоризмов . Альтернативное название книги — « Максимы и моральные размышления » (фр. Réflexions ou sentences et maximes morales ).

О книге

«Максимы» — второе произведение, написанное де Ларошфуко. В отличие от исторических по своему содержанию «Мемуаров» (фр. Mémoires ) 1662 года выпуска, «Максимы» — философское произведение, в первую очередь освещающее вопросы этики и человеческой психологии. По своей форме «Максимы» представляют собой сборник афоризмов, в редких случаях перемежаемых (см. афоризмы 233, 504) обычным повествовательным текстом . Афоризмы последовательно пронумерованы. Основное содержание текста не содержит отдельных структурных элементов. Вместо этого автор, затрагивая определённую тему, посвящает ей ряд афоризмов, после чего переходит к рассмотрению смежной темы.

Издания

Книга претерпела ряд переизданий . Широко известны издания 1665, 1666, 1675, 1678, 1692 и 1827 годов . Первое издание 1665 года было издано анонимно . Издания 1692 и 1827 годов стали посмертными и претерпели ряд изменений по сравнению с оригинальным текстом. Первые издания состояли из анонимного предисловия автора и 504 афоризмов. Посмертные издания, как и все последующие переиздания, включали афоризмы, опубликованные посмертно, а также афоризмы, исключенные автором из первых изданий произведения. Современные издания содержат 641 афоризм. Из них афоризмы 505—562 были изданы посмертно, в то время как афоризмы 563—641 были исключены автором и включены в работу издателями. Наиболее актуальное издание произведения в России датируется 2015 годом .

Содержание

«Максимы» начинаются с анонимного предисловия автора, в котором тот напрямую обращается к читателю. Ларошфуко отмечает, что считает своё произведение «изображением человеческого сердца» и отмечает, что оно может не понравиться всем читателям. В качестве эпиграфа автор приводит следующие слова: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки» . В произведении автор не предписывает читателю необходимые правила поведения, что характерно для работ по этике, вместо этого предоставляя ряд лаконичных наблюдений о человеке и обществе. Афоризмы написаны от третьего лица. Произведение создавалось автором на протяжении всей его жизни и работа периодически дополнялась новыми афоризмами . Так, некоторые из написанных афоризмов были включены лишь в посмертные издания.

По своему характеру афоризмы пессимистичны и в критическом свете отражают человеческую природу, общественные и межличностные отношения, социальные институты, а также традиции. При этом автор воздерживается от оценочных суждений. Позиция автора отчасти отражает его социальное окружение: будучи аристократом, Ларошфуко описывал характер людей своего круга .

Некоторые исследователи считают, что содержание работы позволяет причислить Ларошфуко к эпикурейцам , в то время как другие отмечают сходство «Максим» с идеями Никколо Макиавелли и политическим реализмом .

Влияние

«Максимы» Ларошфуко оказали значительное влияние на европейскую континентальную философию . В частности, в Великобритании идеи Ларошфуко были восприняты графом Честерфилдом , который в «Письмах к сыну» ссылается на «Максимы» как на авторитетный источник философской мудрости .

Во Франции «Максимы» повлияли на творчество Стендаля , который перенял творческую форму афоризма . Некоторые источники сообщают о характеристике Стендаля как «Ларошфуко романистов» . Кроме того, последователями Ларошфуко во Франции стали Андре Жид , который позднее начал сомневаться в правоте идей, изложенных в «Максимах» , а также Сент-Бёв .

Наибольшее влияние «Максимы» оказали в Германии. Работа Ларошфуко оказала значительное влияние на формирование течения « философии жизни ». В частности, Фридрих Ницше , считающийся основоположником этого течения, неоднократно упоминает Ларошфуко. Так, в книге « Человеческое, слишком человеческое » Ницше называет Ларошфуко мастером и пишет: «Почему даже не читают больше великих мастеров психологической сентенции? — Ибо, говоря без всякого преувеличения, редко можно найти в Европе образованного человека, который читал бы Ларошфуко и близких ему по духу и искусству; и ещё реже можно встретить человека, который знал бы их и не поносил» . В этом же произведении в афоризмах 36, 50 и 133 встречаются прямые цитаты из «Максим». В автобиографии, "« », Ницше пишет: «…какой-нибудь Ларошфуко, какой-нибудь Декарт во сто раз превосходят правдивостью любого немца…» , вновь демонстрируя своё положительное отношение к автору «Максим».

Влияние работы на творчество Ницше не ограничивается прямыми упоминаниями автора и произведения. Работы Ницше, исключая ранний период его творчества, представляют собой сборники лаконичных афоризмов, во многом сходных по форме с таковыми в работе Ларошфуко. Кроме того, их содержание также совпадает в своей пессимистичности и категоричности.

Литература

  1. Ларошфуко, де Ф. Максимы, М.: Азбука-Аттикус, 2015. — С.86-87.
  2. Голубков А. В. «Ларошфуко Ф. де», М.: Большая Российская Энциклопедия, 2010. С. 726.
  3. Moore W.G. Rochefocauld: His Mind and Art, Oxford: Oxford University Press, 1969. P. 17.
  4. Там же.
  5. Ларошфуко, де Ф. Максимы, М.: Азбука-Аттикус, 2015. — 224 с.
  6. Там же, с. 5-7.
  7. Там же, с. 8.
  8. Moore W.G. от 10 марта 2018 на Wayback Machine , 2015.
  9. Chrisholm, H. «La Rochefoucauld, François de». Encyclopaedia Britannica (11th ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1911. T. 16. — pp. 220—221.
  10. Thweatt V. La Rochefoucauld and the Seventeenth-century Concept of the Self. Geneve: Librairie Droz S.A., 1980. — p. 150.
  11. Baker S.R. Journal of the History of Ideas, Vol. 44, № 2; Apr.-Jun., 1983. — pp. 207—218
  12. Честерфилд Ф. Д. С. Письма к сыну. М.: Рипол Классик, 2009. — С. 96.
  13. Мюллер-Кочеткова Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. М.: T&В Медиа, 2013. — С. 170.
  14. Жид А. Подземелья Ватикана. М.: АСТ, 2011. — гл. VII.
  15. Sainte-Beuve C.-A. La Bruyère et La Rochefoucauld — Mme de Lafayette et Mme de Longueville. Paris: 1842.
  16. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. — С. 50-51.
  17. Ницше Ф. Ecce Homo. Антихрист. СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. — С. 110—111.
Источник —

Same as Максимы