Романы воспитания
- 1 year ago
- 0
- 0
Роман воспитания или воспитательный роман ( нем. Bildungsroman ['bɪldʊŋs.ʁoˌmaːn]) — тип романа , получивший распространение в литературе немецкого Просвещения . Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
Термин введён филологом Карлом Моргенштерном в 1820-х годах для определения «формирующегося» совершеннолетнего человека. Термин стал популярным после заявления Вильгельма Дильтея в 1870 году, что в основу Воспитательного романа легло произведение Иоганна Вольфганга фон Гёте « Годы учения Вильгельма Мейстера » (1796), в котором у главного героя две задачи — самоосознание и социализация . При этом форма романа сходна с более ранними французскими философскими романами вроде « Кандида » Вольтера (1759) и « Эмиля » Ж. Ж. Руссо (1762).
Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Ч. Диккенс (« Дэвид Копперфильд », 1849), Г. Флобер (« Воспитание чувств », 1869), И. А. Гончаров (« Обыкновенная история », 1847), Ф. М. Достоевский (« Неточка Незванова », 1849; « Подросток », 1875).
В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как « Над пропастью во ржи » Д. Д. Сэлинджера и « Жестяной барабан » Г. Грасса .
В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра , в частности, приключенческий роман воспитания (« Остров сокровищ » Стивенсона , « Отважные капитаны » Киплинга , « Приключения Гекльберри Финна » М. Твена , « Два капитана » Каверина ) и «художнический роман» — Künstlerroman (« Портрет художника в юности » Джойса, « Жизнь Арсеньева » Бунина, « Дар » Набокова). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется , прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка .
По мнению историка и публициста Коди Делистрэй (англ. Cody Delistraty), литературные произведения данного жанра учат возможности раз и навсегда найти своё «я», сокрытое внутри человека, тогда как это «я» меняется постоянно. Вера в нахождение своего истинного «я» при достижении совершеннолетия ложно, поскольку понимание «я нашёл себя» не является устойчивым на всю оставшуюся жизнь. Современная психология поддерживает идею поэтапного развития личности и его изменчивости по мере взросления и накопления личного опыта (колеблющееся, неустойчивое «я») .