Interested Article - Чередниченко, Татьяна Васильевна

Татья́на Васи́льевна Чередниче́нко ( 1 сентября 1955 28 ноября 2003 ) — российский учёный- музыковед , культуролог , критик , журналистка . Доктор искусствоведения, член Союза композиторов СССР 1989 года ), в 1990 1994 годах член Творческой комиссии Союза композиторов по критике. Награждена Патриаршей рождественской грамотой ( 2000 ), премией и дипломом за лучшую публикацию в рубрике «публицистика» в журнале «Новый мир» ( 1996 ).

Биография и творчество

После окончания Центральной средней специальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , училась на теоретико-композиторском факультете, затем — в аспирантуре той же консерватории.

В 1980 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата философских наук по теме «Структура художественной оценки. На материале музыкальной критики», в 1989 году — доктора искусствоведения по теме «Тенденции западной музыкальной эстетики. Методологические парадоксы науки о музыки».

Участвовала в реконструкции классических русских опер по архивным источникам: « Князь Игорь » А. П. Бородина (поставлена в , 1974 , в Большом театре , 1994 ); св. Митрополита Димитрия Ростовского (поставлена в Московском камерном музыкальном театре , 1976 ); « Жизнь за царя » М. И. Глинки (поставлена в Большом театре, 1989 ).

Осуществляла эквиритмические переводы немецкой и английской поэзии для изданий вокальных произведений Бетховена и Шуберта (издательство «Музыка», 1977 1983 ).

Подготовила ряд статей для « Музыкального энциклопедического словаря » (под ред. Г. В. Келдыша , М., « Советская энциклопедия », 1990), в частности, статью « Произведение музыкальное », в которой указала на историческую ограниченность этой формы результата деятельности композитора (что в течение долгого времени считалось недопустимым в популярной советской литературе).

Осуществляла в качестве автора и ведущей телевизионный проект «Лексикон истории культуры» ( 1993 1998 ), участвовала в качестве приглашенного эксперта в телепрограммах российских телеканалов, выступала в качестве приглашенного эксперта в радиопрограммах ( 1989 2001 ). С 1999 года была членом редколлегии журнала «Новый мир».

Труды

Монографии

  1. Чередниченко Т. В. Кризис общества — кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. Монография. Москва, « Музыка », 1985, 191 с. (2-е изд. — 1987).
  2. Чередниченко Т. В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития (монография). Москва, « Советский композитор », 1988, 320 с.
  3. Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. Монография. Москва, «Музыка», 1989, 222 с.
  4. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994 (2-е изд.: однотомник (344 с.), Бишкек, «Фонд Сорос—Кыргызстан», Фирма «Айбек»,1996).
  5. Чередниченко Т. В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». Москва, «РИК Культура», 1994.
  6. Чередниченко Т. В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истории культуры. Москва, «Издательство НЛО», 1999, 415 с.
  7. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 1970-е. Проблемы. Портреты. Случаи. Москва. «Издательство НЛО», 2001.

Статьи и заметки

Более трехсот статей, заметок, рецензий в различных специальных и популярных изданиях. Список статей (возможно, полный) по 2001 год приведен в .

  • (1993—2003 годы)

Ссылки

Источник —

Same as Чередниченко, Татьяна Васильевна