Interested Article - Череп Хаджи-Мурата

Череп Хаджи-Мурата дагестанского военного деятеля Кавказской войны — ныне хранится в петербуржском музее и является предметом регулярного общественного резонанса. Череп был вывезен с Кавказа в XIX веке и стал экспонатом музея. С 1990-х годов ряд общественных и политических деятелей продолжают заниматься вопросом репатриации останков.

Голова Хаджи-Мурата . Художник Лансере , 1913. Иллюстрация к повести « Хаджи-Мурат »

История

  • Голову отсёк неизвестный после смерти Хаджи-Мурата в мае 1852 года на территории нынешнего Гахского района Азербайджана . Её перевезли в Нуху , положили в спирт и выслали губернатору в Шемаху . Оттуда её в качестве доказательства смерти Хаджи-Мурата переслали в Тифлис к наместнику царя на Кавказе — князю Воронцову . Голова три дня находилась на выставке для показа публике .
  • Вскоре её отослали в Санкт-Петербург. Она была осмотрена царём Николаем I , министром Чернышевым и старшими офицерами. Её поместили в Военно-медицинскую академию .
  • В 1959 году череп был передан в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) .
  • В 1964 году советский учёный Михаил Герасимов по черепу составил бюст Хаджи-Мурата .
  • Череп Хаджи-Мурата выставлялся напоказ в качестве «трофея Кавказской войны» и «государственного достояния России» с инвентарным номером 199 . Позже он из музейного фонда был переведён в разряд госимущества .

Описание

Лев Толстой писал о голове :

«Это была голова, бритая, с большими выступами черепа над глазами и черной стриженой бородкой и подстриженными усами, с одним открытым, другим полузакрытым глазом, с разрубленным и недорубленным бритым черепом, с окровавленным запекшейся черной кровью носом. Шея была замотана окровавленным полотенцем. Несмотря на все раны головы, в складе посиневших губ было детское доброе выражение».

На черепе находится затёртая надпись на русском и азербайджанском языках «Наиб Хаджи-Мурат» .

Требования репатриации

  • В 1990 году секретарь «Фонда Шамиля» и историк Хаджи-Мурад Доного отправился в Ленинград с целью передать череп в имущество «Фонда Шамиля» и захоронить его либо в Азербайджане, где похоронено тело, либо вместе с телом перехоронить череп в Хунзахе , родном селе Хаджи-Мурата . Директор института, где хранится череп, дал согласие на инициативу, но из-за особенности мероприятия (захоронение экспоната музея) дело не было завершено .
  • Во время референдума о доверии президенту Ельцину (1993 год) в Махачкалу прибыл Сергей Шахрай с разрешением на возвращение черепа. Из-за стремительно менявшейся ситуации в стране вопрос с черепом не был решён и на этот раз .
  • В 1995 году из-за множества писем с требованиями репатриации начальник департамента культуры РФ Шабдурасулов подписал документ, гласящий, что череп — собственность музея, нельзя измениться форму собственности и для того, чтобы передать в Дагестан, необходимо изменить законодательство .
  • Руководство музея в 1997 году в ответ на повторяющиеся запросы на репатриацию заявило :

    «Мы его не прячем, пусть забирают. Череп Хаджи-Мурата не представляет большой ценности. У нас есть более интересные экспонаты, например, полный скелет человека палеолита, найденный под Воронежем. Тем более что череп Хаджи-Мурата — исключение из правил музея. Обычно мы не регистрируем в качестве музейного экспоната черепа исторических лиц, после изучения мы передаем их для захоронения. Череп Хаджи-Мурата — пока федеральная собственность. Рядовой экспонат с коллекционным номером, списать его без указания вышестоящей инстанции мы не можем. На это требуется специальное распоряжение Министерства культуры».

  • В 1998 году после просьб Министерству культуры был получен ответ :

«Границы компетенции Министерства культуры Российской Федерации не позволяют решить данную проблему на нашем уровне. Дело в том, что Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого /Кунсткамера/ Указом Президента Российской Федерации от 18.11.92 г. № 294 отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерация. В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации и Федеральным законом „О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“, находящиеся на постоянном хранении в названном музее предметы отчуждению не подлежат. Учитывая изложенное, решение этого вопроса может быть найдено только на политическом уровне, о чем Правительство Республики Дагестан нами проинформировано».

  • Вскоре был отправлен запрос к исполняющему обязанности президента Путину .
  • В 2000 году было объявлено о возвращении черепа. В ходе телефонного разговора между Минкультом РФ Швыдкой и Председателем Госсовета РД Магомедали Магомедовым была достигнута договорённость о возврате черепа. Глава республики поздравил дагестанцев с событием. Было объявлено о создании комиссии по решению этого вопроса .
  • Просьба о возврате отправлялась также и из Азербайджана, где было похоронено тело Хаджи-Мурата .
  • В 2017 году глава ЧР Кадыров потребовал захоронить череп. Кунсткамера выпустила ответ на требование: вопросом с черепа занимается межведомственная комиссия, созданная Минкультуры РФ .
  • В 2019 году советник президента Толстой заявил :

    «По указанию Главы государства (от 19.07.2018 №Пр-1279) выраженная в Вашем обращении позиция о целесообразности передачи в Республику Дагестан для захоронения останков (черепа) Хаджи-Мурата была рассмотрена в Администрации Президента Российской Федерации и, в целом, поддержана. По итогам консультаций с руководством Республики Дагестан принято решение осуществить акт передачи останков позднее с учетом текущей внутриполитической ситуации в республике».

  • В 2022 году глава РД Меликов поддержал предложение общественности о репатриации черепа

Примечания

  1. , с. 102.
  2. Антанасиевич, И. // Наследие Л. Н. Толстого в гуманитарных парадигмах современной науки : Материалы XXXIV Международных Толстовских чтений. — 2014. — С. 52-63 .
  3. Харченко, В. В. // Интегративные тенденции в медицине и образовании. — 2019. — Т. 2 . — С. 88-96 .
  4. Головин, С. А. // Чтения памяти профессора Александра Александровича Сидоренко. — 2016. — № 3 . — С. 46-54 .
  5. Аджиев М. Э. // Труды Географического общества Республики Дагестан. — 2010. — № 38 . — С. 108-109 .
  6. Абдулхабиров, М. // Пироговский форум травматологов-ортопедов : Материалы. — 2019. — С. 8-59 .
  7. , с. 119.
  8. , с. 104.
  9. , с. 119-120.
  10. , с. 121.
  11. , с. 123.
  12. Штаненко А. В. // Антропология интердисциплинарности : Тезисы международной научной конференции «Второй Томский антропологический форум». — Томск, 2018. — 11–13 10. — С. 126-127 .
  13. . Новое дело (11 ноября 2022). Дата обращения: 11 ноября 2022. 11 ноября 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Череп Хаджи-Мурата