Васильева, Вера Кузьминична
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ра Петро́вна Васи́льева (в замужестве Голейзовская ; 19 июня ( 2 июля ) 1909 , Москва — 4 января 2009 , Москва ) — солистка балета Большого театра , балетный педагог , заслуженная артистка РСФСР (1948) . Жена балетмейстера Касьяна Голейзовского .
Вера Петровна родилась в Москве. Окончила Московское хореографическое училище в 1926 году (выпуск педагога В. Д. Тихомирова ) и была принята в труппу Большого театра , в котором танцевала до 1950 года . Была первой исполнительницей партии Марии в « Бахчисарайском фонтане », а в первом сезоне театра выступила в партии Кошечки в « Спящей красавице ». Вера с раннего детства находилась в театральном мире, как и все воспитанники училищ с десяти лет участвовавшие в сценической практике, её воспоминания сохранили незабываемый момент поклона с самим Фёдором Шаляпиным в Даргомыжского , где она изображала маленькую Русалочку.
Вера получила хорошую школу и, обладая талантом лирической актрисы, она с успехом выступала в классических партиях первого и второго плана , а также в характерных партиях. Кроме роли Марии (1936) в «Бахчисарайском фонтане» ( Асафьева в постановке Захарова ), исполняла партии Лизы и Флёр де Лис в балете « Эсмеральда » ( Рикардо Дриго , Петипа ). А также в балете « Пламя Парижа » выступала в роли Дианы и в танце басков ; в « Дон Кихоте » была Уличной танцовщицей , в « Тщетной предосторожности » Лизой . В балете « Золушка » создала образ Осени . В балете « Шопениана » исполняла Вальс и Прелюд .
Красота и порода Веры Васильевой сочеталась со скромностью нрава. Став супругой Голейзовского, она всегда поддерживала его на протяжении всего пути. Была ассистентом в его постановках балетов « Лейли и Меджнун » и « Скрябиниана » на сцене Большого театра , а после его смерти возобновляла балеты, так как её память хранила всю хореографическую лексику, а главное стиль мастера. Исполняла партию Персидки в « Половецких плясках », а затем возобновила картину Половецких плясок для концертной программы «Вечер хореографии Касьяна Голейзовского» в Большом театре.
Вера Петровна была прекрасным педагогом, в течение двенадцати лет (до 1962 года) преподавала в Московском хореографическом училище. Среди её учениц Елена Рябинкина , блистательно выступившая ещё в выпускном классе в партии Одетты на сцене Большого, а затем выступавшая в номерах Касьяна
В 1984 году Вера Васильева собрала материалы из огромного архива своего мужа и совместно с Натальей Черновой подготовила к изданию фундаментальный труд выдающегося русского балетмейстера XX века. Книга вышла под названием «Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество»
Скончалась в Москве 4 января 2009 года на 100-м году жизни. Похоронена на Бёховском кладбище .
16 июля 2009 года на сцене Большого театра состоялся спектакль «Пламя Парижа», посвящённый её памяти
В 2010 году опубликованы мемуары «Московская балетная школа в Васильсурске (1941—1943)» , из дневников Голейзовского, которые он писал «в стол», современный читатель может узнать, в каких условиях приходилось творить и жить артистам того времени:
«17 октября 1941 года мы с Альтгаузеном вышли из дома, чтобы идти пешком в город Горький, а оттуда как-нибудь пароходом добраться до Васильсурска, где находится моя эвакуированная из Москвы семья. Верочка сидела там без денег. Мне с трудом удалось получить 1000 рублей за проделанные работы. Это была малая доля того, что я должен был получить, но так как начальство Большого театра скрылось из Москвы самым первым и неожиданно, деньги оказались в руках заместителей, которые выдавали их весьма неохотно. Капитан обычно покидает тонущий корабль последним, но в Большом театре получилось наоборот. Эти страшные люди скрылись незаметно, как воры. Одним из первых уехал парторг балетной труппы Виктор Цаплин , до того неизменно говоривший: «Мы обречены защищать Москву!.. Мы — коммунисты!»
В октябре 2010 года журналист « Известий », прочитав дневники так описала свои впечатления:
«Книга эта — документ, ровно такой же, как дошедшие до нас жития протопопа Аввакума, где каждое слово — правда, каждое предложение — посыл, и никакой пропаганды в угоду текущему моменту, когда так хочется подправить прошлое».