Семейная свадьба
- 1 year ago
- 0
- 0
«Семейная фотография» ( фр. Photo de famille ) — любительский короткометражный фильм Франсуа Озона , который он снял в 1988 году на плёнку « Супер-8 » с участием членов своей семьи. Издан на DVD в 2002 году. В фильме намечены мотивы, получившие развитие в дальнейшем творчестве режиссёра .
Герои «Семейной фотографии» — семья из четырёх человек, родители и дети-подростки. Фильм открывается финальным кадром кинокартины Мориса Пиала « Под солнцем Сатаны » (лицо умирающего священника в исполнении Жерара Депардьё ), которую мать, отец и дочь смотрят по телевизору. Далее следует сцена семейного ужина, в которой к ним присоединяется сын. После трапезы он по очереди всех своих родственников убивает: матери подсыпает яд в кофе, сестру закалывает ножницами, отца душит подушкой. Трупы сын рассаживает на диване, сам располагается на их фоне и с очаровательной улыбкой делает с помощью поставленного на таймер фотоаппарата семейный снимок .
В конце 1980-х годов Франсуа Озон изучал кино в Университете Париж 1 . По совету преподававшего там андеграундного режиссёра Озон активно снимал короткометражные фильмы на киноплёнку « Супер-8 ». «Семейная фотография» — одна из примерно тридцати любительских работ, созданных им в то время. Фильм был снят в декабре 1988 года в парижской квартире родителей Озона. Помимо них в «Семейной фотографии» появились сестра и брат режиссёра. Сам он остался за кадром. Впоследствии Озон вспоминал, что родители сочли идею фильма «хорошей терапией», чтобы у него не возникло желания убить их по-настоящему . Какие личные обстоятельства стояли за сюжетом, режиссёр не пояснял, с его слов известно лишь, что юность его выдалась «бурной», и он «бунтовал против родителей, был агрессивен и замкнут» . В отличие от большинства любительских короткометражек Озона, которые тот не обнародовал, считая слишком личными, «Семейная фотография» стала доступна широкой публике. Она была издана на DVD в 2002 году в качестве дополнительного материала к тематически близкому полнометражному дебюту « Крысятник » (1998) .
Несмотря на любительский характер ленты, в «Семейной фотографии» Франсуа Озон продемонстрировал хорошие профессиональные задатки. Начало фильма выполнено в манере невинного домашнего видео, зловещие события предвосхищены быстрой сменой кадров с расслабленными лицами будущих жертв, собравшихся за обеденным столом. В сценах убийств Озон использовал в пародийном ключе такие кинематографические приёмы, свойственные жанрам триллера и хоррора , как игра со светотенью , съёмка с верхней и нижней точек. Финальная сцена с групповым снимком, впрочем, получилась мрачной. По замечанию критика Макса Кавитча, её можно трактовать как «протест режиссёра против повсеместной социальной практики использования фотографии в целях укрепления семьи» , в связи с чем Кавитч вспоминает Барта , писавшего в Camera lucida : «Что я мог извлечь из <…> рассмотрения Фотографии как семейного обряда? <…> Она — не что иное, как след, оставленный ритуалом социальной интеграции, предназначенным поднять акции Семьи» .
В «Семейной фотографии» угадываются мотивы дальнейшего творчества режиссёра, проявившиеся в снятых на 35 мм профессиональных киноработах: интерес к семейным конфликтам, которые разрешаются агрессией, убийствами, как в картинах « » (1993), «Крысятник» (1998), « 8 женщин » (2002); постановка вопроса о подлинности семейных связей, предпринятая в двух последних названных лентах, а также в « 5×2 » (2004) и « Времени прощания » (2005). Ещё один характерный момент — использование кадров фильма Мориса Пиала, которые открывают «Семейную фотографию». Позднее синефильские цитаты стали важной чертой режиссёрской манеры Озона . Существенным обстоятельством является и внешнее сходство между Гийомом, сыгравшим сына, и Франсуа Озоном, поскольку первый репрезентует второго на экране. Тем же принципом режиссёр руководствовался, когда подбирал актёров на главные роли в короткометражных фильмах « » (1995) и « Летнее платье » (1996) .