Interested Article - Башкин, Матвей Семёнович

Матвей Семёнович Башкин ( XVI век ) — представитель реформационного движения . Происходил из детей боярских . Одним из первых на Руси выступил против холопства .

Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». . Его отец Семен Иванович и дядя Алексей Иванович, согласно выписи 1519 года, были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда . Крестьян не имели и землю обрабатывали сами . Первое известие о Матвее относится к 1547 году , когда он вместе с Ф. Г. Адашевым , Ф. М. Нагим , Ф. И. Шуйским и Д. Р. Юрьевым выступал поручителем за опального князя И. И. Турунтая-Пронского . В середине XVI века братья Федор и Матвей Башкины уже имели поместья в Боровском уезде . Дата рождения и смерти неизвестны.

Разговор со священником

Во время Великого поста 1553 года Башкин пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону, однако не ограничился покаянием, а сам, по сути, стал учить священника, призывая его «бдеть о душах наших». В другую встречу, уже на подворье Симеона, говорил: «Надобно не только читать написанное в беседах тех, а и совершать на деле. А начало от вас: прежде вам, священникам следует показать начало собою и нас научить». В следующую встречу он уже позвал благовещенского священника к себе. Здесь он сообщил, что отпустил своих холопов на волю, изодрав холопьи грамоты . Подкрепил это евангельской цитатой. Впрочем, сказанное Башкиным пришлось Симеону по душе. Как он впоследствии написал в челобитной: «И мне то показалося добро» .

Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить.

В конце концов он сообщил о столь странном духовном чаде своему сослужителю, протопопу Сильвестру : «Пришёл ко мне сын духовный необычен и великими клятвами умолил меня принять его на исповедь в Великий пост; многое предлагает мне вопросы недоуменные; требует от меня поучения, а в ином и сам меня учит, и я удивился тому и весьма усомнился» . Сильвестр отвечал: «Каков-то сын то будет у тебя, а слава носится про него недобрая». То есть о Башкине уже говорили как о человеке подозрительном. Сильвестр решается доложить царю, но того в столице нет: он отправился в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. За отсутствие царя состоялась ещё одна встреча благовещенского протопопа и Башкина. Опять он позвал священника к себе и показал «Апостол», густо размеченный воском, и начал излагать свои сомнения, а ещё более толкования, которые показались Симеону «не по существу и развратными». В июле Башкин со своими толкованиями предстал перед царём.

Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря . В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников» . Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней.

Ересь Башкина

Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Соборный суд

После того как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним был созван собор . Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознался и выдал своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому . Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибыл туда 22 декабря 1554 года . Дальнейшая судьба Башкина неизвестна.

Перед Соборным судом предстали также белозерские старцы Исаакий (Белобаев) , Савва Шах, Порфирий. Вскоре после суда Исаакий скончался. Наконец, перед судом предстал и Феодосий Косой , привезённый в Москву из Новоезерского монастыря .

См. также

Примечания

  1. См. примечания архм. Макария (Веретенникова) к Истории Русской Церкви Макария (Булгакова). т. IV ч. 1 с.559.
  2. В Великой Слободе землю получали великокняжеские слуги, свободные и несвободные.
  3. См. А. А. Зимин. И. С. Пересветов и его современники. с. 169.
  4. Архм. Макарий (Веретенников) . от 6 октября 2013 на Wayback Machine
  5. Впрочем, Башкин сам посоветовал обратиться за разъяснениями к Сильвестру.
  6. Древняя русская история. от 5 июня 2012 на Wayback Machine
  7. Биография.ру.
  8. . Дата обращения: 4 января 2010. 9 ноября 2011 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Башкин, Матвей Семёнович