Архангельский собор (Московский Кремль)
- 1 year ago
- 0
- 0
Московский собор 1620 года — поместный собор Русской церкви под председательством патриарха Филарета , посвященный вопросам чиноприёма еретиков и крещения .
Во главе собора был патриарх Филарет, помимо него в соборе участвовали:
До патриарха Филарета дошло донесение двух московских попов о том, что митрополит Иона не велел им крестить принявших православие «ляхов» (польских католиков) Яна Слободского и Матфея Свентицкого, а миропомазав, допустил их к евхаристическому общению. При этом по указанию Ионы делалась ссылка на древнюю практику по « Вопрошанию Кирика к Нифонту». Патриарх вызвал к себе для объяснения митрополита и упрекал его в том, что Иона вводит новшества, не перекрещивая латинян. Патриарх поставил вопрос на освящённом соборе 16 ( 26 ) октября 1620 года . С обвинительной речью на нём выступил патриарх Филарет, доказывая, что еретическое крещение это не крещение. Патриарх Филарет приводил в примеры извержение из патриаршества патриарха Игнатия за то, что он не крестил католичку Марину Мнишек , а принял её через миропомазание, и пример патриарха Гермогена , который требовал крещения королевича Владислава . В ту пору по приказу Гермогена Филарет изучал правила Православной церкви и убедился, что все еретики не имеют святого крещения. Митрополит Иона указывал на 95-е правило Трулльского собора , а патриарх Филарет — на 46-е правило святых апостолов .
Собор, рассматривая католичество, определил, что латиняне-папежники (католики) заимствовали заблуждения от самых разных еретиков, и постановил: «латиняне-папежники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков».
В отношении крещения всех остальных еретиков (неправославных) собор был так же категоричен во мнении, как и в отношении крещения католиков: «Да уведят вси людие всея Российския земли, якоже вси еретики различных еретических вер не имут права Святаго крещения еже водою и Духом Святым, и того ради от всех еретических вер различных приходящих к православию, християнскаго закона подобает совершено крестити святым крещением», «от римския веры, и от всех от различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере греческаго закона, совершено крестити. понеже убо еретическое крещение, несть крещение, но паче осквернение».
Митрополит Иона покаялся на соборе 4 (14) декабря , был прощён и продолжил служение.
Другим вопросом на соборе был вопрос о приёме «белорусцев» — тех, кто приходил в Московское государство из Литвы. Собор указом определил, что крещённых неправославным попом надо совершенно крестить, тех, которые крещены в три погружения и помазаны миром от православного священника, допускать в общение евхаристическое и считать православными, тех, которые крещены обливанием и помазаны миром от православного священника, надо крестить в три погружения, а миром помазывать не надо . Указ о «белорусцах» был подписан 16 ( 26 ) декабря 1620 года .
Решения собора были напечатаны несколько раз в Большом Потребнике : в 1623, 1624, 1625, 1633, 1636, 1642, 1647, 1651 годах.
После собора был исправлен Чин Крещения в Служебниках . Если во многих рукописных Служебниках и Требниках до XVII века допускалось обливательное крещение младенцев: «Аще младенец есть крещаемый, — посаждает того доле в крестильници, воде сущи по шии, и куплет. Придержа левою рукою, десною прием теплую воду, возливает на главу его, за еже младенцу слабу сущу блюстися залития» , а в Служебниках 1602 и 1616 года, изданных в Москве, обливательное крещение допускалось только для больных детей: «Аще ли болен (младенец крещаемый), то подобно быти в купели воде теплой, и погрузит его в воде по выю и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя Крещается…» , то после собора во всех Служебниках повелевалось всех крестить только в три погружения, а вышенаписанные фразы были убраны.
Приходящих из Литвы «белорусцев», крещенных обливанием, крестили снова, уже погружением. В 1623—24 гг. было принято всего несколько десятков «белорусцев». Среди них были и православные игумены, иеромонахи, монахи. Обливательное крещение при приёме не признавалось — всех перекрещивали, а затем, если нужно, перерукополагали. В 1630 году был крещен архиепископ-униат Афиноген Крыжановский. Вначале он имел чисто православное рукоположение до архимандритского сана включительно. Соблазнился он лишь на архиепископский сан у униатов. В Москве, после перекрещивания, он был перепоставлен и удостоен даже места келаря Николо-Угрешского монастыря, но вскоре вскрылись его новые преступления, и его передали в руки гражданской судебной власти .
Решение Московского собора 1620 года о приёме через крещение еретиков-католиков было заменено чиноприёмом через миропомазание решением Большого Московского собора , который сослался на решение греческого Константинопольского собора 1484 года . Объясняя причину, по которой не крестят еретиков-католиков, Большой Московский собор привел ответ Тимофея из Кормчей книги : «Вопрос. По что обращающияся еретики к соборней церкви не покрещаем? Ответ. Аще бы се было, небыся человек скоро обещал от ереси покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску и молитвою, весть приходити Дух Святый, яко же свидетельствуют деяния святых апостол».
Старообрядцы , не признавшие Большой Московский собор по причине анафем , которые он наложил на старые обряды, держатся постановлений Московского собора 1620 года: по этой причине всех еретиков они крестят. Новообрядцев , крещённых обливанием, старообрядцы поповцы крестят погружением в настоящее время при переходе в старообрядчество, ссылаясь на решение собора 1620 года, но они же принимают без крещения, через миропомазание , новообрядцев, крещённых в три погружения.