Interested Article - Нафанаил (игумен Киево-Михайловского монастыря)

Нафанаил игумен Киевского-Михайловского монастыря (ныне Михайловский Златоверхий монастырь ), автор сборника догматико-полемических статей против униатов , известного под названием « книги о вере единой ».

Биография

Об его детстве информации практически не сохранилось, да и прочие биографические сведения о нём очень скудны и отрывочны; известно лишь, что жил Нафанаил в конце XVI — первой половине XVII вв., южно-русс по происхождению, образование получил в низшей школе иезуитской коллегии, по-видимому, не окончив её, где « от езувитов в мале не прельщен был ». Ревнуя о защите православия от иезуитского « прельщения », Нафанаил составил в Киеве около 1644 года сборник в 30-ти главах под заглавием: « Книжицка или списание о вере Православной, о св. церкви восточной, о изряднейших правоверных артикулах, от божественного писания, путного ради случая, в гонении от нужды собрана » .

« Палинодия » Захария Копыстенского , так называемая « Азариева книга о вере » и « Апокрисис » Христофора Филалета послужили главными источниками сборника (25 глав из 30-ти было взято из них). Но, верный своей задаче — дать в руки православным южно-руссам не полемическое произведение, а сборник кратких и ясных сведений о догматических вопросах, в которых православные расходятся с униатами и латинянами, Нафанаил тщательно удалял из своих источников их личный характер и сглаживал их полемические выводы Э. И. Калужняцкий, «Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южно-русской полемической литературы». («Чтения Императорского Московского общества истории и древностей» 1886 г., кн. IV).

В 1648 году « Книга о вере » была переведена с белорусского языка , несколько дополнена и напечатана в Москве « тщательством » царского духовника Стефана Вонифатьева . Несмотря на свой чисто компилятивный характер, « Книга о вере » имела большее значение, чем ее источники, как среди историков церкви, так в особенности, среди старообрядцев . Старообрядческие писатели ХVІІ века, развивая свое учение о чтении 8-го члена символа веры, о двуперстии и особенно о явлении в мир антихриста в 1666 году, нашли в той же книге подтверждения своих положений. Нафанаилова «Книга о вере» по этой причине была переиздана старообрядцами: в 1785 году (Гродно) ,в 1806 году (Махновка, Янов), в 1876 году (Псков)

Примечания

  1. // — 1916. — Т. 28. — С. 160—161.
  2. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1897. — Т. XXа. — С. 779.
  3. // СПб. : 1914. — Т. 11. — С. 165.
  4. Филарет. «Обзор русской духовной литературы», издание 3-е, страница 179
  5. А. Ш—в. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  6. Цветаев Д. «Протестантство и протестанты в России», М. , 1890 г., стр. 670—673.
  7. Н. Докучаев, "О так называемой «Книге о вере единой» («Черниговские епархиальные ведомости» 1867 г. № 17, 18; 1868 г. № 8, 16, 17, 20, 21; 1869, № 3.
  8. Гр. Дементьев, «Критический разбор так называемой „Книги о вере“, сравнительно с учением глаголемых старообрядцев». СПб. , 1883 г.

Литература

  • Шилов А. А. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
    • «Русская Историческая библиотека» том IV, примечания, № 29.
    • Материалы для истории раскола, изд. Н. Субботиным, т. VI, стр. 143.
    • Цветаев Д. «Литературная борьба с протестантством в Московском Государстве».
Источник —

Same as Нафанаил (игумен Киево-Михайловского монастыря)