Верньо, Пьер Виктюрниен
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер-Огюсте́н Каро́н , с 1757 года именовавший себя Бомарше́ ( фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais ; 24 января 1732 , Париж — 18 мая 1799 , там же) — французский драматург и публицист , известный в первую очередь комедийными пьесами « Севильский цирюльник » (1775) и « Женитьба Фигаро » (1784).
Родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре-Шарля Карона (1698—1775) и некоей Мари-Луиз Пишон (ум. 1758), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество , где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах — Франкэ и Левёк — и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром он стал обладателем значительного состояния.
После первого брака в ноябре 1756 г. Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию поместья Bosc Marchais, унаследованного женой от первого мужа. Ранняя смерть первой супруги дала повод недоброжелателям обвинить его в убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина « Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери, // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» — Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.
В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид , чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Хосе Клавихо-и-Фахардо . . В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 году он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.
Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаям того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 года процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 году Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 году выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.
Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжает оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года Бомарше осуществил поставки на 5 млн ливров, которые впоследствии так и не были возмещены американским правительством. Последнее не раз обсуждало проблему долга, и лишь к середине XIX века наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньшую причитающейся, даже без учета процентов.
Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий « Женитьба Фигаро » (1784) и « Севильский цирюльник » (1775), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром сам Наполеон отзывался о ней: « …Это уже была революция в действии » .
Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера « Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех « Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .
Когда началась война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 году некий банкир Корнманн затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнманн и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Николя Бергасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.
В 1785 г. Бомарше был ненадолго арестован (приказ короля Людовика был написан на семёрке пик), но вскоре выпущен на свободу .
Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия « La mère coupable » (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.
Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Келе ), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей французской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем — в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.
Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).
Именем Бомарше был назван один из бульваров в Париже.
Изображён на французской почтовой марке 1967 года.
Бомарше — один из ключевых персонажей романа Лиона Фейхтвангера « Лисы в винограднике »
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|