Соната для фортепиано № 1 (Шопен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор FWV 8 (1886) — одно из наиболее известных и репертуарных произведений Сезара Франка . Является одним из общепризнанных образцов концертного и педагогического репертуара скрипача . Посвящена бельгийскому скрипачу Эжену Изаи .
В первый период творчества С. Франк часто обращался к фортепиано, так как вёл активную концертную деятельность, нередко выступая со своими сочинениями, которые в основном представляли собой парафразы, переложения, вариации салонно-виртуозного характера. Несмотря на то, что в первую очередь композитор был известен как органист (написал свыше ста тридцати пьес для органа) и автор симфонических произведений, свой творческий путь Франк начал именно с камерной музыки (первые сочинения — четыре фортепианных трио 1841—1842 гг.). К ней он возвращается и в зрелом периоде творчества, создав ряд выдающихся произведений музыкальной литературы в этом жанре ( Струнный квартет D-dur, Фортепианный квинтет f-moll, Скрипичная соната). Скрипичная соната является единичным обращением композитора к этому жанру камерной музыки.
Скрипичная соната Франка написана в 1886 году. Распространено мнение (его, в частности, придерживался Пабло Казальс ), что первоначально она была задумана как виолончельная, однако композитор переработал её в скрипичную . Её рукопись Франк отправил в качестве свадебного подарка в Брюссель своему земляку и первому её исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Шарль Борд (ученик Франка) вручил сонату артисту в день свадьбы. « Ничто на свете не могло бы доставить мне больше чести и счастья, — сказал будто бы Изаи. — Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения „папаши Франка“, ещё непризнанного… » . Соната стала одним из любимых произведений скрипача, игравшего её до конца своей продолжительной исполнительской карьеры во многих странах мира. Первое исполнение произошло 26 сентября 1886 года в день свадьбы Изаи, партию фортепиано исполнила французская пианистка Мари Борд-Пен . 16 декабря того же года Изаи исполнил сонату Франка публично также с Борд-Пен, в присутствии автора на концерте, посвящённом его творчеству, в брюссельском артистическом Кружке двадцати, в зале выставок Musée Moderne. В Париже соната прозвучала впервые 24 декабря 1886 года в концерте Национального общества и имела значительный успех. На концерте присутствовал К. Сен-Санс , который дал сонате противоречивый отзыв. Изаи неоднократно исполнял её и в России. В ноябре 1895 года Изаи играл её в Петербурге и в Москве. 19 января 1910 года в камерном концерте Эжен Изаи играл сонату с А. Б. Гольденвейзером , который писал об игре бельгийского скрипача: «Особенно удивительно, поистине вдохновенно была сыграна им превосходная соната Франка» . В ноябре того же года Изаи вновь играл в России сонату, на этот раз с Раулем Пюньо — своим постоянным партнером.
Партия скрипки была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе и для флейты . Аранжировка для виолончели , выполненная французским виолончелистом Жюлем Дельсаром , была одобрена самим Франком. Альфред Корто выполнил переложения для одного и двух фортепиано.
В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма» или «сквозного развития», характерный для творчества Франка и в особенности для его симфонических произведений, при котором музыкальный цикл связан одним мотивом, появляющимся во всех частях, что придаёт структуре произведения большу́ю устойчивость и законченность. В. д`Энди называл это «циклической структурой сочинения», под которой понимал появление в различных частях характерной, легкоузнаваемой мелодической мысли, которая рассматривается как сквозная идея произведения в целом.
Соната четырёхчастная, три части (первая, вторая и четвёртая) написаны в своеобразно интерпретируемой сонатной форме . Ведущую роль в произведении играют лирические образы первой части — Allegretto ben Moderato (A-dur). Вторая часть — бурное, романтического типа сонатное Allegro (d-moll), с сжатой разработкой и завершающей стремительной кодой . Recitativo-Fantasia представляет собой необычную для сонатного цикла свободно построенную и соединяющую два раздела своеобразную сольную каденцию-монолог и широкую лирическую арию. В финале Allegretto. Росо mosso (A-dur), где объединяются темы из предшествующих частей сонаты, сонатная форма представлена в необычном взаимодействии с рондо , а темы изложены полифонически в виде канона .
Последовательность частей:
Л. Ауэр писал о четырёхчастном цикле Сонаты как о четырёх стадиях эволюции « одного душевного состояния или настроения, в основном выражающего чувство печали. При исполнении Сонаты скрипач должен порою передавать скрытую душевную боль сдерживаемых слёз. И безмятежная радость последней части — как бы „не от мира сего“ ». По его мнению, глубина содержания произведения вступает в противоречие с устремлениями многих скрипачей, которые « более склонны выражать плотские, мирские чувства, чем душевные движения » .
В музыковедческой литературе высказывается предположение, что одним из прообразов неоднократно описанных фрагментов Сонаты и Септета в цикле романов Марселя Пруста « В поисках утраченного времени » композитора Вентейля является соната Франка . Темп Сонаты Вентейля, по М. Прусту, «спокойный», «развивается до стремительного и опять стихает», что соответствует темповым характеристикам сонаты Франка. Соната Вентейля написана соотечественником героя и его современником для скрипки и фортепиано, «произвела большое впечатление в группе передовых композиторов» и «неизвестна широким кругам» . В письме Марселя Пруста Рюбо Газалу писатель замечал: « Анданте сонаты для фортепиано и скрипки Вентейля — это сложный синтез на основе пастиччо из многих композиторов, таких, как Вагнер , Франк , Шуберт и Форе ». Особое впечатление на писателя произвело интерпретация сонаты Франка его учеником — Джорджи Энеску .
Одной из наиболее известных интерпретаций Сонаты считается дуэт Святослава Рихтера и Давида Ойстраха , причём последний относился к ней с предубеждением. По словам Рихтера: « Среди трёх-четырех программ, составленных нами совместно, некоторые разногласия возникли лишь по поводу сонаты Франка. Играл он её, разумеется, хорошо, но не принимал по-настоящему всерьёз, считал едва ли не салонной музыкой. Я же восхищался Франком и его волшебной сонатой. Не есть ли она соната прустовского Вентейля ?» .