Фельзенштейн, Джозеф
- 1 year ago
- 0
- 0
Вальтер Фельзенштейн ( нем. Walter Felsenstein ; 30 мая 1901 , Вена , — 8 октября 1975 , Берлин ) — австрийский и немецкий театральный режиссёр , основатель и художественный руководитель берлинского театра « Комише опер » . Академик Академии искусств ГДР (1951). Герой Труда ГДР (1966). Пятикратный лауреат Национальной премии ГДР (1950, 1951, 1956, 1960, 1970).
Вальтер Фельзенштейн родился в Вене , там же в 1921—1923 годах получил актёрское образование у Эрнста Арндта. В 1923—1924 годах был актёром Городского театра в Любеке . В следующем сезоне Фельзенштейн служил в Мангейме , где впервые попробовал себя в качестве режиссёра .
В 1927—1929 годах Фельзенштейн был актёром, литературным редактором и главным режиссёром руководимого Оскаром Вельтерлином Городского театра Базеля , где он поставил 37 драматических и оперных спектаклей, в том числе «Смерть Валленштейна» и « Разбойников » Ф. Шилера , пьесы А. Стриндберга и Ф. Ведекинда , «Силу судьбы» Дж. Верди , «Турандот» Дж. Пуччини .
В 1929—1932 годах Фельзенштейн был главным режиссёром Городского театра Фрайбурга , где также ставил как драматические, так и оперные спектакли. 1932 году он был назначен главным оперным режиссёром в Кёльне , в 1934 году перешёл на аналогичный пост во Франкфурте-на-Майне , где сенсационный успех имела его постановка оперетты И. Штрауса « Летучая мышь » . В 1936 году он был смещён со своего поста, как женатый на неарийке . 1938—1940 годах Фельзенштейн был главным режиссёром оперетты в Городском театре Цюриха , где ставил также оперные спектакли, в том числе «Саломею» Р. Штрауса (под управлением автора ) и « Пиковую даму » П. Чайковского ; в общей сложности осуществил 12 постановок. Но в 1939 году он получил возможность работать в Германии и с марта 1940 года, в первое время параллельно своей работе в Цюрихе, ставил спектакли в руководимом Генрихом Георге Шиллер-театре в Берлине . Режиссёром этого театра Фельзенштейн оставался до 1944 года, одновременно ставил спектакли в других городах Германии, а также на Зальцбургском фестивале .
В 1945—1947 годах Фельзенштейн в качестве режиссёра работал в первом открывшемся в послевоенном Берлине драматическом театре — Театре Геббеля (в американском секторе), одновременно ставил спектакли в венском Бургтеатре . В 1947 году он основал в восточном секторе Берлина театр « Комише опер », интендантом и главным режиссёром которого оставался до конца жизни. Под руководством Фельзенштейна «Комише опер» очень скоро получила международное признание и стала одним из лучших музыкальных театров Европы . Одновременно он ставил драматические и оперные спектакли в Западной Германии (в Гамбурге и Мюнхене ), а также в Вене, Милане и Москве .
С 1951 года Фельзенштейн был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академи искусств ГДР .
Как отмечала в своё время Театральная энциклопедия, реформаторские устремления Фельзенштейна были близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского : он утверждал на сцене органичное слияние музыки и драматического действия, при этом музыка оставалась основой спектакля и определяла все сценические выразительные средства. В работе с артистами он добивался единства вокальной интонации и пластического движения, такого их самочувствия на сцене, чтобы пение становилось естественным и необходимым способом драматического действия. Музыкальной драматургии Фельзенштейн подчинял и все декоративные элементы спектакля. Обращаясь к классическим операм и опереттам, он в каждом произведении искал черты современности; так, остро современной стала его постановка оперетты Ж. Оффенбаха «Синяя Борода» (1963) с гротескным образом кровожадного диктатора .