Иудушка Головлёв (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иу́душка Головлёв (настоящее имя Порфирий Владимирович Головлёв ) — герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы ». Несмотря на то, что прозвище ассоциируется с апостолом Иудой , герой романа — отнюдь не библейский, он только «номинативно соотносится с Искариотом» .
Прозвище Иудушка разделено на два слова — «Иуда» и «Душка» .
Джеймс Вуд называет Щедрина предшественником Кнута Гамсуна и модернистов :
Чем ближе Щедрин приближается к Порфирию, тем более непознаваемым он становится. В этом смысле Порфирий — модернистский прототип: персонаж, лишенный аудитории, отчуждённый актёр. Лицемер, который не знает, что он один, и которому некому сказать, что он один — что-то вроде революционного персонажа, поскольку у него нет «истинного» познаваемого «я», «постоянного» эго... На рубеже XIX и XX веков Кнут Гамсун, писатель, находящийся под сильным влиянием Достоевского и русского романа, изобрёл новый тип персонажей: безумные герои его романов « Голод » и « Мистерии » ходят повсюду и рассказывают о самих себе ложные изобличающие истории и фальшивят, хотя у них нет на то ясной причины... Таким образом, видна линия от Достоевского через Щедрина до Гамсуна .
В первой главе романа, давая характеристики всем Головлёвым, Салтыков-Щедрин сообщает, что Порфирий Владимирович был известен в семье под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. О внешности Иудушки автор не рассказывает, но обращает внимание на его взгляд, который пугает даже родную мать: «Не могу понять, что у него за глаза такие. <…> Взглянет — ну словно петлю накидывает. Так вот и поливает ядом…» .
Постоянная игра в добродетель, выполнение ненужных ритуалов приводят к тому, что «герой становится „внешним человеком“, потерявшим индивидуальность» . По утверждению Н. Ларионовой, предательство, лежащее в основе всех поступков Иудушки, — «непреднамеренное, неосознанное, но по силе своего воздействия — смертельное» .
Образ Иудушки — пример злой сатиры . Этого персонажа часто сравнивают с такими литературными героями, как мольеровский Тартюф , Смердяков , Фома Опискин (« Село Степанчиково и его обитатели »), Плюшкин . По словам литературоведа Алексея Бушмина , Иудушка «персонифицирует всякого рода предательство, лицемерие, замаскированное злодейство» .
Сам писатель говорил, что одним из прототипов Порфирия Владимировича является старший брат Дмитрий . «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою богу молится, а другою делает всякие кляузы?», — писал он о Дмитрии матери. Дмитрий Евграфович тоже не любил брата, называя его изменником дворянскому делу.
Возможно, в образе Иудушки использованы также черты отца Щедрина — Евграфа Васильевича, отличавшегося елейной набожностью.
При экранизации романа Салтыкова-Щедрина фильм был назван именем главного героя — « Иудушка Головлёв » (режиссёр Александр Ивановский , 1933).
В театральных постановках роль Иудушки Головлёва в разные годы исполняли актёры Василий Андреев-Бурлак (Русский драматический театр, 1880), Иван Берсенёв ( МХАТ 2-й , 1931), Владимир Кенигсон ( Малый театр , 1976), Иннокентий Смоктуновский ( МХАТ , 1987) , Евгений Миронов (МХАТ, 2005) .
Прозвища «Иудушка» и «Иудушка Головлёв» использовались в русской публицистической полемике конца XIX — начала XX века, например, в неопубликованном при жизни автора письме Владимира Ленина «О краске стыда у Иудушки Троцкого» . Иудушкой Головлёвым публично называл философа Василия Розанова публицист Владимир Соловьёв .