Interested Article - Ислам в коммунистической Албании

Ислам в коммунистической Албании (1945—1991) , которой управляла Албанская партия труда и Энвер Ходжа , считался угрозой режиму. Коммунистическое правительство стремилось радикально перестроить албанское общество путем социальной, культурной и религиозной пропаганды коммунистической партии через албанский национализм в стремлении к достижению албанской идентичности.

Принципы секуляризации, заимствованные со времён национального возрождения и в военный период, продолжили использоваться и в послевоенное время. Помимо этого были приняты более радикальные подходы, чтобы изолировать религию от общественной сферы, что позволило Албании к 1967 году объявить себя атеистическим государством. Ислам в том виде, в каком его исповедуют мусульмане в Албании, претерпел глубокие изменения из-за преследования при коммунизме.

Мусульманское духовенство отправилось в тюрьму, большинство минаретов , мечетей , текке и суфийских святынь были разрушены, мусульманские религиозные обряды были запрещены. За приверженцами ислама осуществлялся государственный надзор спецслужбами , наказанию подвергались неподчиняющиеся граждане. В результате этого дети, родившиеся при албанском коммунистическом режиме, имели минимальное или полное отсутствие знаний об исламе.

Старая разрушенная мечеть и разрушенный минарет коммунистических времен в Борше, южная Албания.

Дискриминация и новые преследования (1945—1966)

После Второй мировой войны к власти пришел коммунистический режим, и мусульмане, большинство которых было из южной Албании, были сначала представлены среди коммунистического руководства, в их числе был и Энвер Ходжа (1908—1985), и его заместитель Мехмет Шеху (1913—1981), и другие . Албанское общество по-прежнему традиционно было разделено между четырьмя религиозными общинами . В переписи населения Албании 1945 года мусульмане составляли 72 % населения, 17,2 % были православными и 10 % католиками . Коммунистический режим через концепцию национального единства пытался создать национальную идентичность, которая выходила за рамки и размывала религиозные и другие различия с целью формирования унитарной албанской идентичности. Албанские коммунисты рассматривали религию как социальную угрозу, подрывающую единство нации. В этом контексте религии, такие как ислам, осуждались как иностранные , а духовенство, например, мусульманские муфтии , критиковалось как социально отсталые и считались подрывающими интересы Албании агентами. В 1949 году был принят закон, обязывающий религиозные учреждения пропогандировать албанскую коммунистическую партию. При этом все религиозные общины должны иметь свои штаб-квартиры в Албании . Бекташи без проблем заключили соглашения с коммунистическим государством, в которых определялось, что считалось допустимой деятельностью их религиозного духовенства, и декларировалось участие в коммунистических пропагандистских кампаниях. Коммунисты в то время относились к бекташи и к мусульманам-суннитам по-разному, поскольку часть духовенства бекташи и приверженцев умирали за страну во время боевых действий во Второй мировой войне, а руководители партии были потомками бекташи . В то же время многих представителей духовенства мусульман-суннитов, таких как Мустафа-эфенди Вароши (муфтий Дурреса), Хафез Ибрагим Дибра (бывший великий муфтий Албании) и Джемал Пазари (видный шейх из Тираны), коммунисты обвинили в сотрудничестве с оккупационными державами стран Оси и отправили в тюрьмы .

Религиозные лидеры были выбраны коммунистической партией и действовали в качестве доверенных лиц, и этот процесс был жестоким: мусульманские лидеры-сунниты были заключены в тюрьмы и убиты. Спустя некоторое время та же участь постигла и лидеров бекташи. К 1947 году коммунистический режим заключил в тюрьму 44 мусульманских священнослужителя . В отличие от своих христианских коллег в албанских тюрьмах, мусульманское духовенство, заключенное в тюрьму коммунистическим режимом, практически не получало внимания на международном уровне в отношении своего положения, за исключением албанских организаций диаспоры . Суннитская албанская община к 1949 году под руководством великого муфтия Хафиза Муса Али попыталась добиться от Энвера Ходжи выполнения некоторых требований и предоставления условий . Она включали финансовую помощь, освобождение будущего мусульманского духовенства от армейской службы и перевод Корана на албанский язык. Последнее требование было отклонено, хотя первые приняли .

В 1950 году коммунистическое правительство ввело в действие Закон 743, в котором были изложены положения по статусам четырех религий в Албании. Суннитская община в то время находилась в ведении Главного совета, и его финансы поступали за счет дочерних бюджетов и пожертвований собственности. Поскольку орден Бекташи в Албании был всемирной штаб-квартирой, коммунисты разрешили контакты с внешними сообществами, связанными с ними, хотя для других религий в Албании это было запрещено . В 1955 году Хафиз Сулейман Мирто стал главным муфтием мусульманской общины, а с мая 1966 года по февраль 1967 года Хафиз Эсад Мифтия был последним муфтием в коммунистической Албании. После 1945 года, материальное имущество, земли и элементы общины, такие как мусульманский вакуф , были конфискованы государством . Медресе в Тиране было закрыто в 1965 году , мечети до 1965 года находились в ветхом состоянии из-за отсутствия финансов на ремонт .

Мусульманское архитектурное наследие было воспринято албанскими коммунистами как нежелательный пережиток османского периода, использовавшийся для обращения албанцев в ислам . В 1965 году коммунистический режим инициировал культурную революцию, основанную на китайской модели , которая привела к широкомасштабному разрушению большинства минаретов мечетей из-за того, что они были характерной чертой исламской архитектуры . К 1967 году в рабочем состоянии осталось всего 60 бекташинских монастырей . В контексте антирелигиозной политики коммунистического режима, начиная с 1960-х годов, родителям предписывали давать новорожденным детям нерелигиозные имена . Коммунистическая партия Албании считала ислам религией Османской империи — страны-оккупанта . Во времена коммунизма многочисленные историки из Албании с националистическими взглядами (Рамадан Мармаллаку, Кристо Фрашери, Скендер Анамали, Стефанак Полло, Скендер Ризай и Арбен Путо) намеренно подчеркивали «турецкую дикость» и «героическое христианское сопротивление» османскому государству . Ученые, сопротивлявшиеся этим антиисламским и антитурецким пропагандистским тенденциям, подвергались преследованиям, в то время как коммунистический режим выдвигал на первый план мифы, связанные со средневековыми албанцами, называя их «героическим пролетариатом».

Секуляризация, иконоборчество и гонения (1967—1991)

Энвер Ходжа (1908—1985), коммунистический лидер Албании

Вдохновленный стихотворением Пашко Васы конца 19 века о необходимости преодоления религиозных разногласий через албанское единство, Ходжа взял строфу «Вера албанцев — это албанство» и реализовал ее буквально как государственную политику . В 1967 году коммунистический режим объявил Албанию единственной нерелигиозной и атеистической страной в мире, запретив все формы религиозной практики в общественных местах . Мусульманские сунниты и духовенство бекташи вместе со своими католическими и православными собратьями подверглись жестоким преследованиям, и, чтобы предотвратить децентрализацию власти в Албании, многие из их лидеров были убиты. Джума или общинная пятничная молитва в мечети, которая включает в себя проповедь, была запрещена в Албании . Люди, которые все еще выполняли религиозные обряды, делали это тайно. Личное владение религиозной литературой, такой как Коран, было запрещено . Среди приверженцев бекташи передача знаний стала ограничиваться в пределах нескольких семейных кругов, которые в основном проживали в сельской местности . Мечети стали мишенью для албанских коммунистов, которые распространяли идеи коммунизма всеми способами . Разрушая мечети и запрещая религию, коммунисты заменяли её партийной идеологией . Таким образом, исламские постройки стали использоваться для партийных целей, становясь спортивными залами, складами, сараями, ресторанами, культурными центрами и кинотеатрами . Коммунистический режим благодаря политике разрушил мусульманский образ жизни и исламскую культуру в Албании .

В 1967 году в течение семи месяцев коммунистический режим уничтожил 2169 мусульманских зданий и других памятников. Из них было около 530 монастырей, тюрбе и святых дерга, которые принадлежали в основном ордену бекташи. После этого паломничество приверженцев бекташи к этим святыням стало ограниченным и происходило только в определенных местах, при том делался вид, что эти собрания проводятся с некой косвенной целью, например для пикника. Такая практика паломничества использовалась, например, при посещении тюрбе Сари Саллтек в Круе . Было разрушено 740 мечетей, некоторые из которых были выдающимися архитектурными объектами. Среди них выделяются мечеть Кубели в Кавайе , Мечеть в Пекини и две мечети в Эльбасане, построенные в 17 веке. Из примерно 1127 исламских зданий, существовавших в Албании до прихода коммунистов к власти, осталось только 50 мечетей, большинство из которых пришло в упадок. Некоторое количество мечетей, которые коммунисты считали объектами культурного и исторического значения, сохранились, например, мечеть Мурадие во Влёре, Свинцовая мечеть в Шкодере, мечеть Назиреша в Эльбасане, Свинцовая мечеть в Бекаре, Хисен-паша в Берате, Мечеть Фатих в Дурресе, мечеть Базар в Крудже, мечеть Алладжбеги в области Дибра, мечеть Мирахор в Корче, мечеть Теке в Гирокастре и мечеть Гджин Алекси в области Саранда . Объявленная также памятником культуры, мечеть Эфем Бей в Тиране была разрешена в качестве места для молитв и исламских ритуалов, но только для иностранных мусульманских дипломатов . В Тиране в 1991 году только две мечети могли использоваться для богослужений, и только девять мечетей османской эпохи пережили коммунистическую диктатуру . Некоторые албанские мусульмане из южной Албании быстро урбанизировались вместе с православными и интегрировались в государство после войны. Наряду с католиками суннитское мусульманское албанское население центральной и северной Албании было в основном маргинализовано и мало интегрировано в албанское государство, которое в 1970-х и 1980-х годах испытывало перенаселенность и экономические трудности . Таким образом, в поздний коммунистический период доля католиков и албанских мусульман в этих регионах росла больше, чем православная община на юге Албании. Из-за того, что религии не уделялось большого внимания, некоторые смешанные браки мусульман с православными или католиками имели место в поздний коммунистический период и в основном среди элиты .

Примечания

  1. , p. 379
  2. , p. 163
  3. , p. 120
  4. , p. 46
  5. , p. 121
  6. , p. 122

Литература

  • Akhtar, Shabbir. . — New York : Routledge, 2010. — ISBN 9781136901430 .
  • Barbullushi, Odeta. The Politics of ‘Religious Tolerance’ in Post-Communist Albania: Ideology, Security and Euro-Atlantic Integration // Europe, the USA and political Islam: Strategies for engagement. — Springer, 2010. — P. 140–160. — ISBN 9780230298156 .
  • Blumi, Isa. Albanians’ Islam // The Oxford Handbook of European Islam / Isa Blumi, Gëzim Krasniqi. — Oxford : Oxford University Press, 2014. — P. 475–516. — ISBN 9780191026409 .
  • Bogdani, Mirela. / Mirela Bogdani, John Loughlin. — London : IB Tauris, 2007. — ISBN 9781845113087 .
  • Bowers, Stephen R. (1984). "The Islamic factor in Albanian policy". Institute of Muslim Minority Affairs Journal . 5 (1): 123—135. doi : .
  • Buturovic, Amila. European Islam // Global religions: An introduction. — Oxford : Oxford University Press, 2006. — P. 437–446. — ISBN 9780199727612 .
  • Clark, Peter. Islam in contemporary Europe // The World's Religions. — London : Routledge, 1988. — P. 498–519. — ISBN 9781136851858 .
  • Clayer, Nathalie. God in the 'Land of the Mercedes.' The Religious Communities in Albania since 1990 // Albanien: Geographie - historische Anthropologie - Geschichte - Kultur - postkommunistische Transformation [Albania: Geography - Historical Anthropology - History - Culture - postcommunist transformation]. — Frankfurt am Main : Peter Lang, 2003. — P. 277–314. — ISBN 978-3-631-39416-8 .
  • Clayer, Nathalie. Saints and Sufi's in post-Communist Albania // Popular Movements and Democratization in the Islamic World. — London : Routledge, 2007. — P. 33–42. — ISBN 9781134150618 .
  • Crampton, Richard. . — London : Routledge, 2013. — ISBN 9781317891178 .
  • Czekalski, Tadeusz. . — Krakow : Jagiellonian University Press, 2013. — ISBN 9788323335153 .
  • De Waal, Clarissa. . — London : IB. Tauris, 2005. — ISBN 9781850438595 .
  • Duijzings, Gerlachlus. . — London : Hurst & Company, 2000. — ISBN 9781850654315 .
  • Füsun, Özerdem. Religion in Turkey's domestic and international agendas: Human security perspectives // Human Security in Turkey: Challenges for the 21st century / Özerdem Füsun, Alan Hunter. — Routledge, 2013. — ISBN 9781136658105 .
  • Jelavich, Barbara. . — Cambridge : Cambridge University Press, 1983. — P. . — «Enver Hoxha shehu Muslims.». — ISBN 9780521274593 .
  • Jordan, Peter. An exception in the Balkans: Albania's Multiconfessional Identity // The changing world religion map: Sacred places, identities, practices and politics. — Dordrecht : Springer, 2015. — P. 1577–1598. — ISBN 9789401793766 .
  • Kopanski, Atuallah Bogdan (1997). "Islamization of Albanians in the Middle Ages: The primary sources and the predicament of the modern historiography". Islamic Studies . 36 (2/3): 191—208.
  • Lederer, Gyorgy (1994). . Central Asian Survey . 13 (3): 331—359. doi : .
  • Manahasa, Edmond; Kolay, Aktuğ (2015). (PDF) . ITU Journal of the Faculty of Architecture . 12 (2): 69—81.
  • Poulton, Hugh. . — Bloomington : Indiana University Press, 1995. — ISBN 9781850652380 .
  • Nurja, Ermal. The rise and destruction of Ottoman Architecture in Albania: A brief history focused on the mosques // Balkans and Islam Encounter, Transformation, Discontinuity, Continuity. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2012. — P. 191–207. — ISBN 9781443842839 .
  • Ramet, Sabrina. . — Durham : Duke University Press, 1998. — ISBN 9780822320708 .
  • Trix, Frances (1994). . East European Quarterly . 28 (4): 533—549.
  • Vickers, Miranda. . — London : IB Tauris, 2011. — ISBN 9780857736550 .
  • Waardenburg, Jacques. . — Berlin : Walter de Gruyter, 2003. — ISBN 9783110200959 .
Источник —

Same as Ислам в коммунистической Албании