Interested Article - Тейтельбаум, Йоэль

Рабби Йоэль Тейтельбаум ( идиш יואל טייטלבוים ‎, Тейтельбойм ), называемый также реб Йойлиш или Сатмарский Ребе ( 1887 , Сигет , Австро-Венгрия 1979 , Нью-Йорк , США ) — основатель сатмарского хасидизма , один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального иудаизма . Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству Израиль . Прозван «строителем общины» за роль в создании хасидской общины в США.

Биография

Ребе Йоэль родился в семье сигетских цаддиков , ведущих свою родословную от ребе Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или Шаторальяуйхей в Венгрии. Его отцом был реб , ребе из Сигета. В 16 лет получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. Ребе Йоэль был младшим сыном, и поэтому после смерти отца не занял его место.

8 сентября 1905 года поселился в Сатмаре ( Трансильвания ), где основал свой собственный крошечный хасидской двор, и его стали называть «ребе из Сатмара». В 1911 году занял должность раввина города Иршава в Закарпатье ; во время Первой мировой войны отозван в Сатмар. В 1925 году избран раввином г. Карей , в 1928 Сатмара (Сату-Маре; Королевство Румыния ). Его избрание вызвало массовый конфликт в городе, и он переехал туда только в 1934 году.

Р. Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по галахе , его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по иудаизму. Только после проверки р. Йоэля общины соглашались утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика р. Йоэля против сионизма , в котором он видел опасность для исполнения заповедей Торы. Однако его взгляды не были столь крайними, как у ребе из Мункача ( Мукачево ). Известно о широкой полемике между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.

Ребе Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в Освенциме . В начале войны эвакуировался в Клаузенбург ( Клуж-Напока ), но там его настигли гестаповцы и заключили в гетто . В 1944 году р. Йоэль вместе с группой своих хасидов был вывезен на поезде сиониста Кастнера в Швейцарию . В 1945 году репатриировался в Палестину , где был признан лидером ультраортодоксальной, антисионистской общины ( Эда Харедит ).

Р. Йоэлю с его антисионистскими взглядами трудно было найти себя в Стране Израиля , и он предпочёл эмигрировать в США и воссоздать свою общину в Нью-Йорке, в районах Куинс и Вильямсбург , где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их. В 1953 г. Тейтельбаум стал раввином ультраортодоксальной общины «Наторей Карта» в Иерусалиме, хотя он остался в Нью-Йорке и время от времени приезжал в Израиль

Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма, и в скором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район Вильямсбург оказался слишком тесным, чтобы вместить всех сатмарских хасидов, и р. Йоэль создал новую общину близ города Монро в штате Нью-Йорк (округ Ориндж ), названную Кирьяс-Джоэл . Сегодня [ когда? ] население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.

Ребе Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава Элиэзера Шаха .

После его смерти его место занял его племянник р. Моше Тейтельбаум .

Взгляды

Антисионизм

Рав Йоэль считал, что попытка создать еврейское государство до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде : Бог заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народы мира не будут порабощать евреев слишком сильно.

Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуть себе Эрец-Исраэль , а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути, которыми было создано государство Израиль, не соответствуют договорённости, а государство Израиль является неправильным.

Сионисты соблазнили евреев нарушить три клятвы и создать еврейское государство до прихода Мессии… Это из-за сионистов было убито шесть миллионов евреев

Возрождение иврита

Рав Йоэль считал, что иврит — святой язык, которым евреи со времён изгнания из своей страны не пользовались в обиходе, и таким ему следует оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать идиш . Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует идиш.

Ребе Йоэль выступал также против использования иврита, как основного языка общения, поскольку это секуляризировало святой язык, и устанавливало принятие сефардского произношения вместо ашкеназийского. При этом Тейтельбаум на возражал против поселений в Израиле, осуществляемых не посредством массового иммиграционного движения, а осуществляемой только индивидуально, потому что Палестина не хуже, чем другие страны. Поселиться в Палестине как исполнение обязательства, по Тейтельбауму, относилось только к тем, кто проживал в стране и соблюдал предписания Торы.

Место еврейской общины в современном мире

Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Рав Йоэль считал, что, если не создать условий самоизоляции, евреи потеряют свой духовный облик, свою культуру, и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.

В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских « штетл » перенёсся туда во всем своём величии.

Галаха

Рав Йоэль считал, что следует придерживаться принципа «Хадаш асур минx ха-Тора» — «новшества запрещены Торой» (буквально, речь идёт об употреблении в пищу хлеба нового урожая до праздника Песах ), иными словами следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.

Общественное влияние

Тейтельбаум был главой оппозиции и инициатором многих споров, умел собрать вокруг себя много сторонников и оказывать влияние на хасидов в вопросах, которые действительно имели важное политическое значение.

Отношения с другими еврейскими лидерами

Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с любавическим ребе . Однако незадолго перед его смертью и после неё, последователи р. Йоэля часто вступали в перепалки и даже столкновения с применением насилия с любавическими хасидами (а также хасидами других общин) . Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и Хазон Ишем , а также раввином из Бреста р. Ицхак Зеэвом Соловейчиком . Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.

Примечания

  1. Joel Teitelbaum // (англ.) — 2010.
  2. Bibliothèque nationale de France Joel Teitelbaum // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. (рус.) . Дата обращения: 10 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  4. . Дата обращения: 15 апреля 2011. 2 апреля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 14 февраля 2011. Архивировано из 30 октября 2006 года.
  6. от 8 сентября 2008 на Wayback Machine (англ.)
  7. от 29 мая 2010 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • . Йоэль Тейтельбаум, 1958 (иврит)
  • «Диврей Йоэль». Йоэль Тейтельбаум (иврит)
  • «Ребе из Сатмара». Авраам Фукс — 1980, Иерусалим (иврит)

Ссылки

Время деятельности рабби Йоэля Тейтельбойма в истории иудаизма
Источник —

Same as Тейтельбаум, Йоэль