Чудовище
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чудовище города» ( англ. The Beast of the City ) — американский криминальный фильм режиссёра , который вышел на экраны в 1932 году .
Фильм рассказывает о честном и принципиальном капитане полиции одного из крупных городов ( Уолтер Хьюстон ), который, рискуя собственной жизнью, ведёт упорную борьбу с коррупцией и захватившими город криминальными структурами.
Фильм был сделан в рамках сотрудничества студии Metro-Goldwyn-Mayer с федеральными органами власти с целью сформировать у общественности позитивный образ представителя сил правопорядка.
В центре оперативного управления полиции одного из крупных американских городов идёт повседневная работа — офицеры отвечают на звонки граждан и принимают решения по их обращениям. Среди прочих поступает сообщение об убийстве четырёх известных гангстеров, на которое немедленно выезжает оперативная группа во главе с капитаном полиции Джимом «Фитцем» Фитцпатриком ( Уолтер Хьюстон ). По почерку совершённого преступления Фитц догадывается, что это дело рук банды одного из криминальных хозяев города Сэма Балмони ( Джин Хершолт ), и немедленно выезжает в принадлежащий ему ночной клуб, а затем на склад, где арестовывает его. В газетах пишут, что шефу полиции надо прекратить болтать и заниматься политиканством и пора серьёзно взяться за дело, так как преступность в городе постоянно растёт. Однако, несмотря на очевидную причастность Сэма к преступлению, его адвокату Майклзу ( Талли Маршалл ) ввиду отсутствия прямых улик удаётся добиться через суд немедленного освобождения как Сэма, так и его ближайшего подручного Пиетро Чоло ( Дж. Кэррол Нэш ). Фитц живёт вместе с любящей женой Мэри ( Дороти Петерсон ), тремя детьми и неженатым младшим братом Эдом ( Уоллес Форд ), который служит детективом полиции нравов . За завтраком братья читают газеты, где действия Фитца называют опрометчивыми и вспыльчивыми. Эд замечает, что у Сэма в городе всё схвачено, Фитц в свою очередь просит брата помочь ему со сбором улик против гангстеров по своей линии. На работе Фитц вступает в конфликт с шефом полиции Бёртоном ( ), выступая за более решительные методы борьбы с организованной преступностью, в результате Бёртон переводит его на работу начальником отделения в один из самых тихих районов города. Тем временем Эд решает допросить Дэйзи Стивенс ( Джин Харлоу ), девушку из близкого окружения Сэма, которая называет себя безработной стенографисткой, однако у полиции есть сведения о её связях с мафией в Сент-Луисе . При первой же встрече с Эдом на улице Дэйзи понимает, что он детектив и сразу же приглашает к себе домой. На вопросы Эда она заявляет, что ей ничего не известно о делах Сэма и его ребят. При этом в течение вечера она угощает Эда пивом, и когда тот напивается, соблазняет его. Тем временем в отделение к Фитцу приезжают его старые коллеги и товарищи, детективы Мак ( ) и Том ( ). Неожиданно поступает сообщение о вооружённом ограблении банка, и Фитц с товарищами срочно выезжает на место преступления, успевая заметить скрывающихся преступников. Начинается погоня на автомобилях со стрельбой, в ходе которой бандитов задерживают, а Фитц получает ранение в руку. После того, как это событие получает широкое освещение в прессе, где Фитца восхваляют как героя, мэр город принимает решение уволить шефа полиции Бёртона и назначить на его должность Фитца. Вступив в должность, Фитц выступает перед личным составом, заявляя, что собирается очистить город от преступности, в том числе очистить ряды полиции от коррупционеров, и рассчитывает на полное понимание и сотрудничество со стороны подчинённых. В кратчайшие сроки Фитц с помощью своих ближайших помощников Мака и Тома осуществляет серию рейдов по нелегальным барам, безжалостно закрывая их и не церемонясь нарушителями закона. Вскоре к Фитцу обращается Эд с просьбой повысить его до лейтенанта, однако тот отказывает на том основании, что не допустит блата в своём ведомстве и требует от младшего брата, чтобы тот добился повышения делами. Разочарованный Эд направляется в ресторан Сэма для встречи с Дэйзи, с которой у него начался роман. Вскоре в ресторане появляется Сэм, и Дэйзи знакомит его с Эдом. В ходе разговора Сэм и Дэйзи просят Эда помочь с доставкой в город нелегального товара из Калифорнии , и он соглашается. На следующий день Фитц поручает Эду ответственное задание по обеспечению перевозки крупной партии денег, что позволит младшему брату продвинуться по службе. Мак и Том предлагают Фитцу на всякий случай тайно проследить за выполнением этого задания и подстраховать Эда, на что Фитц соглашается. Вечером на очередной гулянке напившийся Эд рассказывает Дэйзи о своём задании. Девушка тут же сообщает об этом Чоло, рассчитывая получить свою долю. Чоло берётся провернуть это дело без Сэма, поручая Дэйзи уговорить Эда пойти с ним на сотрудничество. Легко убедив влюблённого Эда, что им срочно нужны деньги, Дэйзи предлагает ему принять участие в ограблении, после чего вместе с деньгами бежать в Париж , и пьяный Эд соглашается.
Во время погрузки мешков с деньгами в инкассаторскую машину двое бандитов приближаются к ней, и при содействии Эда захватывают её и угоняют, ударив для отвода глаз Эда по голове. Мак и Том, которые из засады следят за происходящим, бросаются вслед за грабителями. Во время погони грузовик с преступниками сбивает насмерть мальчика на перекрёстке, после чего начинается перестрелка. Когда их грузовик попадает в аварию, бандиты пытаются убежать по улице, раня преследующего их Мака в живот, и он умирает на руках у Тома. Бандитов ловят и доставляют в участок, ими оказываются известные полиции братья Горман. Фитц заставляет более слабого из братьев слушать звуки жестокого избиения своего брата в соседней комнате. На самом деле детективы лишь имитируют эти звуки, однако младший брат настолько их пугается, что быстро сознаётся в преступлении, шокируя Фитца заявлением, что одним из его организаторов был Эд. Фитц арестовывает родного брата и передаёт его дело в суд. Братьев Горман и Эда судят за ограбление и убийство, однако адвокату Майклзу удаётся запугать свидетелей, которые начинают отказываться от своих показаний, после чего Майклз заявляет, что Гормоны дали признательные показания под давлением, чтобы избежать избиений полицией. Присяжные выносят вердикт о невиновности обвиняемых, после чего судья называет такой вердикт худшим ударом по правосудию и заявляет, что никогда в жизни не видел таких трусливых присяжных. Тем не менее он вынужден отпустить подозреваемых. Тем же вечером к подавленному Фитцу приходит Эд, которого мучает совесть за его поступок. Он просит брата простить его и готов рассказать всю правду средствам массовой информации. Однако Фитц не верит в это, предлагая другой план. Он поручает Эду ровно в 3:30 явиться в ресторан, где Сэм и его банда празднует победу в суде, и спровоцировать Сэма на конфликт, после чего появится Фитц со своими людьми. После ухода Эда, Фитц звонит Тому, и они быстро собирают группу наиболее подготовленных и вооружённых полицейских в составе 12 человек. Перед уходом из дома Фитц оставляет для детей страховки о выплате им ежегодной сумму в случае его гибели. Затем он предупреждает своих людей о смертельной опасности операции, однако все готовы идти за своим шефом до конца. Во время шумного празднования бандитов Эд входит в зал, подходит к Сэму и бьёт его, открыто провоцируя конфликт. Вслед за ним в зале появляется Фитц со своими людьми и просит удалиться из зала всех, кто не входит в банду Сэма. Вооружённые группы полицейских и гангстеров становятся друг напротив друга. Когда Чоло убивает Эда, начинается беспорядочная стрельба, в ходе которой убивают Дэйзи, Сэма и Чоло, а также многих других бандитов. При этом гибнут и многие полицейские, в том числе Том и Фитц, который, умирая, дотягивается до руки своего застреленного брата и сжимает её.
По информации « Голливуд Репортер », фильм был сделан как результат договорённости между главой студии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Б. Майером и Президентом США Гербертом Гувером о том, что киностудия должна внести свой вклад в воспитание у общественности большего уважения к представителям сил правопорядка. Изначально фильм включал следующий письменный пролог Президента Гувера: «Вместо воспевания трусливых гангстеров нам нужно прославлять полицейских, которые выполняют свой долг и отдают свои жизни защите общества. Если полиция получит неусыпную, всеобщую поддержку общественного мнения на местах, если она получит неуклонную поддержку со стороны прокуратуры и судов — я убеждён, что наша полиция искоренит вышедшую за рамки преступность, которая опозорила наши великие города» .
По словам киноведа Фрэнка Миллера, студия Metro-Goldwyn-Mayer делала фильм как собственную «идеальную гангстерскую сагу. Входя в этот жанр, она взяла всё самое лучшее, наняв для написания сценария , по роману которого был поставлен гангстерский хит Warner Bros 1931 года „ Маленький Цезарь “. Взяв за основу истории о чикагской мафии и сюжетное развитие из собственного романа-вестерна „Сент-Джонсон“ (1930), Бёрнетт сосредоточил внимание не столько на гангстерах, сколько на честном копе, который пытается взять гангстера, напоминающего Аль Капоне » .
На главные роли в фильме были приглашены одна из звёзд студии Уолтер Хьюстон и молодая актриса Джин Харлоу . Как пишет Миллер, «этот фильм положил начало многолетней контрактной работе Харлоу на MGM ». Первый успех пришёл к Харлоу ещё в 1930 году, когда «эксцентричный магнат» Говард Хьюз подписал её на главную роль в своей авиационной драме « Ангелы ада ». После этого она сыграла несколько невыразительных ролей плохих девушек, и даже снялась в «классическом криминальном фильме „ Враг общества “ (1931), однако эта роль не дала ей возможности показать свой диапазон». Когда MGM решила внедриться в набиравший популярность гангстерский жанр , студия предложила Харлоу роль подружки гангстера в этом фильме, однако первоначально она не проявила интереса. Лишь после того, как ассистент главы студии пообещал ей, что эта работа на MGM приведёт её к более интересным ролям, если она покажет себя боссам студии как хороший командный игрок, Харлоу согласилась сыграть в этом фильме. По словам Миллера, в работе над ролью «большую помощь ей оказал режиссёр , который знал, как добиться максимума от разочарованных секс-символов». В своё время Бребин поставил два последних немых фильма экранной сирены Теды Бары в то время, когда она пыталась уйти от своего имиджа женщины-вамп . Как отметил Миллер, «Бребин стал первым режиссёром, который занялся развитием актёрского мастерства Харлоу, и это заметно на экране. Впервые критики обратили внимание на актрису не только из-за её внешности». Глава MGM Луис Б. Майер также обратил на неё внимание и выкупил контракт Марлоу у Хьюза за 60 тысяч долларов, после чего началось восхождение актрисы на самый верх .
Фильм делался под рабочим названием «Городские стражи». Для съёмок картины Metro-Goldwyn-Mayer взяла напрокат 250 комплектов полицейской униформы, заплатив за них 1000 долларов .
Однако, по словам Миллера, даже несмотря на торжество закона и порядка, «Чудовище города» было «чем-то чрезмерным для студии MGM , которая специализировалась на картинах для семейного просмотра. Шокированный степенью насилия в фильме, Майер дал указание поставить его в прокат как менее значимый фильм на сдвоенных сеансах» . Киновед Деннис Шварц также отметил, что «руководители студии не были удовлетворены этим весьма достойным криминальным триллером и отправили его умирать в прокате, на протяжении многих лет сдерживая его дистрибуцию, а затем показывая его только во второсортных кинотеатрах» .
После выхода фильма на экраны кинообозреватель « Нью-Йорк Таймс » Мордант Холл дал ему высокую оценку, назвав «достойной, хотя и не особенно драматичной картиной», которая «благодаря умной постановке и отличной актёрской игре» прочно удерживает зрительcкое внимание . По мнению критика, режиссёр наделил описательный сценарий У. Р. Бёрнетта «живостью и реализмом, где разнообразные персонажи исключительно правдивы». Критик особенно выделил игру Джина Хершолта , который создаёт умный образ криминального главы города, а также Уоллеса Форда в роли брата главного героя. Холл также отметил «первую из платиновых блондинок Джин Харлоу , которая определённо полезна фильму», а также хорошую игру Талли Маршалла и .
Современный киновед Сандра Бреннан назвала картину «жестоким, нелицеприятным фильмом нуар», где «Джин Харлоу играет блондинку гангстера с печальной судьбой» . Деннис Шварц написал, что «английский режиссёр Чарльз Бребин делает этот доцензурный криминальный триллер сексуальным, быстрым и насыщенным экшном». По его мнению, создавая эту картину, « MGM скопировала стиль гангстерских фильмов студии Warner Bros , поместив его в Чикаго . Критик считает, что для фильма нуар он «чрезмерно мелодраматичен и переполнен трупами, а также отличается излишней нравоучительностью в плане ответственности граждан». При этом он «очень живой на всём протяжении, а Хьюстон и Харлоу наполняют его возбуждающей энергией». Однако «главное в этом фильме нуар», по мнению Шварца, «заключается в том, что хотя Джим является любящим семьянином и хорошим копом, его маниакальная приверженность моральной праведности в конце концов оказывается настолько же разрушительной и самоубийственной, как порочность, алчность и жажда власти преступников» .