Interested Article - Итосу, Анко
- 2021-04-01
- 1
Анко Итосу ( яп . 糸洲安恒, いとす あんこう — Итосу Анко ; 1831—1915) — выдающийся окинавский мастер боевых искусств, ученик Сокона Мацумуры и учитель Гитина Фунакоси . Крупнейший реформатор окинавского тотэ , фактически создатель современного каратэ . Создатель нескольких ката , в том числе серии Пинан . В 1901—1903 годах благодаря его усилиям преподавание каратэ введено в педагогическом училище и в средней школе на Окинаве. Итосу первым на Окинаве стал открыто преподавать боевое искусство . Анко Итосу сделал возможным качественный переход от каратэ-дзюцу к каратэ-до , то есть от простого искусства рукопашного боя к боевому пути совершенствования духа.
Характеристика
Внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения — он обладал огромным ростом и большой физической силой. Его предплечья, по мнению современников, были подобны стволу молодой сосны, а грудная клетка уподобляли была как «огромная круглая бочка». «Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём. Итосу мог перенести на своих плечах рыбацкую лодку, а в дни ярмарки развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом на плечах . Обладая мощным телосложением Итосу мог выдерживать удары других мастеров без видимого для себя ущерба, а его походка напоминала перемещения в стойке « всадника », что и дало ему прозвище «Анко» . Мастер Мацумура говорил ему: «Вы, Итосу, своим мощным ударом действительно можете свалить кого угодно, но вряд ли вы сумеете меня достать» .
Несмотря на выдающуюся внешность, силу и бойцовское мастерство, Итосу никогда не демонстрировал своё умение. В отличие от многих мастеров, в том числе и своего учителя Сокона Мацумуры , он не принимал участие в популярных на Окинаве поединках с быками, однако, когда однажды бык вырвался из загона, смог без видимого усилия прижать голову разъярённого животного к земле, удерживая его за рога, пока не подоспели загонщики .
Так же отличительной чертой Итосу было спокойное дружелюбие, а его глаза до глубокой старости сохраняли выражение детской наивности. Известен случай, когда на Итосу при входе в ресторан напал какой-то человек, а мастер, вместо того, чтобы проучить его, пригласил неудачливого грабителя выпить . На тренировках с учениками Итосу был строг, но после занятий совершенно преображался. Рассказывают, что Итосу был весельчаком и балагуром, любителем выпить. По свидетельству Фунакоси, его учитель всегда знакомил его с известными ему мастерами и наставлял, что нужно от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех остальных .
Итосу хорошо владел техникой кобудо , однако оружие не использовал, предпочитая сражаться голыми руками. Однажды этим решили воспользоваться бандиты и напали на Итосу, вооружившись палками и трезубцами. Однако, они были моментально обезоружены: Итосу забросил их оружие далеко в лес, после чего с улыбкой сказал: «Не расстраивайтесь. Будем считать, что сегодня вам попалось просто плохое оружие» .
Биография
Итосу Ясуцунэ родился в 1830 -м (так же указывается 1832 и иногда 1838 годы) году в деревне в окрестностях замка Сюри . В тридцатилетнем возрасте Итосу стал учеником знаменитого Сокона Мацумуры , после смерти которого стал официальным патриархом школы . Будучи образованным человеком, зная китайскую и японскую литературу, Итосу был секретарём и писарем Сё Тая , последнего вана Рюкю до тех пор, пока монархия не распалась в 1879 году .
С ликвидацией королевства Рюкю для многих сидзоку наступили тяжёлые времена. В этом плане Итосу повезло — он остался в должности секретаря . Он был уволен весной 1888 года. К тому времени уже прекратились выплаты сидзоку денежных субсидий на поиск работы. Чтобы хоть как-то зарабатывать, Итосу начал обучать тотэ всех желающих .
Итосу умер в 1915 году (по другим данным — в 1916 ).
Легенды
Личность Анко Итосу окутана ореолом легенд. Значительную их часть описывает Фунакоси в книгах «Каратэ-до итиро» и «Каратэ-до нюмон» , ссылаясь, порой, на мастера . В этих легендах описывается удивительная сила и боевые качества Итосу: он легко расправляется с несколькими противниками, сокрушает ударами различные предметы, совершенно нечувствителен к чужим ударам, а вырваться из его захвата совершенно невозможно.
В настоящее время многие исследователи (например, ) не принимают всерьёз большинство приписываемых Итосу историй, поскольку, с точки зрения физики , они нереальны. По мнению , в условиях крушения королевства Рюкю , когда многие окинавские сидзоку оказались в нищете, было естественно, что многие искали героя, который мог бы стать символом возможного возрождения. Знаменитый Итосу, будучи действительно сильным бойцом, стал весьма подходящей кандидатурой для этого и ему стали приписывать сверхчеловеческие способности .
Мифы об Итосу популяризировались его учеником — Фунакоси. Возможно, Фунакоси преследовал корыстную цель — очень почётно быть учеником такого прославленного и великого бойца, каким Итосу предстаёт в легендах. Не исключено, что часть легенд Фунакоси сочинил сам, стремясь утвердить, в том числе, и свой собственный авторитет.
Вклад в каратэ
Анко Итосу по праву считается крупнейшим реформатором боевого искусства и фактическим создателем современного каратэ. Он так же заложил основу массового открытого преподавания боевого искусства и развития физкультурно-оздоровительного аспекта каратэ.
Считалось, что настоящими носителями традиции боевого искусства могут быть только китайцы и те, кто у них обучались, поэтому окинавские мастера регулярно посещали Китай, где учились у разных мастеров. В Китае учились Мацумура, Хигаонна , Мияги . В этом плане Итосу был мастером «второй волны» — он никогда не был в Китае и учился у окинавских мастеров. Возможно, именно поэтому он решился на радикальное реформирование боевого искусства, которое многим мастерам старой школы могло показаться святотатством.
В техническом плане Итосу развил искусство прямого удара кулаком — . Он ввёл в практику каратэ доворачивание кулака во время удара, что усилило мощь удара и придало ему современный вид.
Итосу понимал, что тотэ чрезвычайно опасно, поэтому он пересмотрел технику, исключив наиболее опасные приемы. Многие технические элементы, которые в настоящее время практикуются с сжатыми кулаками ( ), ранее применялось с , либо с открытыми, готовыми к захвату, руками. Замена различных положений кистей рук на сэйкэн так же облегчила групповое обучение, поскольку работа открытыми руками требует большой подвижности и силы пальцев, чего достаточно трудно достигнуть большинству учеников .
Таким образом, широкое внедрение удара кулаком сделало тотэ менее травмоопасным как для атакующего, так и для атакуемого.
Итосу сам создал несколько ката , что считалось неслыханной дерзостью, поскольку ката считались воплощением мудрого духа древних мастеров и все ката пришли на Окинаву из Китая. Ката понимались в мистическом аспекте как канал соприкосновения с эзотерической сутью мастерства . Итосу же воспринимал ката как обычный комплекс для отработки базовой техники, а ореол сакральности, по его мнению, лишь вредил этому. Так же он первым ввёл в нумерацию ката термин « дан » — «уровень», что было удобно для обучения при движении от простого к сложному.
Итосу всемерно способствовал включению боевого искусства в программу средней школы, что в виде эксперимента было сделано в апреле 1901 года . А в октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые « ».
Следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Облегчение процесса обучения и прекращение традиции тайной передачи боевого искусства привели к неоднозначным последствиям, результатом чего стали различные трактовки бункай в некоторых ката .
Ката
За период с 1895 по 1900 годы Итосу создал свои версии основных ката стиля :
- Бассай дай
- Бассай сё
- Кусянку сё
- Сихо
- Кусянку
- Дзион
- Дзиттэ
- Дзиин
- Ванэю
- Тинтэй
- Усэйси (Годзюсихо)
- Тинто
- Рохай 1-3
- Найханти 1-3
В 1901 году Итосу посредством упрощения китайских форм Тао разработал серию из пяти ката Пинан , предназначенных для освоения каратэ младшими учениками средней школы.
Критика стиля
Помимо верных последователей и учеников, Итосу имел и критиков.
Например, Фудзивара Рёдзо приводит слова, якобы сказанные Кодзё Кахо, наследником кэмпо семьи Сай-Кодзё: «Каратэ Мацумуры Мунэхидэ — подлинное каратэ, а каратэ Итосу Анко полно ошибок. После создания префектуры Окинава подлинное каратэ исчезло. А то каратэ, которое в последнее время практикуют жители Сюри, полно ошибок, и о нём и говорить не следует» . Интересно, что Кодзё противопоставляет стиль Итосу и стиль его учителя — Мацумуры. Однако, что именно вызвало негативную реакцию Кодзё, неизвестно. Возможно, суть состояла в изменении Итосу китайских ката и снижение прикладного аспекта боевого искусства.
Следует заметить, что Мацумура был прямым продолжателем китайской традиции и всегда утверждал, что преподаёт именно китайское боевое искусство.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 15 сентября 2009. 7 марта 2009 года.
- ↑ (недоступная ссылка — ) .
- По другой версии «Анко» — просто другое чтение имени Ясуцунэ. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что другого известного окинавского мастера по имени Адзато Ясуцунэ иногда называют Адзато Анко.
- ↑ . Дата обращения: 15 сентября 2009. 2 мая 2012 года.
- ↑ (недоступная ссылка — ) .
- . Дата обращения: 15 сентября 2009. Архивировано из 9 февраля 2007 года.
- ↑ . Дата обращения: 15 сентября 2009. 8 октября 2012 года.
- (недоступная ссылка — ) .
Литература
- Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства / Пер. с англ. А. Кратенкова. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 304 с. — (Боевые искусства). — ISBN 5-8183-0146-X .
- Joe Swift: Itosu Anko: Savior of a Cultural Heritage. Lulu Press 2019, ISBN 9781387902385
- Thomas Feldmann: Ankō Itosu. The Man. The Master. The Myth. Biography of a Legend. Lulu Press 2021, ISBN 97810089861
- 2021-04-01
- 1