Interested Article - Похищение Европы (картина Лоррена)

«Похищение Европы» — картина французского художника Клода Желле по прозванию Лоррен из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинского музея) .

Картина иллюстрирует распространённый мифологический эпизод, описанный у многих античных авторов, — Похищение Европы Зевсом , обратившимся в быка.

Справа внизу расположены подпись художника и дата: Claudio G IV Romae 1655 .

Лист с зарисовкой картины из «Liber Veritatis», гравированный Р. Ирломом

Как следует из авторской подписи, картина написана в 1655 году в Риме . Начиная с 1634 года Лоррен зарисовывал большинство своих работ в альбоме « Liber Veritatis »; «Похищению Европы» в этом альбоме соответствует рисунок № 136 . Под рисунком имеется подпись «facto al pio Cardinal […] creato pero giusto pap […]» («сделано для кардинала […], избранного папой […]») — слово «Cardinal» расположено очень близко к краю листа, и представляется вероятным, что имя заказчика было обрезано при переплёте разрозненных листов альбома воедино. Тем не менее имя заказчика установлено: им был кардинал Фабио Киджи, который 7 апреля 1655 года, ко времени завершения картины, был избран Папой Римским под именем Александра VII . За эту картину, а также за парную к ней «Битву на мосту» Лоррен получил 6 сентября 1655 года гонорар в размере 225 скуди . После смерти папы картина долгое время находилась в собственности его наследников. В 1798 году её в Риме купил князь Н. Б. Юсупов . Сначала картина находилась в его московском доме , затем в усадьбе Архангельское и далее была перевезена в Санкт-Петербург , где хранилась в Юсуповском дворце на Мойке . После Октябрьской революции всё имущество князей Юсуповых было национализировано, во дворце был устроен музей. В 1924 году музей Юсуповых был упразднён и картина была отправлена в Государственный Эрмитаж , откуда в 1927 году передана в Пушкинский музей . Выставляется в Главном здании музея в зале 21 .

В собрании Гравюрного кабинета Государственных музеев Берлина имеется подготовительный рисунок Лоррена к картине (1655 год, бумага, чернила, карандаш; 17,6 × 23,2 см, инвентарный № KdZ 4537)

Лоррен неоднократно обращался к сюжету похищения Европы. Впервые подобную картину он написал в 1634 году (холст, масло; 172 × 215 см; частная коллекция), и уже в ней он выработал как общее композиционное построение, так и само изображение центральной группы, которые в различных вариациях будут задействованы им в последующих работах. Следующей картиной в этом цикле стала работа 1647 года, ныне находящаяся в Центральном музее Утрехта (холст, масло; 93 × 118 см; в «Liber Veritatis» под № 111); к ней очень близок холст 1658 года из английского частного собрания (в «Liber Veritatis» № 144). Далее была создана московская картина и уже после неё, в 1658 году, Лоррен написал картину из Букингемского дворца (холст, масло; 102 × 135 см) ). На обороте листа с рисунком картины из Пушкинского музея из «Liber Veritatis» имеется поздняя надпись, где в качестве заказчика картины назван Филипп де Граверон . Эта запись ошибочна и на самом деле должна относиться не к московской картине, а к версии из Букингемского дворца: известно, что лондонская картина была приобретена в 1829 году на аукционе Кристис , а предыдущий владелец её купил в 1787 году в Париже на распродаже собрания маркизы де Бандевиль, которая являлась внучкой Филиппа де Граверона .

По мнению Е. Б. Шарновой, при создании непосредственно фигур Зевса в виде быка и Европы со служанками Лоррен отталкивался от картины Паоло Веронезе на этот же сюжет , находящейся в Венеции во Дворце Дожей .

У картины есть парная — « Битва на мосту » («Битва между императорами Максенцием и Константином»), тоже созданная по заказу папы Александра VII, внесённая в «Liber Veritas» под соседним № 137, имеющая полностью аналогичный провенанс и вместе с «Похищением Европы» находящаяся в Пушкинском музее

Примечания

  1. , N 136.
  2. Дата обращения: 3 марта 2020. 3 марта 2020 года.
  3. , p. 5.
  4. , с. 160.
  5. , с. 160—161.

Литература

  • Кузнецова И. А. , Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М. : Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8 .
  • Liber Veritatis; or A Collection of prints, after original designs of Claude Lorrain; in the collection of his Grace Duke of Devonshire. Executed by Richard Earlom in the manner and taste of the drawings. — London: Published by messrs Boydell and Co Cheapside, 1777. — Vol. 2.
Источник —

Same as Похищение Европы (картина Лоррена)