Interested Article - Степняк-Кравчинский, Сергей Михайлович
![](/images/007/491/7491508/1.jpg?rand=120116)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/83ffde00f6480b8447091cf284a2af47.gif)
- 2020-09-29
- 1
Серге́й Миха́йлович Степня́к-Кравчи́нский (настоящая фамилия Кравчинский , псевдоним С. Степняк ; 1 [13] июля 1851 , Новый Стародуб , Херсонская губерния , Российская Империя — 11 [23] декабря 1895 , Лондон ) — выходец из дворян , революционер- народник , террорист, в 1878 году убивший шефа жандармов Н. В. Мезенцова и бежавший после этого за границу. Находясь в эмиграции, продолжил активную организаторскую, агитационную, пропагандистскую деятельность против правительства Российской империи. Занимался публицистической и журналистской деятельностью, писатель и переводчик.
Биография
Ранние годы
Родился 1 ( 13 ) июля 1851 года в семье военного врача в селе Новый Стародуб в Херсонской губернии (ныне Херсонская область , Украина ). Детство прошло в городах Российской Империи: Александрия , Елисаветград , Умань . Окончил Орловский кадетский корпус , после чего поступил в московское Александровское военное училище , откуда перевёлся в петербургское Михайловское артиллерийское училище . В 1870 году получил звание подпоручика ; отслужив год, ушёл в отставку.
Участие в революционном движении
В 1871—1873 годах учился на агрономическом факультете Лесного института , где и увлёкся революционными идеями. В 1872 году примкнул к кружку « чайковцев ».
Не завершив образования, осенью 1873 года одним из первых предпринял попытку « хождения в народ ». Агитировал крестьян Тульской и Тверской губерний, используя при этом тексты из Евангелия и делая из них социалистические выводы. Вдохновил на «хождение в народ» учившегося вместе с ним Д. Аитова .
Вскоре был арестован, бежал и, прожив недолгое время в Москве на нелегальном положении, в конце 1874 года эмигрировал в Швейцарию . Летом 1875 года участвовал в Герцеговинском восстании , сотрудничал в газете «Работник» (Женева) бакунистского направления. За годы пребывания за границей Степняк-Кравчинский неоднократно встречался с русскими политэмигрантами Г. А. Лопатиным , П. Н. Ткачёвым , П. Л. Лавровым , М. А. Бакуниным и др. Программ и бакунистов, и лавристов не принял, считая, что в России невозможны ни немедленная революция, ни планомерная социалистическая пропаганда. И выдвинул идею « пропаганды действием » — организации «показательного бунта», который будет подавлен, но подаст пример самопожертвования. В пропагандистских сказках — «Сказка о копейке» (1874), «Мудрица Наумовна» (1875), «Из огня да в полымя!…» (1876) и др. Кравчинский популяризовал идеи социализма, рассказывал о Карле Марксе , призывал к бунту. После подавления Герцеговинского восстания вернулся в Москву, где участвовал в организации и исполнении нескольких дерзких побегов из тюрем своих друзей. Но, испытав разочарование от неудачной деятельности народнического движения и расстроенный отсутствием перспектив развития и арестами своих друзей, вновь выехал за границу.
В 1877 году он участвовал в вооружённом восстании бакунистов в итальянской провинции Беневенто . Был арестован и приговорён к смертной казни, но в январе 1878 года амнистирован. Уже в феврале того же года, в Женеве , Кравчинский вместе с П. Б. Аксельродом и Л. Г. Дейчем организовал анархистский печатный орган — журнал «Община» . Основными задачами журнала были освещение, анализ народовольческого опыта и попытка объединения разрозненных народнических течений.
В мае 1878 года он нелегально вернулся в Россию и примкнул к « Земле и Воле »; стал главным редактором первых четырёх номеров газеты «Земля и воля. Социально-революционное обозрение».
Взгляды на революционную борьбу Кравчинского кардинально изменились. Теперь он окончательно отказался от тактики «хождения в народ» и пришёл к выводу, что единственный действенный метод борьбы в России — террор .
Убийство шефа жандармов
4 августа 1878 года на Итальянской улице в Петербурге в девятом часу утра Сергей Кравчинский нанёс смертельное ранение кинжалом шефу жандармов Н. В. Мезенцову . Совершённое им убийство он оправдывал как ответ на полицейский произвол, в том числе аресты народников-пропагандистов и смертный приговор, вынесенный Ковальскому :
Мезенцев убит нами […] не как человек, занимающий пост шефа жандармов, — мы считаем убийство мерой слишком ужасной, чтобы прибегать к ней для демонстрации; генерал-адъютант Мезенцев убит нами, как человек совершивший ряд преступлений, которых мог и должен был не совершать.
—
После покушения бежал в Швейцарию ; вернуться назад в Россию ему уже не довелось.
Эмиграция
![](/images/007/491/7491508/4.jpg?rand=643969)
До 1881 года жил в Швейцарии под псевдонимом и занимался переводами. После убийства Александра II и последовавшей за этим реакции правительство Александра III потребовало экстрадиции Кравчинского, и он нелегально перебрался в Италию .
Здесь в миланской газете «Pungolo» («Жало») он публикует серию очерков о российском революционном движении, которые легли в основу книги «Подпольная Россия». Книга была впервые издана в Италии под названием «La Russia sotteranea», но вскоре была переведена на множество языков мира и вызвала сочувственные отклики Э. Золя , А. Доде , М. Твена , Элизе Реклю , И. С. Тургенева , Л. Н. Толстого . Российское правительство вновь потребовало экстрадиции, и с 1884 года Кравчинский жил в Англии . Здесь у него появилось много друзей и знакомых: среди них Фридрих Энгельс , парламентарий- лейборист Дж. Браун, профсоюзный деятель Э. Пиз, Уильям Моррис , Эдуард Бернштейн , Иван Франко и другие.
В эмиграции Кравчинский женился на Фанни Марковне Личкус , дочери купца. С ними же жила Анна Марковна Личкус, сестра Фанни.
Проживая в Лондоне , он уделяет много времени творчеству. В 1885 году выходит его книга «Russia under the Tsars» (Россия под властью царей), в том же году она переиздаётся в Швеции , Франции , США . Через год издаётся следующая книга «Русская грозовая туча», а в 1888 году монография «Русское крестьянство, его экономическое положение, общественная жизнь и религия». В четырёх книгах, обличая царскую реакцию 1881—1887 годов, анализируя положение крестьян, рассматривая национальную политику в армии, Кравчинский прославлял героическую борьбу революционеров.
В 1888 году, под редакцией Элеоноры и Эдуарда Эвелингов , выходит роман Кравчинского «The Career of a Nihilist» (Жизнь нигилиста). Главный герой романа Андрей Кожухов является собирательным образом из судеб и характеров многих героев революционного движения, а основной задачей романа, как писал сам автор, было показать «душевную сущность этих восторженных друзей человечества». На русском языке роман увидел свет уже после смерти писателя под названием «Андрей Кожухов».
![](/images/007/491/7491508/5.jpg?rand=136263)
Кроме творческой работы Кравчинский активно участвует в общественной жизни, посещает различные митинги, выступает с лекциями. В 1890 году в Англии по его инициативе возникло « Общество друзей русской свободы », которое занималось пропагандой против российского самодержавия и поддержкой российских революционеров, выпускало англоязычный ежемесячник «Свободная Россия» ( Free Russia ). Редактором журнала до 1893 года был сам Кравчинский, затем его сменил Ф. В. Волховский . В 1891 году после поездки Кравчинского в США здесь возникло американское отделение «Общества друзей российской свободы».
В тот же период Кравчинский организует «Фонд вольной русской прессы», который занимался изданием и переправкой в Россию агитационной литературы. Во многом именно на темах, поднятых изданиями Фонда, основывалась большая часть социалистической пропаганды против царской России. В эти годы Кравчинский пишет повесть «Домик на Волге» и два эссе: «Заграничная агитация» и «Чего нам нужно и начало конца».
Мы думаем, что ничтожная шайка людей, правящая в настоящее время Россией, опираясь на недоразумение крестьянской массы, может быть опрокинута только насилием, и мы не видим к этому никакого другого пути, кроме насилия. В политике мы революционеры не только до прямого народного восстания, но до военных заговоров, до ночных вторжений во дворец, до бомб и динамита.
— Из брошюры «Чего нам нужно и начало конца»
В 1891 году, познакомившись с Хесбой Стреттон , собирает материал для книги о сектантах-штундистах в России. Итогом этой деятельности стали два варианта книги — роман «Штундист Павел Руденко» и изданный в 1895 году на английском языке «Великий путь Скорби» (Highway of Sorrow at the close of the 19-th Centure). Несмотря на столь тесное соавторство, по просьбе Степняка его имя не было упомянуто, и на обложке вместо него были указаны шесть звёздочек.
В 1893 году Кравчинский сам перевёл «Подпольную Россию» на русский язык и издал её тиражом 5 000 экземпляров. Для революционно настроенной молодёжи книга становится настольной. В 1895 году вышла в свет его последняя книга «King Stork and King Log» («Царь-чурбан и царь-цапля»), в ней были описаны конец правления Александра III и первые дни правления Николая II . Незадолго до смерти Степняк-Кравчинский начал активно обсуждать возможность общеоппозиционного печатного издания на русском языке «Земский Собор», который должен был нелегально распространяться в России. Из России деятельную помощь должен был оказать известный адвокат Л. А. Куперник , который в августе 1895 года встречался в Лондоне с Кравчинским.
23 декабря 1895 года Степняк-Кравчинский погиб, случайно попав под поезд.
Степняк вышел из своего дома и пошёл к Волховскому через пустырь. Когда, по обыкновению задумавшись, он переходил через полотно железной дороги, на него наскочил поезд, и он был убит на месте.
Одной из подруг и сотрудниц Кравчинского была писательница Этель Лилиан Войнич , которую он обучил русскому языку. Её революционный роман « Овод » (1897) распространялся в России подпольщиками, а после победы Октябрьской революции издавался в СССР многомиллионными тиражами и был в каждой школьной библиотеке.
Политические взгляды
Своим политическим кредо С. М. Степняк-Кравчинский считал социализм , понимая его как имущественное равенство :
Мы — социалисты. Цель наша — разрушение существующего экономического строя, уничтожение экономического неравенства, составляющего, по нашему убеждению, корень всех страданий человечества. […] Мы считаем, что не политическое рабство порождает экономическое, а наоборот.
—
Борьбу с царской администрацией Кравчинский считал необходимой лишь постольку, поскольку последняя мешала расправе над имущими классами («буржуазией»):
[…] Наши настоящие враги — буржуазия , которая теперь прячется за вашей спиной [то есть за спиной правительства ( прим. Википедия )]. Так посторонитесь же! Не мешайте нам бороться с нашими настоящими врагами, и мы оставим вас в покое.
Вот чего мы требуем от вас, господа правительствующие. Большего от вас мы не требуем, потому что большего вы дать не в силах. Это большее в руках буржуазии, у которой мы и вырвем его вместе с жизнью.— Там же
Вопросы политического устройства России Кравчинский считал второстепенными:
До вопроса о разделении власти между вами и буржуазией нам нет решительно никакого дела. Давайте или не давайте конституцию, призывайте выборных или не призывайте, назначайте их из землевладельцев, попов или жандармов — это нам совершенно безразлично.
— Там же
Образ в литературе
- Личность Кравчинского отражена во многих мемуарах ( Н. А. Морозова , П. А. Кропоткина , В. И. Засулич , Б. Шоу , Г. Брандеса ), а также в «Возмездии» А. А. Блока .
Наследие
- Нежелание Кравчинского присоединяться к какой-либо партии или группировке были скорее исключением, чем правилом в среде русской революционной эмиграции. Его ближайшие соратники — Ф. В. Волховский , Е. Е. Лазарев , Л. Э. Шишко в начале XX века вступили в партию эсеров . На базе Фонда вольной русской прессы была создана , которая в 1902 году также стала эсеровской организацией.
- Почти на 20 лет пережили Степняка-Кравчинского два его детища — английское «Общество друзей русской свободы» и его печатный орган журнал «Free Russia». После смерти революционера издавать журнал продолжал Ф. В. Волховский вместе с английскими единомышленниками Кравчинского ( Р. Уотсон , Ф. Грин, Дж. Перрис).
- В 1930-е гг. вдова Степняка-Кравчинского Ф. М. Степняк-Кравчинская через полпреда в Лондоне И. М. Майского передала бумаги своего мужа на хранение в СССР .
- В советское время книги Степняка-Кравчинского многократно переиздавались, а его жизнь и деятельность стали объектом научных исследований. Особенно весомый вклад в эту работу внесла советская исследовательница Е. А. Таратута . Среди её многочисленных статей и книг, посвящённых революционеру, выделяется капитальная биография Степняка-Кравчинского , в которой она подробно восстановила жизнь революционера. При этом, как отмечает в своей диссертации Д. М. Нечипорук, «свободная форма повествования позволила <автору> удачно обойти все моменты и эпизоды, не вписывающиеся в представление о Степняке-Кравчинском как о пламенном революционере и непримиримом борце с самодержавием, прямой предтече революционной деятельности Ленина» . Е. А. Таратута недостаточно глубоко исследовала эволюцию политических взглядов русского революционера, которую они претерпели за годы лондонской эмиграции.
Сочинения
- Степняк-Кравчинский С. М. Собрание сочинений / С написанными для настоящего издания воспоминаниями П. А. Кропоткина и фототипич. портр. Степняка. Ч. 1: «Штундист Павел Руденко». — СПб. : б. и., 1907. — 224 с.: портр.
- Степняк-Кравчинский С. М. Собрание сочинений. Ч. 3: 1. «Домик на Волге».2. «Новообращённый». 3. «Сказка о копейке» / Степняк-Кравчинский С. М. — СПб. : б. и., 1907. — 241 с.: портр.
- Степняк-Кравчинский С. М. Собрание сочинений. ч. 4: «Андрей Кожухов» / Степняк-Кравчинский С. М. — СПб. : б. и., 1907. — 306 с.: портр.
- Степняк-Кравчинский С. М. Собрание сочинений. Ч. 5: «Эскизы и силуэты». Ольга Любатович . N 39. «Жизнь в городишке». Степан Халтурин . «Волшебнику». Гарибальди / Степняк-Кравчинский С. М. — СПб. : б. и., 1907
- Степняк-Кравчинский С. М. «Андрей Кожухов»: Роман из эпохи 1870-х годов / Послеслов. Д. Юферева. — М. : Гослитиздат, 1950. — 342 с.
- Степняк-Кравчинский С. М. «Россия под властью царей»: пер. с англ. / Вступит. статья Е. Таратуты. — М. : Мысль, 1964. — 407 с.: портр.
- «В лондонской эмиграции». — М. : Наука, 1968.
- Степняк-Кравчинский С. М. «Избранное» / Предисл. А. И. Володина. Худож. А. Виноградов. — М. : Худож. лит., 1972. — 584 с.: ил., портр.
- Степняк-Кравчинский С. «Сочинения». В 2-х т. Составление и комментарии Н. М. Пирумовой и М. И. Перпер . М.: Художественная литература, 1987. — 575 с. и 461 с.
- «Штундист Павел Руденко : роман». — СПб. : Христианское общество «Библия для всех», 1997. — 216 с. ISBN 5-7454-0161-3
- «Грозовая туча России». — М. : Новый Ключ, 2001. ISBN 5-7082-0113-4
- «The Russian Peasantry» (Русское крестьянство, 2 тт., 1888).
- «О правде и кривде» (Женева, 1875)
- «Из огня да в полымя! или Вот тебе бабушка и Юрьев день!» (Лондон, 1876)
- «Русская грозовая туча» (1886),
- «King Stork and King Log» (Царь-чурбан и царь-цапля).
- «Сказка о копейке» (1874 — Швейцария)
- «Мудрица Наумовна» (рус. 1875 — Англия, без указания имени автора), где Степняк-Кравчинский задался целью изложить в доступной народу форме суть 1-го т. «Капитала» К. Маркса (см. Социализм, Экономика); третья часть сказки называется «Будущее царство» — это второе в рус. лит-ре после «Четвёртого сна Веры Павловны» Н. Г. Чернышевского прямое изображение коммунистического общества , которое автор называет «работницким».
- «Новообращённый».
Экранизации
- 1970 — Смятение — по повести «Домик на Волге»
Примечания
- — 2012.
- Сергей Степняк-Кравчинский . от 16 июня 2009 на Wayback Machine
- Опубликованы её воспоминания о беседе супругов Кравчинских с Энгельсом: Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе. — М., 1969. — С. 122.
- За сто лет (1800—1896): сборник по истории политических и общественных движений в России. — 1897. — С. 254.
- ↑ Нечипорук Д. М. от 24 апреля 2012 на Wayback Machine . — 2009.
- Таратута Е. Л. С. М. Степняк-Кравчинский — революционер и писатель. — М. , 1973. — С. 424.
Литература
- Брандес Г. «Русские впечатления». — М. : ОГИ, 2002. ISBN 5-94282-183-6
- Водовозов В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «Счастливый Кит: Повесть о Сергее Степняке-Кравчинском». — М. : Политиздат , 1979. — 335 с., ил. — (серия « Пламенные революционеры »).
- Иванов Ю. Н. «Публицистика С. М. Степняка-Кравчинского в оценке английской прессы 1880-х годов XIX века». // Из истории нового и новейшего времени. — Вып. II. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1969.
- Маевская П. «Слово и подвиг. Жизнь и творчество С. М. Степняка-Кравчинского». — 1968.
- Могильнер М. «Мифология „подпольного человека“». // Культурология: Дайджест. — 2003. — № 4 (27). — С. 48—60.
- Смольников И. Ф. "Острее клинка: Повесть" [Для сред. и ст. возраста]. — Л. : Дет. лит. [Ленингр. отд-ние], 1973. — 208 с. — 75 000 экз.
- Таратута Е. А. Русский друг Энгельса. Рассказ об интернациональных связях русского революционера-народника С. М. Степняка-Кравчинского. — М. , 1970.
- Таратута Е. А. . — М. , 1973.
- Шишко Л. Э. // Грозовая туча России / Сост., предисловие и примеч. Б. Романова. — М. , 2001. — С. 285—334.
- Олейник Н. Я. «Пролог: Роман». — М. : Советский писатель , 1982. — 512 с. — 100 000 экз.
Ссылки
- Степняк-Кравчинский С. М. [www.lib.ru/PRIKL/STEPNYAK/podpol.txt «La Russia sotteranea» (Подпольная Россия)]
- Степняк-Кравчинский С. М. (недоступная ссылка)
- Памфлет Сергея Степняка-Кравчинского , написанный им после убийства шефа жандармов Мезенцова
- Степняк-Кравчинский С. М.
- Степняк-Кравчинский С. М.
- Степняк-Кравчинский С. М.
- .
- Роман украинского писателя Миколы Олейника посвящен народничеству и охватывает период 70—90‑х годов XIX века. В центре повествования — многогранная деятельность С. М. Степняка-Кравчинского.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/83ffde00f6480b8447091cf284a2af47.gif)
- 2020-09-29
- 1